Иногда можно услышать, как руководители товариществ возмущаются претензиями к ним тепловиков: «При чем здесь мы! Договор с потребителями у вас, вот и разбирайтесь с ними!». В самом деле, между поставщиками тепла и физическими лицами – сложившаяся практика двусторонних договорных отношений. И товарищество здесь вроде бы – третий лишний. Но в процессе теплоснабжения дома оно играет если не первую, то, без всякого сомнения, ведущую скрипку. Конечно, придет ли тепло в дом и каких параметров – во многом зависит от поставщика. Но дойдет ли положенный объем до каждой квартиры – это уже забота товарищества, и законодательство наделило его для этого правами, обязанностями и ответственностью.
Не хотят мороки
В многоквартирных жилых домах от имени потребителя поставщик может заключать договор с исполнителем (ТЧСЖ, управляющей организацией и др.), что установлено пунктом 4 Правил оказания услуг теплоснабжения в многоквартирных домах (прил. №1 к ПКМ №194 от 15.07.2014г.). Если это предусмотрено уставом товарищества, то оно обязано представлять интересы своих членов в отношениях с третьими лицами, связанных с содержанием, владением, пользованием общим имуществом и предоставлением коммунальных услуг (cт.16 З-на «О товариществах частных собственников жилья»).
Несмотря на то что роль исполнителя усилена нормами Закона и Правил, на практике их применение отсутствует. Для потребителей такой вариант был бы гораздо предпочтительнее, чем самим решать вопросы, связанные с теплоснабжением. Ведь многие жители не могут грамотно составить заявление, установить факт ненадлежащего качества тепловой энергии, не знают своих прав и обязанностей. А вот для исполнителя – это дополнительная головная боль, хотя проблемы с отоплением, как правило, находятся во внутридомовых системах, за содержание которых он несет ответственность. Наверное, товариществам необходимо время, чтобы осознать важность заключения договоров с поставщиками от имени потребителей.
Все, что касается прав исполнителя, в Правилах обозначено более чем скромно – всего два абзаца пункта 78. Все остальное – его обязанности и ответственность. До боли знакомый перекос во взаимоотношениях с монополистом. Многие руководители ТЧСЖ не в курсе своих обязанностей при обеспечении теплоснабжения дома, а потребители и подавно понятия не имеют, за что отвечает при этом ТЧСЖ. Поэтому довольно часто претензии тепловиков к ТЧСЖ, судебные иски имеют под собой основание. В преддверии подготовки к отопительному периоду напомним правлениям товариществ об основных правах и обязанностях исполнителя при содержании внутридомовых систем теплоснабжения.
Товарищество отвечает за качество услуги
Исполнитель имеет право допуска в согласованное с потребителем время в квартиру для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, ремонта, а при ликвидации аварий – в любое время. Он вправе требовать от потребителя возмещения возникающих по его вине убытков, контролировать техническое состояние систем теплоснабжения, проводя осмотры внутриквартирного оборудования, имеет иные права в соответствии с законодательством (п.78 Правил).
Что касается обязанностей (п.79 Правил), то главная из них – содержать надлежащим образом и обслуживать самостоятельно или с привлечением других лиц внутридомовые системы теплоснабжения для подачи тепла в соответствующих объемах и надлежащего качества. Правила еще раз напоминают, как должно организовать оно эту работу: устранять аварии, своевременно выполнять заявки потребителей, вести учет обращений (заявлений, предложений, жалоб) по режиму и качеству предоставления услуг теплоснабжения, учет их исполнения, проводить мероприятия по подготовке домов к отопительному сезону и т.д.
Очень часто при отключении горячей воды или отопления товарищество не информирует жителей о причине и предполагаемой продолжительности отключения подачи тепловой энергии. А между тем это установленная Правилами обязанность исполнителя. По требованию потребителя ТЧСЖ обязано выяснить причину отсутствия теплоснабжения или предоставления услуги с отклонениями от установленных нормативами параметров. При этом составляется акт, который также может фиксировать вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя.
Довольно распространенная картина, когда товарищество проводит плановый ремонт общего имущества внутри жилого помещения (например, замену стояков), а жителей либо нет дома, либо они не впускают работников ТЧСЖ. В результате стопорится вся работа. Правила регламентируют обязанность исполнителя не позднее 3 дней до проведения таких работ согласовывать с потребителями время доступа в помещение.
Товарищество обязано не допускать переоборудования внутридомовых систем отопления и горячего водоснабжения, то есть следить за незаконным вмешательством потребителей в работу инженерных коммуникаций. Иначе это становится проблемой всего дома. Очень актуально, но эту обязанность не мешало бы подкрепить правами.
Обязанность ТЧСЖ – не допускать слива и утечки сетевой воды из системы отопления. Серьезный момент. Считают, что сливы теплоносителя из системы отопления и горячего водоснабжения – это индикатор состояния внутридомовых сетей. Но часто поставщик сам не выполняет своей обязанности, не обеспечивая установленных нормативами параметров качества тепловой энергии. Чтобы прогреть дом, его «ставят на слив», а тепловики закрывают на это глаза, поскольку виноваты сами. Но как бы благодушны ни были при этом курирующие дом работники районного Теплоэнерго, товарищество должно знать – это серьезное нарушение. Были случаи, когда поставщики, дав негласное согласие на слив, предъявляли иски ТЧСЖ о возмещении огромных убытков. Поэтому исполнитель должен актировать факты несоблюдения поставщиками нормативных параметров коммунального продукта, обращаться с письменными заявлениями в теплоснабжающую организацию.
Прежде тепловики жаловались, что руководители ТЧСЖ не пускают их в подвал, когда они приходят по обращениям жителей, чтобы проверить состояние внутридомовых систем отопления и горячего водоснабжения. Ведь если в подвале непорядок, трубы текут или переключены на слив в канализацию, то поставщик может оштрафовать ТЧСЖ. С принятием Правил допуск поставщика к внутридомовым системам является обязанностью исполнителя.
Правилами определена и ответственность исполнителя за качество предоставления услуги теплоснабжения при условии выполнения поставщиком своих договорных обязательств по соблюдению показателей качества тепловой энергии (п.82 Правил). Он отвечает в полном объеме за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, а также за моральный вред (п.83 Правил).
Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спец. корр.