Norma.uz
Газета Норма / 2016 год / № 46 / Новости законодательства

Государство регулирует цены на лекарства

 

С одной стороны, реализация лекарств, как и любого другого товара, подчиняется законам рынка и зависит от спроса и предложения. С другой, это товар стратегической важности – от его цены и доступности зависит здоровье населения. Кто и как регулирует цены на лекарства? Для чего это делается? К чему приведет?

 

В условиях рыночной экономики ­многие считают, что цены отпущены в свободное плавание и не регулируются. Но это заблуждение. Государство может оказывать прямое или косвенное воздействие на национальное хозяйство через систему ценообразования, что является важным инструментом экономической политики. В частности, влиять на состояние хозяйственной конъюнктуры отдельных товарных рынков с помощью регулирования цен.

Система цен, основанная на саморегулировании, в момент их завышения становится не выгодной для производителя. Ведь он должен стремиться оптимизировать цены в целях получения гарантии сбыта своей продукции на рынке сейчас и в перспективе. Даже в странах с развитой рыночной экономикой государство влияет на рыночное ценообразование.

В Узбекистане также применяется практика регулирования цен государством. Она осуществляется в соответствии с Положением о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и государственного контроля за их применением (прил. №1 к ПКМ №239 от 28.10.2010г.).

Органы госуправления и госвласти на местах в пределах своей компетенции, предусмотренной законодательством, могут устанавливать фиксированные или предельные цены (тарифы) и наценки на отдельные виды товаров по согласованию с органом ценового регулирования.

 Таким образом, фиксированные цены применяются на некоторые социально значимые продовольственные товары (местная мука, сахар-песок, формовой хлеб), топливно-энергетические ресурсы (природный газ, электроэнергия, бензин, уголь), продукты коммунального хозяйства и связи (холодная и горячая вода, отопление, мусор, стационарный телефон). При этом они могут быть установлены по всей республике или ­отдельно в ­каждом регионе. Например, фиксированные цены на 11 на­именований продовольственных товаров установлены на всех дехканских рынках Ташкента. Кроме этого, применяются предельные наценки на хлопковое масло местного производства, корма (шрот и шелуха), лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Государственный контроль за правильностью формирования и применения регулируемых цен (тарифов) осуществляет антимонопольный орган путем проверок и мониторинга соблюдения требований Положения.

 

 

Внесены коррективы

 

Изучение условий, способствующих необоснованному росту цен на лекарственные средства, проведенное Гос­комконкуренции, показало, что одной из основных причин нарушений являлось противоречие в применении норм законодательных актов в части формирования цен на них.

Так, в соответствии с ПКМ №19 от 14.01.1999 г. (далее – ПКМ №19) лекарства реализуют через оптовую и розничную торговую сеть с применением предельных торговых надбавок, определяемых независимо от числа посредников, участвующих в поставках, для оптовой торговли в размере не более 20%, розничной торговли – 25%.

Однако согласно ПКМ №307 от 5.08.2000 г. (далее – ПКМ №307) лекарства и изделия медназначения, завозимые по импорту, реализуются с применением оптово-розничной торговой надбавки не более 20% (также независимо от количества участвующих в поставках посредников).

Таким образом, в первом случае надбавка была определена для оптовых и розничных предприятий в отдельности (итого 45%) независимо от поставки – импортной или местной продукции. А во втором – ограничение надбавки в 20% должно применяться в целом для оптовых и розничных предприятий ­только в части импорта продукции.

Отсутствие отдельной надбавки для розничных продавцов импортируемых лекарств привело к тому, что некоторые недобросовестные оптовые импортеры для увеличения собственной прибыли устанавливают предельно допустимые размеры торговой надбавки (19%) на наиболее востребованные и дефицитные препараты без учета интересов розничных аптечных сетей и учреждений.

В целях введения единого порядка ценообразования на лекарственные средства и изделия медназначения, пресечения необоснованного роста цен на них и практики назначения дорогостоящих импортных лекарств при наличии более доступных и качественных отечественных аналогов 31 октября 2016 года было принято постановление Президента №ПП-2647 «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее – ПП-2647).

Оно устанавливает, что с 1 января 2017 года оптовая и розничная реализация лекарств и изделий медназначения, ввозимых по импорту, а также закупаемых у отечественных производителей, должна осуществляться с применением предельных торговых надбавок, определяемых независимо от числа посредников, участвующих в поставках, в следующих размерах:

для оптовой торговли – не более 15% от покупной стоимости;

для розничной торговли – не более 20% от оптовой цены.

Вместе с тем утвержден перечень социально значимых лекарственных средств и медизделий, которые будут реализовываться по фиксированным ценам. Он включает в себя 189 наименований (для 8 классов заболеваний), из которых 53 – отечественные и 114 – импортные лекарственные средства, а также соответственно 13 и 9 изделий медназначения.

Импортные закупки по утвержденному перечню будут осуществляться на тендерной основе среди отечественных оптовых и оптово-розничных предприятий. При этом проведение тендерных торгов возложено на Министерство внешних экономических связей, инвес­тиций и торговли РУз. Ежеквартально, на основе анализа конъюнктуры мировых цен на лекарства и изделия медназначения МВЭС будет вносить в Респуб­ликанскую комиссию предложения по установлению предельно допустимой контрактной стоимости на включенные в перечень препараты и изделия. Если предложения хозсубьектов будут превышать допустимый предел, они рассматриваться не будут.

Для системного контроля за обес­печением лечебных учреждений и населения лекарствами создается респуб­ликанская комиссия. Она и будет устанавливать размеры фиксированных цен на социально значимые лекарства и медизделия, включенные в перечень, доводить их до сведения хозсубъектов. В компетенции комиссии также внесение изменений и дополнений в этот перечень. Информацию о фиксированных ценах по всем лекарственным средствам, включенным в перечень, Минздрав будет размещать на своем веб-сайте.

Все медучреждения государственной системы здравоохранения в установленном порядке будут закупать предусмотренные в перечне лекарственные средства и изделия медицинского назначения по ценам, не превышающим установленных республиканской комиссией.

 

 

Как рассчитать цену?

 

Покупная стоимость для импортируемых лекарств и изделий медназначения служит базой для последующего установления фиксированной либо регулируемой цены на импортируемую продукцию (Положение, прил. №4 к ПП-2647).

 

Покупная стоимость импортных лекарств определяется по прежней схеме:

С = Кс + Т + Кр + Пр, где

С – покупная стоимость;

Кс – контрактная стоимость, определенная исходя из курса Центробанка РУз на дату заполнения грузовой таможенной декларации;

Т – таможенные платежи, рассчитанные по курсу ЦБ в установленном порядке;

Кр – курсовая разница между контрактной стоимостью, определенной исходя из курса ЦБ на дату заключения контракта и на дату заполнения грузовой таможенной декларации;

Пр – прочие расходы, связанные с покупкой товара.

 

Отпускная стоимость лекарственных препаратов и медизделий отечественного производителя служит базой для установления фиксированной либо регулируемой цены.

Все завезенные импортерами лекарства и медтовары по тендерным торгам реализуются оптовиками по фиксированной оптовой цене, аптеками – по фиксированной розничной цене.

 

Оптовая цена импортного товара считается по формуле:

Оц = С (Кс + Т + Кр + Пр ) х 1,15, где

Оц – оптовая фиксированная цена;

С – покупная стоимость;

1,15 – коэффициент, учитывающий предельный (15%) размер оптовой торговой надбавки.

 

Розничная цена импортного товара определяется так:

Р = Оц х 1,2, где

Р – фиксированная розничная цена;

Оц – оптовая цена;

1,2 – коэффициент, учитывающий предельный (20%) размер розничной торговой надбавки.

 

Лекарственные средства и изделия медназначения, включенные в перечень и произведенные отечественными производителями, реализуются оптовиками по фиксированной оптовой цене и аптеками – по фиксированной розничной цене.

 

 

Для расчета оптовой цены отечественного товара применяем формулу:

Оц = О х 1,15, где

Оц – оптовая цена;

О – отпускная цена завода-изготовителя;

1,15 – коэффициент, учитывающий предельный размер оптовой торговой надбавки.

 

Розничную цену отечественных препаратов можно рассчитать так:

Р = Оц х 1,2, где

Р – фиксированная розничная цена;

Оц – оптовая цена;

1,2 – коэффициент, учитывающий предельный размер торговой надбавки.

 

Следует отметить, что цены фиксируются на каждую контрактную (отпускную) партию. Фиксированные цены указываются аптеками на каждой упаковке лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Оптово-розничные предприятия, реализующие их через собственные аптеки, продают лекарства с применением соответствующего размера надбавки каждого звена при условии ведения раздельного учета затрат.

 

В компетенции Госкомконкуренции и его территориальных органов – проведение выборочных проверок соблюдения порядка госрегулирования цен на лекарственные средства и изделия медназначения, реализуемые оптовиками и аптеками. При выявлении фактов завышения цен материалы будут передаваться в лицензирующий орган (Минздрав) для прекращения действия лицензии. Основанием для этого может стать и отсутствие медикаментов из минимального перечня лекарств и медизделий первой необходимости, обязательного для всех аптек.

После введения в действие ПП-2647 с 1 января 2017 года ПКМ №19 и №307 утратят силу.

 

Дильшод Азимов,

начальник управления по контролю за рекламной деятельностью
и защиты прав потребителей Госкомконкуренции.

Прочитано: 3671 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика