Norma.uz
Газета НТВ / 2016 год / № 36 / Предпринимательство

На зависть оффшорам

 

Весь мир ополчился против оффшоров. Правительства стран G-20, объединяющие ведущие экономики планеты, ужесточают требования к отчетам и раскрытию информации субъектами бизнеса, зарегистрированными в оффшорах. И накликали беду на свою голову оффшоры только тем, что стали для бизнеса идеальной площадкой по оптимизации налоговых платежей на законных основаниях. Не стань они налоговым раем, возможно, в текущем году весь мир праздновал бы 130-летие со дня появления первого оффшора.

Об оффшорах вспомнил не только из-за привлекательных для бизнеса ставок по обязательным платежам. Эти гавани известны еще и тем, что там упрощенные и отлаженные процедуры, позволяющие открывать и регистрировать предприятия в минимальные сроки.

В 1886 году в законодательство штата Нью-Джерси (США), где и появился первый оффшор, были внесены изменения, позволяющие открывать компанию за 24 часа и даже покупать компанию «с полки», уплачивая стандартный franchise tax1 вместо начисляемых налогов.

 

У нас – оншор2. Но после того как в соответствии с прошлогодним сентябрьским решением3 главы государства в стране «модернизировали» отечественное «одно окно», значительно упростились и ускорились регистрация бизнес-структур, подключение предприятий к электрическим и газовым сетям, выделение им земельных участков и получение разрешений на строительство. И как показала практика, в Навои вновь образовавшийся субъект предпринимательства может быть зарегистрирован всего за 4 часа. Получается, что в этом деле мы оказались способны обойти даже оффшоры.

«На регистрацию новых предприятий нам дается 2 дня. Как правило, решаем вопрос за 1 день. Если представленный пакет документов соответствует всем требованиям, то регистрационные процедуры могут быть выполнены в течение 4 часов. Но обольщаться не стоит, подобные факты пока единичны. В данном случае речь идет лишь об учредителях, которые, открывая предприятие, к сбору документов привлекали профессиональных юристов», – утверждает директор Навоийского городского единого центра «одно окно» Аскар АХМЕДОВ.

Стоит выделить еще одну принципиально важную перемену в сфере госуслуг после того, как заработали единые центры «одно окно». В постановлении Президента есть положение, которое поначалу особого внимания не привлекло: «… ныне действующие службы «одно окно» министерств, государственных комитетов, других государственных органов и организаций прекращают свою деятельность с 1 января 2016 года».

Казалось бы, речь идет всего-то о технической мере. Но если разобраться, фактически устранен еще один бюрократический барьер, и принципу «одно окно» возвращен его первоначальный смысл. Ведь вряд ли предприниматели оперативно могли решать свои проблемы хождениями от одного «окна» к другому, которые к тому же работали по своим ведомственным циркулярам. Так что правильнее сказать, что им приходилось иметь дело не с «одним окном», а с витражом.

Теперь вроде бы все поставлено на свои места. Есть «одно окно» в прямом смысле этого слова. Имеется конкретный перечень госуслуг, оказываемых исключительно через единый центр. Появились реальные сроки, в которые различными службами и госучреждениями должны быть рассмотрены заявления, поступающие из единого центра. Например, службам, отвечающим за подключение субъектов предпринимательской деятельности к электрическим и газовым сетям на условиях «под ключ», отводится 5 дней. По словам А.Ахмедова, по запросам из «одного окна» навоийские энергетики и газовики предоставляют исчерпывающую информацию в течение 2–3 дней.

Ничего не скажешь, похвальная оперативность, лишь подтверждающая, что городская администрация на должном уровне провела подготовительную работу по запуску «одного окна» и координации его деятельности ни много ни мало с 16 службами и организациями областного центра.

Но никуда не делась проблема, которая ставит крест на многих бизнес-планах. Речь идет о подключении объектов предпринимательской деятельности к инженерно-коммуникационным сетям. Из 340 обращений, поступивших в «одно окно», на подключение к электрическим и газовым сетям по 116 получен отказ. И все эти «нет» мотивированы. Газовики ссылаются на лимиты, энергетики – на ограничения по мощностям подстанций.

– Раньше при городском хокимияте заявки предпринимателей на выделение земельных участков рассматривала специальная комиссия, в которую входили представители различных городских служб и организаций, – рассказывает А.Ахмедов. – Выяснялось не только, чем предприниматель собирается заниматься и какую пользу принесет, но и возможности реализовать планируемую бизнес-идею. И уже на этой стадии он знал, будет подключен к газовым или электрическим сетям или нет. Образно говоря, на стадии «посевной» предприниматель уже был в курсе, что ожидаемый урожай не соберет, и мог корректировать свои дальнейшие действия. Теперь же подчас инвестор, вложившийся в строительство производственного объекта и приобретение оборудования, узнает в последнюю очередь, что по вполне объективным причинам не может быть подключен к инженерным коммуникациям.

Конечно, это проблема не уровня компетенции городской администрации, но она в какой-то мере была предсказуема. В стране создана благоприятная среда для экономической деятельности хозяйствующих субъектов, производство валового продукта стабильно растет. Соответственно, увеличивается внутренний спрос на ресурсы и требуется все больше того же газа и электроэнергии.

Но как определить места, где предложение не поспевает за спросом. Это раньше было ясно, что здесь, скажем, будет «город-сад», и под него готовилась соответствующая инфраструктура. Сегодня можно просчитать и учесть потребности в ресурсах государственных холдингов и крупных предприятий, прирастающих дополнительными производственными активами. Однако к малому бизнесу с этими «лекалами» не подойдешь. Где и когда частный инвестор откроет цех по производству одежды или тех же стройматериалов, спрогнозировать практически невозможно.

Похожая проблема гораздо лучше просматривается на практике выделения земельных участков для занятия предпринимательской деятельностью. В текущем году Навоийский территориальный филиал ООО «Кучмас Мулк Савдо Хизмати» провел пока первый и единственный конкурс на предоставление земельных участков. Результаты его оставили двоякое впечатление. Предпринимателям было предложено 199 участков, от реализации которых планировалось выручить 59,3 млн сум. По итогам конкурсных торгов за 126,5 млн сум. было продано лишь 16 участков.

По причине отсутствия заявок в 5 районах торги были сорваны. Вяло и без особого интереса со стороны предпринимательского сообщества они прошли и там, где все же состоялись. В Зарафшане из 18 участков при общей их стартовой стоимости 6,4 млн сум. за 900 тыс. сум. был продан лишь 1 участок. В Карманинском районе из 11 земельных наделов своих новых собственников обрели только 2. Та же картина наблюдалась в самом густонаселенном в регионе – Хатырчинском районе. Более-менее удачно конкурс прошел лишь в областном центре, где на торги было выставлено 28 участков размером по 0,62 га каждый. Продано 11 участков. За самый привлекательный покупатель выложил 32 млн сум. при его стартовой цене в 3 млн.

Было бы ошибочно полагать, что подобные распродажи преследуют цель реализации земли по максимально высокой цене и пополнения доходов государственной казны. В данном случае конкурсные торги просто необходимы для установления реальной рыночной стоимости пользования землей. Главная же цель передачи земли частным инвесторам в том, чтобы по возможности равномерно распределить производительные силы и создать синергетический эффект на базе новых промышленных и перерабатывающих предприятий. В этом можно убедиться, ознакомившись с критериями оценок предложений, которые подают потенциальные покупатели с пакетом документов на рассмотрение конкурсной комиссии (см. Положение4).

«Разумеется, предлагаемая цена за земельный участок имеет значение. Но комиссия еще и оценивает конкурсные предложения по балльной системе. Максимальное количество (25 баллов) получают предложения, в которых оговаривается максимальный объем инвестиций и указывается, сколько будет открыто новых рабочих мест. Эти предложения по значимости перевешивают возможную выручку от реализации земельного участка, и их авторам отдается приоритет на конкурсных торгах», – поясняет директор Навоийского подразделения ООО «Кучмас Мулк Савдо Хизмати» Урал БЕКМУРЗАЕВ.

Все вроде бы правильно и продуманно, но бизнес стремится туда, где ему комфортнее и лучше. В нашем случае – это областной центр. Сюда даже перебираются предприниматели из близлежащих районов Бухарской и Самаркандской областей. А все потому, что в Навои самая развитая в регионе инфраструктура, здесь не бывает перебоев с электроснабжением и стабильно давление газа в трубе. По той же причине, например, тамдынские предприниматели регистрируются у себя в районе, а производственные площадки открывают на границе с Зарафшаном.

У нас имеется опыт привлечения и закрепления бизнеса на конкретных территориях. Та же свободная индустриально-экономическая зона (СИЭЗ) «Навои» как раз из перечня положительных примеров. Естественно, налоговые преференции имеют большую силу притяжения. Но ведь ими дело не ограничилось. Для инвесторов, выбравших СИЭЗ «Навои», подобрали удобное место для дислокации с кратчайшим путем доступа к транспортным развязкам и создали всю производственную инфраструктуру. Возможно, настала пора подобные мини-зоны или кластеры, пусть и без налоговых льгот, открывать и для субъектов малого бизнеса. Тогда, наверное, у них отпадет надобность думать, как бы из села в город перебраться, ломать голову над проблемами с доступом к инженерно-коммуникационным сетям, и они смогут вплотную заниматься бизнесом и вопросами повышения его рентабельности.

 

Амир МАХМУДОВ,

наш корр.,

г.Навои.

 


1Американский налог на франшизу – налог за право заниматься бизнесом, взимаемый с зарегистрированных на данной территории предприятий и компаний с ограниченной ответственностью. Базой для обложения могут быть величина капитала, стоимость имущества, объем продаж и т.п. Как правило, такой налог имеет регрессивный характер.

2Территория, на которой по законодательству невозможна регистрация компаний с льготным режимом налогообложения, то есть где платятся все налоги.

3Постановление Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка оказания государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» (от 28.09.2015г. №ПП-2412).

4Положение о порядке предоставления юридическим и физическим лицам земельных участков в постоянное пользование на основе конкурса для осуществления предпринимательской деятельности (прил. №1 к ПКМ от 7.10.2015г. №285).

 

Прочитано: 1353 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика