Повторить опыт Японии, «Азиатских тигров» (Южная Корея, Гонконг, Сингапур и Тайвань) и Китая пытаются многие страны. Особенно впечатляющим был пример китайцев. Они последние, кому удалось успешно реализовать концепцию социально-экономического роста на основе бурного экономического развития отраслей, ориентированных на экспорт продукции с добавленной стоимостью.
Чтобы не отставать от современных тенденций, нужно выходить на мировые рынки, повышать экспортный потенциал, находить свою нишу на международном рынке разделения труда.
Узбекистан в той же «системе координат». Тема активного вовлечения республики в мировую торговлю, выхода отечественных производителей со своими товарами на зарубежные рынки никогда не теряла своей актуальности. Она всегда в той или иной степени присутствовала в экономической повестке заседаний и собраний республиканского или регионального форматов.
″Самого серьезного внимания заслуживает опыт работы Фонда поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, созданного в 2013 году при Национальном банке внешнеэкономической деятельности. Это уникальная структура, которая призвана оказывать юридические, финансовые и организационные услуги субъектам предпринимательства по продвижению их товаров и услуг на внешние рынки.″
Из доклада Президента И.Каримова
на расширенном заседании Кабинета Министров,
посвященном итогам социально-экономического развития страны
в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям
экономической программы на 2016 год (15 января 2016 года).
Правовой аспект
Какая работа в этом направлении была проделана со времен обретения Узбекистаном суверенитета, можно оценить по решениям главы государства и правительства, закрепленным в нормативных актах и оказавшим заметное влияние на деятельность хозяйствующих субъектов.
Как ни странно, начать можно с «запретительного» Указа главы государства «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта товаров (работ, услуг)» (№УП-1871), изданного в октябре 1997 года. Этим решением отменено лицензирование экспорта, за исключением ряда специфических товаров (вооружения, драгметаллов, радиоактивных веществ и т.д.). Также запрещался вывоз целой группы товаров: от зерновых и домашней живности до лома и отходов цветных металлов.
Табу вполне оправданное, если вспомнить, насколько важен был в первые годы независимости вопрос продовольственной безопасности страны и насыщения внутреннего рынка продукцией массового спроса. Однако в данном случае интересна другая сторона запрета. Если посмотреть на весь список товаров, попавших в перечень невывозных, то несложно заметить, что речь идет о сырье. Продавать его за границу – не проблема, оно всегда пользуется устойчивым спросом.
Страны, обладающие богатыми залежами природных ресурсов, обеспечившие свое процветание на их экспорте, в наступившую эру информации и высоких технологий оказались зависимыми от мировых цен на минеральные ресурсы. За последние 2 года цены на товары сырьевой группы заметно упали и основательно подкосили экономики стран, которым экспорт сырья приносит до 80–90% валютной выручки. Австралия, Канада, Норвегия, Чили являются крупнейшими в мире экспортерами сырья. Но они позаботились о диверсификации национальных экономик и не столь болезненно переносят изменчивость цен на товарных рынках.
Судя по контурам экономической политики республики и акцентам в области внешней торговли, Узбекистан также уверенно держит курс на разнообразие экономического «ландшафта» и снижение зависимости от экспорта сырья.
Предусмотренные экспортерам льготы и преференции не распространяются в стране на торгово-посреднические организации и производственные предприятия, экспортирующие сырьевые товары – хлопковое волокно, нефть, нефтепродукты, газовый конденсат, природный газ, электроэнергию, металлы. В то же время предприятиям, желающим выходить на зарубежные рынки с продукцией собственного производства, дан зеленый свет. Для них последовательно формируются режимы наибольшего благоприятствования в различных сферах деятельности, оказывающие определенное влияние на бизнес-среду, способные повысить производственный и экспортный потенциал хозсубъектов.
В июне 2000 года Президент страны подписал Указ1, которым предприятия-экспортеры всех форм собственности полностью освобождались от уплаты налога на доходы, полученные от экспорта продукции собственного производства за свободно конвертируемую валюту. Эта мера распространялась и на малые предприятия – плательщики единого налогового платежа. Позднее (с 2004г.) для предприятий-экспортеров установили порядок уплаты налога на прибыль в зависимости от доли экспорта товаров собственного производства за СКВ в общем объеме реализации: при доле экспорта от 15 до 30% установленные ставки налога на доходы снижались на 30% и в 2 раза – при доле экспорта от 30% и более.
Решением правительства2 от 9 августа 2005 года предприятия всех форм собственности, экспортирующие продукцию собственного производства, получили возможность открывать за рубежом торговые дома и представительства для маркетинговых исследований внешних рынков и рекламирования производимой продукции с поставкой для них товаров на условиях консигнации.
А в августе 2011-го постановлением Президента3 ставки сборов за таможенное оформление, уплачиваемых при экспорте товаров, снизились в среднем не менее чем в 2 раза. Этот же документ предусматривал облегчение штрафных санкций предприятиям-экспортерам, задержавшим поступление валютной выручки из-за рубежа.
Тогда же был обнародован Указ главы государства4, по которому микрофирмы и малые предприятия освобождались от обязательной продажи валютной выручки, поступающей от экспорта товаров собственного производства.
В марте 2012 года предприятия-экспортеры получили от Президента пакет преференций по налоговым платежам5, включающий льготы по НДС, по акцизу, по налогам на доходы и имущество.
С 1 августа того же года улучшены условия экспорта товаров6:
постановка на учет экспортно-импортных контрактов в уполномоченных банках осуществляется в течение 8 рабочих часов;
таможенное оформление грузов и выдача сертификата происхождения товара производятся в течение 3 рабочих дней;
сертификат происхождения экспортируемого товара выдается на весь контрактный объем товара.
В августе 2013 года субъекты малого бизнеса и частного предпринимательства получили право экспортировать товары и услуги за иностранную валюту без предоплаты, открытия аккредитива или гарантии со сроком поступления выручки или обратного ввоза в течение 180 дней при наличии полиса по страхованию экспортного контракта7.
«Шерпы»*
Разумеется, приведен не весь перечень инициатив, реализация которых дала малым предприятиям еще больше возможностей для выхода на внешние рынки. Но стоит заметить, что, помимо мер, стимулирующих МБ налаживать выпуск продукции для зарубежных потребителей, в стране из различных ведомств и новообразований создавалась еще и инфраструктура консалтинговых услуг для экспортеров. Она позволяла предпринимателям действовать не по наитию, методом проб и ошибок, а располагать информацией о национальных особенностях и правилах ведения бизнеса в той или иной стране, находить иностранных партнеров, для которых продукция отечественных товаропроизводителей представляла интерес.
Например, постановлением правительства8 5 лет назад при Агентстве «Узстандарт» создано Бюро по содействию экспорту продукции. Оно, в частности, обязано оказывать бесплатные консультационные услуги экспортерам на основе международных и страновых требований по стандартам, сертификации, маркировке, упаковке продукции и другим параметрам. Изучать и анализировать существующие проблемы по продвижению отечественной продукции на зарубежные рынки и представлять предложения по их решению. Изучать вопросы, поступающие от экспортеров, и предоставлять им необходимую информацию.
Три года назад в «шерпы» для МБ «записали» Национальный банк ВЭД, при котором был сформирован специализированный Фонд поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства7.
Фонду приходится не только проводить маркетинговые исследования внешних рынков, изучать текущую и перспективную конъюнктуру спроса, анализировать ассортимент и номенклатуру продукции, производимой субъектами МБ на экспорт, но и находить для нее потенциальных потребителей. Фонд еще оказывает юридические, финансовые и организационные услуги малому бизнесу по продвижению его продукции на внешние рынки. Принимает участие в подготовке и заключении контрактов с иностранными партнерами. Сопровождает экспортные операции, берет на себя обязательства по защите экспортеров от возможных рисков, а также «пробивает» для них необходимые лицензии, сертификаты и прочие разрешения, требуемые по законодательству зарубежных стран.
Банк заинтересован в успешной деятельности своего Фонда, так как за прошедшие годы втянулся в этот бизнес, открывая кредитные линии для экспортеров.
Задел есть
Чем же обусловлена столь всесторонняя забота о хозяйствующих «малышах»? Почему государство решило содействовать этому процессу и реальными решениями демонстрирует это?
Потому что при всесторонней господдержке за четверть века суверенного развития страны отечественный МБ претерпел значительные качественные изменения и близок к тому, чтобы из «вагона» превратиться в «локомотив» национальной экономики.
У Навоийского ООО «Триумф Горняк» с годовым оборотом более 2 млрд сум., который ежегодно растет на 250–300 млн сум., бизнес сложился благодаря инициативе четырех однокашников. В 1999 году они решили попробовать себя на ниве предпринимательства. Начинали, как многие тогда, с розничной торговли. Затем к ней прибавилась оптовая торговля и общепит. Со второй половины нулевых предприятие стало осваивать производство строительных материалов. Дело заладилось. Сегодня свыше 70% выручки предприятию приносит выпуск стройматериалов, экспортируемых в Казахстан и Туркмению. Получив в областном отделении НБ ВЭД 3-летний кредит на 350 млн сум., предприятие приобрело оборудование, открыло цех по производству трикотажных изделий и планирует найти рынок для их сбыта за рубежом.
Подобный эволюционный путь развития прошла не одна тысяча субъектов малого бизнеса страны.
Заметное влияние на становление МБ в республике оказала известная Антикризисная программа. Если отечественным отраслевым гигантам она позволила пережить негативные последствия мирового финансового кризиса, то для субъектов МБ открыла новые ниши. Этому в первую очередь поспособствовали налоговые преференции, предоставленные производителям продовольственной и непродовольственной продукции массового спроса, изменения в градации МБ по численности работающих, когда максимальная планка по этому параметру в его структурах была увеличена до 100 человек. Это дало возможность многим «середнячкам» перебраться в «лигу» малых и в полной мере воспользоваться льготами для МБ. Соответственно, у действующих предприятий малого бизнеса появился шанс нарастить производственные объемы за счет привлечения дополнительных трудовых ресурсов. Возможно, заложенный тогда задел «выстрелил» в последующие годы заметным ростом удельного веса МБ в производстве валового продукта страны. Теперь же, когда он достиг 56,7% ВВП, должна возрастать роль МБ и во внешней торговле.
Наша справка
В I полугодии 2016 года Фонд оказал организационную, правовую и финансовую помощь 1 646 субъектам предпринимательства. В результате подписаны экспортные договоры на 1 320 млн долл. США, объем экспортируемой продукции вырос на 26%. К концу 2016 года планируется оказать содействие 4 000 предпринимателей, увеличить объем экспорта по сравнению с прошлым годом на 50%.
Источник: УзА.
Из консультантов – в рулевые
В традиционных годовых отчетах о социально-экономическом развитии области всегда находилась пара-другая строчек, где упоминалось об экспорте и указывалось, что из региона зарубежным потребителям отправлена продукция на 1,1–1,3 млрд долл. США. При этом ничего не говорилось, какие же навоийские товары и услуги пользуются спросом за границей. А зачем? И так было понятно, что это хлопок и продукция региональных тяжеловесов – НГМК, АО «Навоиазот», АО «Кызылкумцемент».
Ситуация начала меняться, когда Антикризисная программа стала приносить свои плоды. В регионе повсеместно открывались предприятия по производству мясо-молочной и плодоовощной продукции, по пошиву одежды и выпуску трикотажных изделий и обуви, мебельные и кондитерские цеха, тепличные хозяйства. Но заметного прорыва добились образованные предприятия по переработке хлопка-сырца, так как они изначально были нацелены на зарубежные рынки. Теперь на экспорт идет не только хлопковое волокно, но и продукция с добавленной стоимостью – пряжа, нити, ткани.
В то же время надо признать, что региональный МБ предпочитает ориентироваться на внутренний рынок, а внешний его не особенно прельщает. Податься за бугор со своим товаром – это пока удел энтузиастов. Об этом говорят некоторые цифры. Около 100 малых предприятий хоть одну сделку с иностранными партнерами заключали. Но из 560 малых предприятий, занятых в сфере производства, лишь 33 имеют твердые намерения налаживать систему сбыта за рубежом.
Более чем скромными выглядят и результаты экспортных операций. За I полугодие областные субъекты МБ реализовали иностранным партнерам продукцию почти на 10 млн долл. США. И здесь погоду пока делают переработчики хлопкового волокна. ООО «Бахт Текстиль» заработало 3,1 млн долл. США, ООО «Брайт Навои Текстиль» – 3,2 млн долл. США, ООО «Навбахор Текстиль» – 1,7 млн долл. США.
В то же время есть и примеры иного рода, что работа на экспорт может быть весьма привлекательным и прибыльным занятием. В прошлом году ООО «Навои Эсперанто» продало за границу негашеной извести на 330 тыс. долл. США. В этом году Нуратинское ООО «Agro-Yog» заключило соглашение на поставку в Азербайджан плодоовощной продукции на 1,1 млн долл. США. К сожалению, подобные сделки пока единичны.
В чем же дело, почему с таким скрипом раскручивается экспортный потенциал региона? По мнению директора Навоийского отделения Фонда Ровшана Махмудова, главный сдерживающий барьер – в психологии.
– Здесь все родное, все понятное, известно, кто твой потребитель, кто твои партнеры и конкуренты. Ты уже знаешь, как себя вести, выстроил свою удачную бизнес-модель, а лезть за границу, значит, совать голову в омут полной неизвестности. Там совершенно иной уровень конкуренции, масса своих различных национальных правил и требований, в которые нужно вникать. Необходимо обзаводиться сертификатами, лицензиями и при этом нести немалые расходы. И зачем мне вся эта головная боль? Примерно так рассуждают многие наши предприниматели. Поэтому им пока нужен поводырь и нужно как можно больше успешных историй, демонстрирующих, что работа на внешних рынках – это высший предпринимательский пилотаж, что это бизнес и ничего, кроме бизнеса, – делится своими наблюдениями и опытом Р.Махмудов.
В том, что НБ ВЭД стал «поводырем» для субъектов МБ, готовых со своей продукцией выходить на внешние рынки, нет ничего необычного. Практика участия банков во внешнеэкономической деятельности и активном продвижении продукции отечественных товаропроизводителей на зарубежные рынки имеет богатую историю. Самая известная из распространенных практик – работа через специализированные экспорто-импортные банки. Все они функционируют по одной и той же схеме. Возьмем, к примеру, китайский Эксимбанк. Он выдает кредит иностранному предприятию. Ключевое условие этого соглашения – обязанность предприятия приобрести на заемные средства необходимое ему оборудование, технику у китайских фирм.
Таким образом, естественным путем переплетаются интересы государства и бизнеса. Государство реализует свою политику по поддержке отечественного товаропроизводителя и продвижения его продукции на внешние рынки, банк на процентах по кредитам зарабатывает свою прибыль.
НБ ВЭД на роль Эксимбанка не претендует. Но, занявшись продвижением продукции МБ на внешние рынки, наполнил эту деятельность коммерческой составляющей. Теперь это направление стало одним из бизнесов кредитного учреждения. Нет, как и прежде, он для МБ – и консультант, и маркетолог, и туроператор, организующий поездки предпринимателям на международные ярмарки и выставки.
Но, как только Фонд стал распорядителем кредитного портфеля для предприятий-экспортеров, банк получил возможность возглавить, регулировать процесс и управлять им. Для этого пришлось создать отдельный банковский продукт – открыть кредитную линию специально для предприятий-экспортеров на привлекательных для заемщиков условиях. В этом году кредитный портфель для них потянул на 18,5 млрд сум. Заявки на кредиты поступили от 79 предприятий. К середине года 14,6 млрд сум. заемных средств нашли своих получателей.
Кредитуются лишь организация производства, реконструкция и модернизация действующих мощностей, приобретение нового оборудования. Кредит по ставке рефинансирования ЦБ выдается на срок до 7 лет с 3-летним льготным периодом, когда заемщик выплачивает только проценты. Возможны варианты, когда заемщик в первый год после получения кредита в течение 6 месяцев или всего года и проценты не выплачивает.
В этом году кредиты предоставляются только предприятиям, производящим плодоовощную продукцию. Причем предпочтение отдается хозяйственникам, которые, помимо формирования своей сырьевой базы, активно развивают подразделения по переработке огородной продукции. Специалисты банка считают, что это направление сейчас самое перспективное и многообещающее для предприятий-экспортеров. И они не ошиблись в своих прогнозах. По итогам I Международной плодоовощной ярмарки, прошедшей в Ташкенте в середине июля, подписаны договоры на экспорт плодоовощной продукции более чем на 2 млрд долл. США, а виноград стал самым дорогим продуктом, доставшись покупателю по цене до 2 400 долл. США за тонну.
Для сравнения. На прошедшей в октябре прошлого года в Ташкенте XI Международной узбекской хлопковой и текстильной ярмарке подписаны контракты на поставку 700 тыс. т хлопка и на экспорт отечественной текстильной продукции более чем на 800 млн долл. США. Так что «плодоовощ» – это сейчас то, что может стать весьма перспективным направлением на долгие годы для малых предприятий-экспортеров.
Амир МАХМУДОВ,
наш корр.
г.Навои.
Амир МАХМУДОВ,
наш корр.
г.Навои.
*Шерпы – народ, населяющий высокогорные районы Восточного Непала, а также соседние с ними районы Индии. Представители этого народа славятся своим особым мастерством в преодолении горных маршрутов, и поэтому часто служат проводниками у европейских альпинистов. Дипломаты позаимствовали это слово для обозначения специалиста, который готовит почву для переговоров. Своего рода проводник, идущий немного впереди.
1«О дополнительных мерах по стимулированию производителей экспортной продукции» (от 5.06.2000г. №УП-2613).
2Постановление КМ «Об утверждении Положения о порядке таможенного оформления товаров, вывозимых хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан через торговые дома, представительства, предприятия, созданные ими в зарубежных странах, а также через торгово-инвестиционные дома Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан в зарубежных странах» (от 9.08.2005г. №189).
3«О мерах по устранению бюрократических барьеров и дальнейшему повышению свободы предпринимательской деятельности» (от 25.08.2011г. №ПП-1604).
4«О дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства» (от 24.08.2011г. №УП-4354).
5Приложение к постановлению Президента «О дополнительных мерах по усилению стимулирования предприятий-экспортеров и расширению экспортных поставок конкурентноспособной продукции» (от 26.03.2012г. №ПП-1731).
6Приложение №1 к Указу Президента «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству» (от 18.07.2012г. №УП-4455).
7Постановление Президента «О дополнительных мерах по поддержке экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства» (от 8.08.2013г. №ПП-2022).
8Постановление КМ «О дополнительных мерах по совершенствованию процедур сертификации и внедрения систем менеджмента качества» (от 28.04.2011г. №122).