В материале «Как победить в споре… пенсионном» («Норма» №40 от 4.10.2016г.) автор – адвокат Зумрад Ниязметова поделилась мыслями о том, как можно использовать некоторые противоречия в нормативно-правовых актах пенсионного законодательства. В свою очередь эксперт – специалист внебюджетного Пенсионного фонда Дильшод Султанов представил разъяснения по указанным в материале ситуациям.
СИТУАЦИЯ. Женщина, выходя на льготную пенсию по возрасту (с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет), столкнулась с нежеланием органов Пенсионного фонда включать ей в специальный стаж работы период по уходу за единственным ребенком продолжительностью 3 года. При этом сотрудники ПФ ссылались на пункт 35 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (прил. №1 к ПКМ №252 от 8.09.2011г., далее – Положение №252), а женщина настаивала на применении пункта 37 этого же Положения. Кто прав?
Адвокат, анализируя ситуацию по включению периода ухода за детьми в специальный стаж работы, не полностью разобралась с понятиями «стаж работы» и «специальный стаж работы».
Стаж работы используется для определения права на пенсию на общих и льготных основаниях. При этом специальный стаж работы определяет право на пенсию только на льготных основаниях.
Работники, которые были заняты полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (ч.I Списка №3, утв. ПКМ №250 от 12.05.1994г.), имеют право на пенсию с уменьшением возраста на 5 лет (п.«б» ст.12 З-на «О государственном пенсионном обеспечении граждан», далее – Закон о пенсионном обеспечении).
То есть мужчины при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах; женщины должны отработать не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.
Как видно из вышеизложенного, для приобретения права на пенсию на льготных условиях необходимо иметь и общий (мужчины – 25 лет, женщины – 20 лет) и специальный (мужчины – 12 лет 6 месяцев, женщины – 10 лет) стаж работы.
Учителя специализированных образовательных учреждений для детей-инвалидов, домов «Мехрибонлик», военных академических лицеев, воспитательных колоний могут выйти на пенсию на 5 лет раньше установленного Законом срока, но только при наличии специального стажа работы не менее 25 лет (п.«к» ст.12 Закона о пенсионном обеспечении; ч.VII Списка №3).
Необходимо отметить, что стаж работы определяется за счет суммирования пунктов «а»–«и» части первой статьи 37 Закона о пенсионном обеспечении. При этом пункты «д»–«и» включаются в стаж работы при наличии не менее 7 лет общего стажа работы, указанных в пунктах «а»–«г» данной статьи.
ПРИМЕР. Женщина работает на полставки, то есть полдня, скажем, после обеденного перерыва с 14.00 до 18.00. Другая женщина работает на этой же работе с 9.00 до 18.00 на полную ставку. При исчислении общего стажа период работы обеих женщин будет принят одинаково, то есть полный месяц и полный год независимо от рабочей нагрузки.
Однако при исчислении специального стажа работы он будет определяться в каждом случае по-разному.
Право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных списками, в течение полного рабочего дня, за исключением части III «Работники летного и летно-испытательного состава» и части VII «Спортсмены» Списка №1 (утв. ПКМ №250), а также части VII «Учителя специализированных образовательных учреждений для детей-инвалидов, домов «Мехрибонлик», военных академических лицеев, воспитательных колоний» и части VIII «Врачи и средний медицинский персонал специализированных медицинских учреждений» Списка №3 (п.6 Инструкции, рег. МЮ №2337 от 12.03.2012г.).
А под занятостью в течение полного рабочего дня понимается выполнение работ, предусмотренных списками, в условиях соответствующих аттестации рабочего времени, в определенных отраслях производства не менее 80% рабочего времени, предусмотренного законодательством (п.7 Инструкции).
Учителя спецобразовательных учреждений для детей-инвалидов, домов «Мехрибонлик», военных академических лицеев, воспитательных колоний, врачи и средний медперсонал спецмедучреждений имеют право на пенсию по возрасту на льготных условиях при соблюдении требований к нормам продолжительности рабочего времени (для учителей – педагогической нагрузке), предусмотренным для указанных категорий работников законодательством, действовавшим в период трудовой деятельности (пп.24, 25 Инструкции).
Нормы продолжительности дня для вышеназванных работников утверждены постановлением Кабинета Министров №133 от 11.03.1997 г. (прил. №4).
Соответственно, женщина, которая работала на полставки, не имеет права на специальный стаж работы, а женщина, которая работала полный рабочий день, его приобретает.
Как видно из вышеизложенного, женщина, занятая уходом за детьми, не может претендовать на одинаковые условия с женщиной, которая работала полный рабочий день и приобрела специальный стаж работы.
Кроме того, в комментарии адвоката был использован термин «работа по специальности». Однако работа по специальности и специальный стаж работы – понятия разные. Рассмотрим на примерах.
ПРИМЕР 1. Врач А специализированного медучреждения работает 3,5 часа в день по специальности. Врач В того же спецмедучреждения работает 5,5 часа в день тоже по специальности. Однако при исчислении специального стажа работы у врача А специальный стаж будет отсутствовать, несмотря на то, что он работал по специальности, а у врача В он будет исчислен по продолжительности времени (дни, месяцы, годы).
ПРИМЕР 2. Горнорабочий (по специальности юрист или математик, или экономист) работает на горно-металлургическом комбинате по добыче полезных ископаемых полный рабочий день. Следует отметить, что данный рабочий не работает по специальности, однако он занят на работе, которая дает ему право на исчисление специального стажа работы, дающего право на льготное пенсионное обеспечение.
Так для чего же тогда используется работа по специальности? Работа по специальности на практике используется в трудовых взаимоотношениях. При наличии определенного стажа работы по специальности работник может претендовать на повышение по должности или материальное обеспечение (премии по выслуге лет, надбавки к заработной плате и т.п.).
А если точно следовать букве закона, то специальный стаж работы – это продолжительность трудовой деятельности, дающей право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством, в определенных отраслях народного хозяйства, профессиях и должностях (абз.12 п.2 Положения №252). При этом уход за детьми не является трудовой деятельностью, дающей право на льготное пенсионное обеспечение.
Согласно абзацу 3 подпункта «ж» пункта 35 Положения №252, а также пункту 27 Инструкции период нахождения в отпуске по уходу за ребенком (в том числе и в оплачиваемом) не включается в специальный стаж работы, дающий право на льготную пенсию по возрасту.
СИТУАЦИЯ. С декабря 1996 года по октябрь 2014-го я проходил службу на разных должностях в органах внутренних дел. С июля по октябрь 2000 года был привлечен к антитеррористическим действиям. Согласно Закону «О борьбе с терроризмом» и пункту 39 Положения №252 эти дни подлежат льготному исчислению (1 за 3) при начислении пенсии. Сотрудники ПФ этого не учли. Кто прав?
Военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел предоставляется право на получение пенсии на основаниях, предусмотренных Законом о пенсионном обеспечении (ст.5).
Законом о пенсионном обеспечении определен исчерпывающий перечень периодов, засчитываемых в льготном исчислении (ст.38). В тройном размере исчисляется только период службы и работы в качестве вольнонаемного состава в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, участие в боевых действиях при выполнении интернационального долга. Периоды, не включенные в данный перечень, засчитываются в одинарном размере.
В комментарии адвоката указывается на порядок исчисления выслуги лет. При этом следует отметить, что порядок исчисления выслуги лет по Закону о пенсионном обеспечении применяется только в отношении работников летного и летно-испытательного состава (п.«в» ст.10 Закона о пенсионном обеспечении).
Необходимо отметить, что действие пункта 55 Временного положения о прохождении службы в органах внутренних дел Республики Узбекистан (утв. ПКМ №16 от 8.01.1993г.) распространяется на порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, который регулируется другим Законом.
Исчисление размера пенсии и стажа работы (выслуги лет) военнослужащих в корне отличается от пенсионного обеспечения гражданских лиц.
ПРИМЕР. Военнослужащий получает право выйти на пенсию, если имеет не менее 20 лет выслуги, независимо от возраста. При этом военнослужащему, имеющему 20 лет выслуги, при обращении в отдел Пенсионного фонда за назначением пенсии по возрасту в ее назначении будет отказано. Согласно Закону о пенсионном обеспечении (ст.10) в перечень лиц, имеющих право на пенсию по возрасту независимо от возраста, категории военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел не включены. Соответственно, ему пенсия по возрасту может быть назначена по достижении 60 лет (мужчинам) или 55 лет (если это женщина).