Позади хлопоты по покупке автомобиля. Осталось уладить необходимые формальности – поставить авто на учет в отделе ГСБДД и оформить страховой полис. О страховании автотранспортных средств рассказывает пресс-секретарь АО «Страховая компания «КАФОЛАТ» Мехрибону Райимжанова.
– Что начинающий автовладелец должен знать о страховании?
– Прежде всего то, что каждый владелец (физическое или юридическое лицо) обязан застраховать свою гражданскую ответственность перед третьим лицом при управлении данным транспортным средством, то есть приобрести так называемый полис ОСГО*. Его наличие дает возможность участникам дорожного движения компенсировать потерпевшему причиненный ущерб при ДТП.
Кроме того, существует и другой вид страхования – АВТОКАСКО. Этот полис покрывает ущерб при повреждении или гибели автомобиля и не включает в себя страхование пассажиров, перевозимого имущества, ответственности перед третьими лицами и т.д. То есть если по первому полису вы страхуете свою гражданскую ответственность, то по второму – свой автомобиль.
Вместе с тем в 2015 году был принят Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика» (ОСГОП). Наличие полиса ОСГОП обязательно для тех, кто занят в сфере пассажирских перевозок (автобусы, такси, маршрутные такси и т.д.).
Как правило, договор обязательного страхования заключается на 1 год, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
– Что представляет собой страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности? Какова сумма выплат по ОСГО?
– Чтобы получить страховой полис, владельцу авто необходимо заключить договор со страховой компанией. Из документов для этого необходимо иметь: паспорт, права владельца и тех лиц, которые будут вписаны в полис, техпаспорт автомобиля. Затем нужно оплатить исчисленную страховую премию. В полисе указывается вся нужная информация: данные о страховщике (время работы, контакты, адреса филиалов и т.д.), данные о водителе (Ф.И.О., адрес и т.д.), период действия договора, данные о транспортном средстве, страховой сумме и премии и другое. Полис, так же как права и другие документы, водителю надо всегда иметь при себе.
При порче или утере полиса по заявлению страховая компания выдаст его дубликат. Надо будет только оплатить соответствующие расходы (не более 10% от суммы уплаченной страховой премии).
Необходимо отметить, что в соответствии с законодательством страховая сумма по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлена в сумме, эквивалентной 3 тыс. долл. США.
Сумма выплат в случае причинения вреда имуществу потерпевшего, как правило, не может превышать 35% страховой суммы. Если потерпевших несколько, то размер страхового возмещения каждому из них (его наследнику или правопреемнику) определяется пропорционально степени нанесенного вреда их имуществу в пределах той же суммы.
Если вред причинен жизни или здоровью потерпевшего, выплата повышается до 65% от страховой суммы. Размер возмещаемого вреда определяется в соответствии с таблицей выплат, на основании документов, подтверждающих факт причиненного вреда (заключение или постановление о ДТП, справка из медучреждения, акт или свидетельство о смерти или другие документы).
– Существуют ли льготы при оформлении полисов?
– Скидка в размере 50% от суммы страховой премии предоставляется страхователям, являющимся:
участниками или партизанами войны 1941–1945 годов либо приравненными к ним лицами;
ветеранами трудового фронта периода войны 1941–1945 годов;
бывшими малолетними узниками концентрационных лагерей;
одним из родителей или вдовой, не вступавшей в новый брак, военнослужащего, погибшего вследствие ранения, контузии или увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;
военнослужащими и призванными на учебные и поверочные сборы военнообязанными, проходившими службу в составе ограниченного контингента войск, временно находившихся в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия;
пострадавшими вследствие аварии на Чернобыльской АЭС;
пенсионерами;
инвалидами.
– В городе очень часто можно встретить автомобили с надписью «Автострахование». Обычно они стоят в местах скопления машин. В таком автомобиле можно оформить страховку. Это такой сервис для автомобилистов или все же лучше покупать услугу обязательного страхования в офисе страховой компании?
– По форме связи со страхователями продажа страховых полисов может быть разделена на непосредственную их продажу в представительствах или агентствах страховой компании и через страховых агентов и альтернативную сеть распространения. Так что каждый сам может выбрать, где ему оформлять полис.
– Можно ли оформить страховку по Интернету?
– Да, страховой полис АО «Страховая компания «КАФОЛАТ» можно приобрести и по Интернету. Клиентам после регистрации на официальном веб-сайте (kafolat.uz) предоставляется виртуальный личный кабинет, где они могут приобрести, наряду с другими видами страхования, и полис «Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
– Произошло ДТП – страховой случай. Что при этом необходимо сделать пострадавшим?
– Первые действия при ДТП: вызвать работников ГСБДД, по возможности записать фамилии и адреса очевидцев дорожно-транспортного происшествия. Если это необходимо, оказать первую медицинскую помощь.
Потом уже страхователь (иное лицо, гражданская ответственность которого застрахована по договору об обязательном страховании) должен не позднее 3 календарных дней со дня происшествия передать копию страхового полиса потерпевшему (его наследникам или правопреемникам).
Не позднее 72 часов – письменно уведомить о случившемся страховщика (его филиал), ГСБДД по месту совершения ДТП и по месту регистрации автомобиля. В уведомлении следует указать информацию о характере, моменте наступления события, предполагаемом вреде, а также имена и адреса всех лиц, вовлеченных в это происшествие, включая предполагаемых истцов. Нужно также указать подробности о том, каким образом страхователь впервые узнал о событии и почему он считает, что событие может повлечь за собой предъявление претензии.
Страховщику надо незамедлительно сообщать обо всех предъявляемых требованиях в связи со страховым случаем или о начатом судебном разбирательстве. Представлять все сведения об обстоятельствах причинения вреда и документы, полученные от компетентных органов, необходимые для установления причин и последствий страхового случая, характера и размера вреда.
Заявление о страховой выплате направляют страховщику в его филиал по месту жительства потерпевшего или по месту ДТП. К нему прилагаются подлинники или копии следующих документов:
страхового полиса (при наличии);
удостоверения личности потерпевшего;
документов, подтверждающих:
факт и размер причиненного вреда жизни или здоровью;
факт и размер причиненного вреда имуществу;
вступление в права наследования или правопреемства, а также удостоверяющих личность наследников или госрегистрацию правопреемников (если страховое возмещение должно быть им выплачено).
Страховщик рассматривает страховую претензию в 15-дневный срок и оплачивает страховое возмещение потерпевшему в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о выплате.
Нюансами оформления «автогражданки» интересовалась Алла Ромашко, наш корр.
*Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (№ЗРУ-155 от 21.04.2008г.); Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (прил. №4 к ПКМ №141 от 24.06.2008г.).