Norma.uz
Газета НТВ / 2016 год / № 34 / Таможня

СУР на службе таможне

 

Большинство таможенных служб мира при осуществлении таможенного контроля используют систему управления рисками (СУР). Ее появление вызвано необходимостью систематизации оснований, порядка и форм проведения таможенного контроля, что в свою очередь способствует их предсказуемости.

 

 

Международные регуляторы

 

Эксперт по таможенным вопросам проекта USAID «Торговля и доходы» Ирина Свифт рассказала, что подходы к применению СУР определены рядом международных документов. Прежде всего Руководством Всемирной таможенной организации (WCO) по таможенному контролю, Рекомендациями WCO по управлению рис­ками и Рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли.

Основополагающим документом функционирования СУР является Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, принятая WCO в новой редакции 26 июня 1999 года. Она провозгласила одним из основных принципов таможенного контроля применение современных методов работы, таких как контроль на основе управления рисками; применения методов аудита; максимальное практическое использование информационных технологий.

В главе 6 Генерального приложения к Конвенции установлены стандартные правила таможенного конт­роля:

1) он ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;

2) при выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками;

3) таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащих проверке, и степени такой проверки;

4) таможенная служба принимает стратегию, базирующуюся на системе мер оценки вероятности несоблюдения законодательства, в целях поддержки системы управления рисками.

 

Языком документа

Анализ риска – это систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий несоблюдения таможенного законодательства.

 Управление риском – это систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации.

Статья 204 Таможенного кодекса РУз.

 

 

Таможенное законодательство Узбекистана

 

Таможенный кодекс широко ориентирован на применение новых принципов контроля. В частности, на СУР – основную стратегию осуществления таможенного контроля и взаимодействия с бизнесом (гл.29). Этот гибкий инструмент направлен не только на выявление рисков правонарушений, но и на определение приоритетов таможенной деятельности. Из всех правонарушений выбираются носящие устойчивый характер, существенно затрагивающие интересы государства. Это позволяет сплошной физический контроль всех товаров и субъектов заменить на выборочный на основе анализа и управления рисками.

Среди целей применения СУР:

сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение эффективного использования имеющихся в распоряжении таможенных органов ресурсов;

ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу;

выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства:

а) имеющих устойчивый характер;

б) связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей;

в) затрагивающих иные виды таможенного контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

В статье 204 ТК даются дефиниции основных понятий, используемых в СУР. Их основой являются определения, приведенные в Рекомендациях Всемирной таможенной организации о применении положений Киотской конвенции:

риск – степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства;

индикаторы риска – определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или соответствие которым позволяет осуществлять выбор объекта контроля;

профиль риска – совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков;

область риска – отдельные сгруппированные объекты анализа риска, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля или их совокупности, а также повышение их эффективности;

оценка риска – систематическое определение возможности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства в случае его возникновения.

Надо сказать, что в соответствии с ТК стратегию и тактику применения системы управления рисками, порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками определяет ГТК.

Если при анализе докумен­тов, сведений и иной информации, имеющейся у таможенных органов различных уровней, выявлены потенциальные риски, ГТК издает правовой акт, которым утверждается профиль риска, являющийся основанием для применения определенных форм таможенного контроля в отношении тех или иных товаров или лиц.

Далее профиль риска доводится до сведения должностных лиц, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, и служит непосредственным указанием для применения ими тех или иных форм таможенного контроля.

ГТК ведет работу по увеличению степени автоматизации СУР. Разрабатываются новые информационные технологии, необходимые для создания подсистемы комплексной оценки рис­ков. На базе Единой автоматизированной информационной системы функционирует ряд АИС, охватывающих основные области таможенной деятельности. Это автоматизированные системы – «Электронное декларирование»; «АВТО»; «Железная дорога»; «Таможенные платежи»; «Таможенный склад»; ЕЭИС ВО; «Мониторинг таможенных правонарушений» и «Таможенная экспертиза». В них реализуется внедрение критериев, определяющих степень риска и способствующих повышению бдительности инспекторов при анализе документов и проведении процедур таможенного контроля. Особое внимание уделяется таким данным, как сведения по декларантам; товарам прикрытия; входящим в группу риска товарам, странам, транспортным средствам; водителям и автомашинам, совершившим правонарушения, находящимся в розыске, нарушившим срок доставки грузов, и т.п.

 

Языком документа

Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан производит сбор, обобщение и анализ статистической и оперативной информации о совершении правонарушений в сфере таможенного дела, включая все факты правонарушений, находящихся на стадии производства проверок по ним, а также по которым принято процессуальное решение.

Профили рисков и сроки, критерии их определения и применения устанавливаются Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан.

Статья 207 Таможенного кодекса РУз.

 

 

Мнение со стороны

 

Участник таможенных правоотношений:

– На основе даже поверхностного анализа главы 29 ТК можно отметить положительные стороны при применении СУР в настоящее время. Это бóльшая прозрачность, предсказуемость претензий таможенной службы, ограничение прав таможенного инспектора при таможенном контроле, что явно снижает возможность должностных злоупотреблений. Однако несложно выявить и одну из возможных слабых сторон – монополию ГТК на утверждение профилей риска, сроки, критерии их определения и применения. Такая односторонность может данную систему сделать несколько неповоротливой.

Думается, целесообразно было бы ввести систему градации профилей риска с тем, чтобы часть из них могла утверждаться непосредственно начальниками региональных таможенных управлений. Это значительно сократит время между выявлением риска и усилением таможенного контроля в отношении отдельных товаров или лиц – до нескольких часов.

 

P.S. О новых принципах и формах таможенного контроля – посттаможенном аудите, предварительном информировании и защите интеллектуальной собственности в контексте нового Таможенного кодекса читайте в следующих номерах нашей газеты.

 

 

Раздел «Таможня» ведет Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спец. корр.

Прочитано: 4483 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика