Norma.uz
Газета Норма / 2016 год / № 40 / Пенсионное дело

Пенсия для экипажа

 

Представители летных профессий небо считают вторым домом. Но как бы ни манил воздушный океан, наступает время, когда летчик должен заняться земными делами – оформлением пенсии. О том, как она начисляется, рассказывает начальник отдела методологии назначения пенсий исполнительного аппарата внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов РУз Зафаржон Хужаев.

 

– Знаю, что работники авиации имеют право на льготную пенсию. Это относится только к летчикам или другие службы также имеют право на нее?

– Действительно, согласно пунк­ту «в» статьи 10 Закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан» работники летного и летно-испытательного состава имеют право на льготную пенсию. При этом они должны иметь выслугу лет в занятых должностях не менее 25 лет – мужчины и не менее 20 лет – женщины.

 Уволенные с летной работы по состоянию здоровья (болезни) имеют право на пенсию при наличии выслуги лет у мужчин не менее 20 лет и у женщин – не менее 15 лет.

Категории работников, которые относятся к летному и летно-испы­та­тель­ному составу, определены ­частью III Списка №1 производств, учреждений, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию независимо от возраста (прил. к ПКМ №250 от 12.05.1994г.).

Список достаточно большой. В него входят не только непосредственно связанные с полетами, например, экипажи воздушных судов и других летательных аппаратов, летно-инструкторский состав, специалисты командно-летного состава, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах, но и парашютисты, спасатели, десантники-пожарные, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных подразделений и другие специалисты, работа которых связана с прыжками с парашютом.

В Списке и те, кто непосредственно выполняют испытательные полеты на бортах и парашютно-десантной техники. Это испытатели – инженеры, механики, электрики, радисты, операторы, летчики (пилоты), штурманы и т.д. Сюда относится и инженерно-технический состав при наличии действующего свидетельства о допуске к проведению летных испытаний и специалисты служб, проводящих инспектирование летного состава в испытательных полетах, а также осуществляющие руководство летно-испытательными службами и участвующие в полетах.

Как Вы отметили, право на льготную пенсию дает выслуга лет. Она начисляется в обычном порядке?

Порядок расчета выслуги лет работников летного и летно-испытательного состава отличается от  ее исчисления для других граждан, в том числе занятых на работах, дающих право на льготную пенсию. Сроки выслуги лет считаются по количеству налета часов (п.42 Положения, прил. №1 к ПКМ №252 от 8.09.2011г.). Например, каждые 20 часов налета на самолетах – 1 месяц выслуги.

Часы налета на вертолетах; в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка и т.д.); в группах сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики); в должностях командно-летного и летно-инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации кадров летного состава авиации за 1 месяц выслуги считаются каждые 12 часов.

Для летного экипажа аварийно-спасательных (поисково-спасательных) подразделений 1 год работы засчитывается за 1,5. Эти же расчеты действуют и в отношении летного состава в учебных и спортивных авиационных организациях «Ватанпарвар» при условии выполнения плана учебно-летной подготовки, а при выполнении элементов сложного или высшего пилотажа – год за два года.

Это только несколько примеров, из которых видно, что каждой должности, указанной в Списке №1, при исчислении выслуги лет должно соответствовать определенное время налета и соблюден ряд условий (годовая норма прыжков, участие в испытаниях, выполнение фигур высшего пилотажа и т.д.).

Бывают случаи, когда человек в течение года не участвовал в летных испытаниях, а летал на транспортном самолете, занимался летной подготовкой и т.д. Ему сроки выслуги будут исчисляться так же, как и летному составу гражданской авиации.

Если в течение года работник не летал, то это время в выслугу лет не засчитывается. Однако учитывается при подсчете общего стажа работы.

Тем, кто при выполнении испытательных полетов получили трудовое увечье и налет часов в связи с этим отсутствует, выслуга лет исчисляется по фактической продолжительности.

Добавлю, что в выслугу лет в установленном порядке также засчитываются периоды:

службы в Вооруженных Силах Узбекистана в должностях летного состава и работа в авиации;

работы за границей, начиная с 1 января 1992 года, в должностях летного состава иностранной авиации при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд;

обучения в вузах – для работников летного или летно-испытательного состава, если этой учебе предшествовала работа по специальности.

Выслуга лет за период работы до 1 января 1992 года исчисляется по правилам, действовавшим до этой даты.

Как видно, работники летного и летно-испытательного состава в зависимости от часов налета могут увеличить стаж работы, принимаемый для исчисления пенсии, в несколько раз.

– Да, это так. Несомненно, это положительно отразится на размере пенсии. Ведь он увеличивается за счет стажа работы сверх требуемого (ст.27 З-на). Так, если обычный гражданин может заработать стаж до достижения 60 лет максимум 43 года (с учетом обучения в вузе), то у работников летного и летно-испытательного состава он увеличивается в 2–3 раза (например, до 100 лет).

Однако так было не всегда. До 2002 года наличие длительного стажа работы не влияло на размер пенсии, так как согласно части 3 статьи 27 Закона размеры пенсий по возрасту, исчисленных в соответствии со статьями 26 и 27, не могли превышать 75% заработка, принимаемого для исчисления пенсии. Это ограничение было отменено Законом №364-II от 5.04.2002 г.

Помимо работников летных специальностей, в этой сфере также задействованы и наземные службы. В отношении, например, диспетчеров право на льготную пенсию распространяется?

Диспетчеры, диспетчеры-инструкторы, старшие диспетчеры, руководители полетов – сотрудники, непосредственно управляющие воздушным движением в аэропортах, различных аэроузлах, центрах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, имеют право на льготную пенсию (п.«а» ст.11 Закона). В этом же списке и бортпроводницы (ч.I Списка №2).

Для выхода на пенсию на 10 лет раньше нужно иметь специальный стаж:

мужчинам – не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

женщинам – не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Обратите внимание, что работникам, проработавшим на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (мужчины – не менее 5 лет, женщины – не менее 3 лет 9 месяцев), пенсии назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 Закона, на 1 год за каждый полный год такой работы.

 

По части I Списка №2

 

Мужчины

 

Женщины

 

    специальный стаж

 

возраст

 

специальный стаж

 

возраст

 

5 лет

 

55 лет

 

3 года 9 месяцев

 

52 года

 

6 лет

 

54 года

 

4 года

 

51 год

 

7 лет

 

53 года

 

5 лет

 

50 лет

 

8 лет

 

52 года

 

6 лет

 

49 лет

 

9 лет

 

51 год

 

7 лет

 

48 лет

 

 

В зависимости от продолжительности стажа работы эти категории работников вправе увеличить размер пенсии путем льготного исчисления стажа работы. Каждый полный год работы дает право на пенсию на льготных условиях сверх 10 лет у мужчин и 7 лет 6 месяцев у женщин и засчитывается в стаж в двойном размере (п.«а» ст.11, п.«в» ст.38 Закона).

Но следует помнить, что при определении права на пенсию стаж работы, дающий это право, определяется без применения вышеназванных правил (п.40 Положения №252).

 

ПРИМЕР. Женщина имеет общий стаж работы 14 лет, из них 11 лет проработала бортпроводницей. Согласно пункту «а» статьи 11 Закона бортпроводницы имеют право выхода на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 10 лет при наличии стажа работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Соответственно, она не имеет права на льготное пенсионное обеспечение, так как ее общий стаж работы без применения правил льготного исчисления составил менее 15 лет.

Проработав еще 1 год, стаж ее работы будет равен 15 годам. Стаж работы бортпроводницей, превышающий 7 лет 6 месяцев, – 3 года 6 месяцев (11 лет – 7 лет 6 месяцев) будет исчислен с учетом льготы. Он составит 14 лет 6 месяцев (7 лет 6 месяцев + (3 года 6 месяцев х 2), а общий стаж – 18 лет 6 месяцев ((15 лет – 11 лет) + 14 лет 6 месяцев).

 

Бортпроводники имеют право выхода на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет (п.«б» ст.12 Закона; ч.I Списка №3) в случае, если их работа была связана с вредными и тяжелыми условиями труда. При этом мужчина должен отработать не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах. Женщина – не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Проработавшим в тяжелых условиях труда мужчинам (не менее 6 лет 3 месяцев) и женщинам (не менее 5 лет) пенсии назначаются с уменьшением возраста на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

 

По части I Списка №3

 

Мужчины

 

Женщины

 

специальный стаж

 

возраст

 

специальный стаж

 

возраст

 

6 лет 3 месяца

 

58 лет

 

5 лет

 

53 года

 

7 лет 6 месяцев

 

57 лет

 

6 лет

 

52 года

 

10 лет

 

56 лет

 

8 лет

 

51 год

 

 

Бортпроводникам других льгот законодательством не предусмотрено.

– Требуются ли дополнительные условия для получения льгот?

Да, конечно. Необходима аттестация рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования (п.2 ПКМ №250) кандидатов в пенсионеры, входящих в часть I Списка №2 и часть I Списка №3.

Порядок ее проведения утвержден постановлением КМ от 15.09.2014 г. №263. Также используются Методика оценки условий труда и аттестация рабочих мест по условиям труда (рег. МЮ №247 от 28.05.1996г.).

 

Согласно этим нормативным документам применение списков производится в следующем порядке:

 

Списки

 

Класс условий труда

 

Часть I Списка №2 производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 10 лет

 

3.4

 

Часть I Списка №3 производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет

 

3.3

 

 

Оценка условий труда должна соответствовать данному классу. В ином случае право на льготную пенсию отсутствует.

 

ПРИМЕР. По результатам аттестации рабочего места бортпроводницы (ч.I Списка №2) класс условий труда составил 3.3. Соответственно, она не имеет права выйти на пенсию на 10 лет раньше. Эта оценка соответствует классу условий труда по Списку №3, в который она не входит.

 

Алла Ромашко, наш корр.

Прочитано: 3913 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика