С одной стороны, реализация лекарств, как и любого другого товара, подчиняется законам рынка и зависит от спроса и предложения. С другой, это товар стратегической важности – от его цены и доступности зависит здоровье населения. Кто и как регулирует цены на лекарства? Для чего это делается? К чему приведет?
В условиях рыночной экономики многие считают, что цены отпущены в свободное плавание и не регулируются. Но это заблуждение. Государство может оказывать прямое или косвенное воздействие на национальное хозяйство через систему ценообразования, что является важным инструментом экономической политики. В частности, влиять на состояние хозяйственной конъюнктуры отдельных товарных рынков с помощью регулирования цен.
Система цен, основанная на саморегулировании, в момент их завышения становится не выгодной для производителя. Ведь он должен стремиться оптимизировать цены в целях получения гарантии сбыта своей продукции на рынке сейчас и в перспективе. Даже в странах с развитой рыночной экономикой государство влияет на рыночное ценообразование.
В Узбекистане также применяется практика регулирования цен государством. Она осуществляется в соответствии с Положением о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и государственного контроля за их применением (прил. №1 к ПКМ №239 от 28.10.2010г.).
Органы госуправления и госвласти на местах в пределах своей компетенции, предусмотренной законодательством, могут устанавливать фиксированные или предельные цены (тарифы) и наценки на отдельные виды товаров по согласованию с органом ценового регулирования.
Таким образом, фиксированные цены применяются на некоторые социально значимые продовольственные товары (местная мука, сахар-песок, формовой хлеб), топливно-энергетические ресурсы (природный газ, электроэнергия, бензин, уголь), продукты коммунального хозяйства и связи (холодная и горячая вода, отопление, мусор, стационарный телефон). При этом они могут быть установлены по всей республике или отдельно в каждом регионе. Например, фиксированные цены на 11 наименований продовольственных товаров установлены на всех дехканских рынках Ташкента. Кроме этого, применяются предельные наценки на хлопковое масло местного производства, корма (шрот и шелуха), лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
Государственный контроль за правильностью формирования и применения регулируемых цен (тарифов) осуществляет антимонопольный орган путем проверок и мониторинга соблюдения требований Положения.
Внесены коррективы
Изучение условий, способствующих необоснованному росту цен на лекарственные средства, проведенное Госкомконкуренции, показало, что одной из основных причин нарушений являлось противоречие в применении норм законодательных актов в части формирования цен на них.
Так, в соответствии с ПКМ №19 от 14.01.1999 г. (далее – ПКМ №19) лекарства реализуют через оптовую и розничную торговую сеть с применением предельных торговых надбавок, определяемых независимо от числа посредников, участвующих в поставках, для оптовой торговли в размере не более 20%, розничной торговли – 25%.
Однако согласно ПКМ №307 от 5.08.2000 г. (далее – ПКМ №307) лекарства и изделия медназначения, завозимые по импорту, реализуются с применением оптово-розничной торговой надбавки не более 20% (также независимо от количества участвующих в поставках посредников).
Таким образом, в первом случае надбавка была определена для оптовых и розничных предприятий в отдельности (итого 45%) независимо от поставки – импортной или местной продукции. А во втором – ограничение надбавки в 20% должно применяться в целом для оптовых и розничных предприятий только в части импорта продукции.
Отсутствие отдельной надбавки для розничных продавцов импортируемых лекарств привело к тому, что некоторые недобросовестные оптовые импортеры для увеличения собственной прибыли устанавливают предельно допустимые размеры торговой надбавки (19%) на наиболее востребованные и дефицитные препараты без учета интересов розничных аптечных сетей и учреждений.
В целях введения единого порядка ценообразования на лекарственные средства и изделия медназначения, пресечения необоснованного роста цен на них и практики назначения дорогостоящих импортных лекарств при наличии более доступных и качественных отечественных аналогов 31 октября 2016 года было принято постановление Президента №ПП-2647 «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее – ПП-2647).
Оно устанавливает, что с 1 января 2017 года оптовая и розничная реализация лекарств и изделий медназначения, ввозимых по импорту, а также закупаемых у отечественных производителей, должна осуществляться с применением предельных торговых надбавок, определяемых независимо от числа посредников, участвующих в поставках, в следующих размерах:
для оптовой торговли – не более 15% от покупной стоимости;
для розничной торговли – не более 20% от оптовой цены.
Вместе с тем утвержден перечень социально значимых лекарственных средств и медизделий, которые будут реализовываться по фиксированным ценам. Он включает в себя 189 наименований (для 8 классов заболеваний), из которых 53 – отечественные и 114 – импортные лекарственные средства, а также соответственно 13 и 9 изделий медназначения.
Импортные закупки по утвержденному перечню будут осуществляться на тендерной основе среди отечественных оптовых и оптово-розничных предприятий. При этом проведение тендерных торгов возложено на Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли РУз. Ежеквартально, на основе анализа конъюнктуры мировых цен на лекарства и изделия медназначения МВЭС будет вносить в Республиканскую комиссию предложения по установлению предельно допустимой контрактной стоимости на включенные в перечень препараты и изделия. Если предложения хозсубьектов будут превышать допустимый предел, они рассматриваться не будут.
Для системного контроля за обеспечением лечебных учреждений и населения лекарствами создается республиканская комиссия. Она и будет устанавливать размеры фиксированных цен на социально значимые лекарства и медизделия, включенные в перечень, доводить их до сведения хозсубъектов. В компетенции комиссии также внесение изменений и дополнений в этот перечень. Информацию о фиксированных ценах по всем лекарственным средствам, включенным в перечень, Минздрав будет размещать на своем веб-сайте.
Все медучреждения государственной системы здравоохранения в установленном порядке будут закупать предусмотренные в перечне лекарственные средства и изделия медицинского назначения по ценам, не превышающим установленных республиканской комиссией.
Как рассчитать цену?
Покупная стоимость для импортируемых лекарств и изделий медназначения служит базой для последующего установления фиксированной либо регулируемой цены на импортируемую продукцию (Положение, прил. №4 к ПП-2647).
Покупная стоимость импортных лекарств определяется по прежней схеме:
С = Кс + Т + Кр + Пр, где
С – покупная стоимость;
Кс – контрактная стоимость, определенная исходя из курса Центробанка РУз на дату заполнения грузовой таможенной декларации;
Т – таможенные платежи, рассчитанные по курсу ЦБ в установленном порядке;
Кр – курсовая разница между контрактной стоимостью, определенной исходя из курса ЦБ на дату заключения контракта и на дату заполнения грузовой таможенной декларации;
Пр – прочие расходы, связанные с покупкой товара.
Отпускная стоимость лекарственных препаратов и медизделий отечественного производителя служит базой для установления фиксированной либо регулируемой цены.
Все завезенные импортерами лекарства и медтовары по тендерным торгам реализуются оптовиками по фиксированной оптовой цене, аптеками – по фиксированной розничной цене.
Оптовая цена импортного товара считается по формуле:
Оц = С (Кс + Т + Кр + Пр ) х 1,15, где
Оц – оптовая фиксированная цена;
С – покупная стоимость;
1,15 – коэффициент, учитывающий предельный (15%) размер оптовой торговой надбавки.
Розничная цена импортного товара определяется так:
Р = Оц х 1,2, где
Р – фиксированная розничная цена;
Оц – оптовая цена;
1,2 – коэффициент, учитывающий предельный (20%) размер розничной торговой надбавки.
Лекарственные средства и изделия медназначения, включенные в перечень и произведенные отечественными производителями, реализуются оптовиками по фиксированной оптовой цене и аптеками – по фиксированной розничной цене.
Для расчета оптовой цены отечественного товара применяем формулу:
Оц = О х 1,15, где
Оц – оптовая цена;
О – отпускная цена завода-изготовителя;
1,15 – коэффициент, учитывающий предельный размер оптовой торговой надбавки.
Розничную цену отечественных препаратов можно рассчитать так:
Р = Оц х 1,2, где
Р – фиксированная розничная цена;
Оц – оптовая цена;
1,2 – коэффициент, учитывающий предельный размер торговой надбавки.
Следует отметить, что цены фиксируются на каждую контрактную (отпускную) партию. Фиксированные цены указываются аптеками на каждой упаковке лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Оптово-розничные предприятия, реализующие их через собственные аптеки, продают лекарства с применением соответствующего размера надбавки каждого звена при условии ведения раздельного учета затрат.
В компетенции Госкомконкуренции и его территориальных органов – проведение выборочных проверок соблюдения порядка госрегулирования цен на лекарственные средства и изделия медназначения, реализуемые оптовиками и аптеками. При выявлении фактов завышения цен материалы будут передаваться в лицензирующий орган (Минздрав) для прекращения действия лицензии. Основанием для этого может стать и отсутствие медикаментов из минимального перечня лекарств и медизделий первой необходимости, обязательного для всех аптек.
После введения в действие ПП-2647 с 1 января 2017 года ПКМ №19 и №307 утратят силу.
Дильшод Азимов,
начальник управления по контролю за рекламной деятельностью
и защиты прав потребителей Госкомконкуренции.