Norma.uz
Газета НТВ / 2016 год / № 32 / К 25-летию Независимости Узбекистана

Приватизация в Узбекистане – новые возможности для инвестиций

 

Узбекистан последовательно осуществляет реформы по созданию благоприятного климата для привлечения иностранных инвестиций в экономику страны.

 

 

Формы инвестиций

 

В соответствии с законами «Об инвестиционной деятельности» и «Об иностранных инвестициях» иностранные инвесторы могут инвестировать в различных формах – приобретать недвижимость, вкладывать интеллектуальной собственностью, услугами и работами по модернизации и реконструкции предприятий, создавать предприятия с иностранными инвестициями. Из 20 форм инвестирования наиболее распространено участие в акционерном обществе и обществе с ограниченной ответственностью. Причем, в отличие от других стран, наше законодательство не требует, чтобы при создании предприятия иностранный инвестор привлекал к участию местного партнера. Инвестировать можно путем:

● создания совместного предприятия с узбекскими партнерами;

● учреждения компании со 100-процентным иностранным капиталом;

● приобретения доли или акций в ранее созданном предприятии без иностранных инвестиций или полностью, в том числе в ходе приватизации.

В стратегических, базовых отраслях экономики, а также в отраслях со специальным лицензионным или разрешительным режимом регулирования (горнодобывающие, телекоммуникации, нефтегазовый сектор и т.п.) отмечается устойчивая тенденция создания совместных предприятий по принципу 50/50, так как иностранные инвесторы заинтересованы в сильном локальном партнере для обеспечения долгосрочного развития и снижения рисков. В свою очередь Узбекистану выгодно привлечение «умных» инвес­тиций, когда вкладываются не только финансы, но и знания, технологии и опыт, включая объекты интеллектуальной собственности. Конечно, если говорить об инвестировании реальных активов, то предпочтение имеют денежные средства в иностранной валюте и современное оборудование.

 

 

Упрощенный порядок ведения бизнеса

 

За последние 3–5 лет иностранные компании активно используют формы ведения бизнеса без регистрации предприятия, деятельность осуществляют на основе соглашений о разделе продукции, концессий, организации совместной деятельности. Многие проекты в сфере геологоразведки и нефтегазовой промышленности, энергетики, модернизации производства, промышленного и дорожного строительства, предоставление недвижимости в аренду реализуются через постоянные учреждения (ПУ). Эта форма ведения бизнеса нуждается только в постановке на учет в налоговых органах на срок исполнения проекта. Постоянные учреждения вправе использовать счета в национальной и иностранной валюте в банках Узбекистана, заключать и исполнять контракты, нанимать производственный и инженерный персонал, пользоваться льготным налоговым регулированием, временно ввозить оборудование на срок исполнения проекта, а также производственно-технические ресурсы. ПУ популярны у иностранных компаний в силу либерального режима деятельности в области корпоративного управления, налогового, таможенного, валютного, трудового администрирования, контроля и имеющихся различных преференций. По оценке Baker Tilly Uzbekistan, объем проектов, осуществляемых на основе таких гибких форм ведения бизнеса, уже приближается к 1 млрд долл. США в год. Данный показатель будет расти, так как только в 2016 году в Узбекистане запланировано завершить 164 крупных инвестиционных проекта более чем на 5 млрд долл. США, а рост иностранных инвестиций должен составить 20,8%. В целом Инвестиционная программа Узбекистана на 2016 год рассчитана на инвестирование 17,3 млрд долл. США, включая 4 млрд долл. США иностранных инвестиций (в 2015 году на инвестирование направлено 15,8 млрд долл. США в эквиваленте).

 

 

Приватизация 2015–2016

 

В 2015 году Узбекистан предпринял очередные шаги в привлечении иностранных инвестиций, в том числе за счет активизации приватизации и предоставления дополнительных льгот. В соответствии с постановлением Президента «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвесторов в акционерные общества» (от 21.12.2015г.  №ПП-2454) доля иностранного инвестора в уставном капитале каждого акционерного общества теперь должна составлять не менее 15%.

Весь процесс предполагается завершить в течение 2016 года. А с 1 июля текущего года вновь создаваемые АО могут образовываться только с долей участия иностранного инвестора в уставном капитале не менее 15%.

Исключение составляют акционерные общества, представляющие стратегическое значение для Узбекистана. В перечень таких компаний, утвержденный постановлением Кабинета Министров от 10.02.2016 г. №33, вошли 264 предприятия неф­тегазовой, горнодобывающей, хлопковой и пищевой отраслей из более 600 имеющихся в стране холдингов и акционерных обществ. Акции указанных предприятий останутся в собственности государства или органов хозяйственного управления до принятия правительством следующих решений.

Также указанным решением Правительства определены 23 крупных компании, в том числе 5 банков, где не менее 15% госдоли в уставном капитале подлежат реализации иностранным инвесторам, и 64 АО, акции которых предлагаются к продаже. При этом за I полугодие 2016 года в целом в частную собственность реализовано 305 госактивов, включая акции, с принятием инвестиционных обязательств на 267,5 млрд сум. Иностранным инвесторам реализованы доли в 30 акционерных обществах, а количество АО с госдолей в уставных фондах сократилось до 202 против 374 в аналогичном периоде 2015 года.

Ранее в соответствии с постановлением Президента от 28.04.2015 г. №ПП-2340 от 25 до 100% акций 411 акционерных обществ должны были реализовать стратегическим и иным, преимущественно иностранным инвесторам.

 

 

Льготы

 

На акционерные общества, в которых доля иностранного инвестора составляет от 15 до 33% уставного капитала, распространены налоговые льготы, предоставленные в зависимости от объема внесенных иностранным инвестором инвестиций в 20 приоритетных производственных отраслей экономики, определенных Указом Президента от 11.04.2005 г. №УП-3594. Они освобождены от уплаты налога на прибыль юридических лиц, на имущество, на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа для малых предприятий, а также обязательных отчислений в Респуб­ликанский дорожный фонд.

Эти налоговые льготы предоставляются дифференцированно, на срок (от 3 до 7 лет) в зависимости от объема прямых частных иностранных инвестиций. Предпочтение отдается инвестициям в виде современного технологического оборудования или в СКВ. С 2016 года Узбекистан ввел строгие защитные меры, препятствующие поставкам бывшего в употреблении или устаревшего оборудования.

Кроме того, для равномерного и оптимального развития всех регионов льготируются предприятия, размещенные в любом регионе страны, за исключением г.Ташкента и Ташкентской области. Не менее 50% дохода, полученного в результате предоставления льгот в течение срока их применения, должно реинвестироваться.

Для иностранных инвесторов, осуществляющих прямые вложения в развитие высокотехнологичных производств, внедрение современных технологий в регионы республики, Указом Президента от 10.04.2012 г. №УП-4434 предоставлены дополнительные преференции. При создании предприятия с иностранными инвестициями со вкладом иностранного инвестора в денежной форме не менее 5 млн долл. США в случае изменения налогового законодательства ему предоставляется право применять в течение 10 лет налоговые нормы и положения, действовавшие на дату регистрации.

Данным Указом предоставлены и другие права, льготы и преференции иностранным инвесторам. К примеру, если стоимость инвестиционного проекта свыше 50 млн долл. США и доля иностранного инвестора не менее 50%, то необходимые внешние (за пределами производственной площадки) инженерно-коммуникационные сети строятся за счет и при содействии государства. Для инвестиционных проектов, вошедших в Госпрограмму модернизации и диверсификации промышленности на 2015–2019 годы, порог инвестиций в указанных целях снижен до 30 млн долл. США.

Имеются значительные льготы по таможенным платежам. Так, таможенной пошлиной не облагаются:

имущество, ввозимое иностранными инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями с долей иностранных инвестиций в уставном фонде не менее 33% для собственных производственных нужд в течение 2 лет со дня регистрации;

товары собственного производства, ввозимые иностранными юридическими лицами, осуществившими прямые инвестиции в экономику Узбекистана более чем на 50 млн долл. США;

новое технологическое оборудование (не более 3 лет с даты изготовления), ввозимое в Узбекистан, по утверждаемому в соответствии с законодательством перечню.

Начиная с 2016 года иностранным инвесторам и акционерным обществам с участием иностранного капитала предоставлены новые существенные льготы:

до 1 января 2020 года освобождены от налогообложения доходы иностранных инвесторов в виде дивидендов на акции, принадлежащие им в АО;

при обращениях в суды с иском о нарушении их прав и законных интересов они освобождаются от уплаты госпошлин;

акционерные общества освобождены от социальных платежей с зарплаты иностранного управленческого персонала, а иностранные менеджеры – от уплаты налогов и обязательных платежей в бюджет. (Членам наблюдательных советов (советов директоров) данные льготы не предоставлены.)

 

 

Гарантии

 

Важной гарантией обеспечения прав иностранных инвесторов стал Закон «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников». Согласно ему сделки по приватизации (приобретению) госимущества (акций, долей, недвижимости), совершенные после вступления данного Закона в силу, пересмотру и отмене не подлежат. Поэтому по  приватизации иностранными инвесторами имущества до указанной даты целесообразно провести аудит квалифицированной аудиторской фирмой на предмет «чистоты» и законности сделки. В ряде случаев, как подтверждает наша долголетняя профессиональная аудиторская и юридическая практика, данные операции имеют определенные правовые и финансовые риски.

В августе 2015 года была принята еще одна защищающая инвестора норма. Собственностью приватизированных предприятий признается движимое и недвижимое имущество: не выявленное при приватизации гос­имущества в приватизированных предприятиях, а также расположенное на территории предприятия, переданное при приватизации в пользование без права распоряжения. Таким образом, устранены ранее имевшие место риски пересмотра итогов приватизации, предъявления требований по дополнительным платежам за выявленное имущество, исключаются ситуации, когда была возможна капитализация стоимости выявленного имущества в уставный фонд предприятия и формирования новой госдоли в уже приватизированном предприятии.

 

 

Перспективы развития

 

Экономика Узбекистана развивается настолько стабильно и уверенно, что страна перешла от среднесрочных прогнозов на 2–3 года на долгосрочное прогнозирование на периоды в 5–15 лет. Это положительный фактор для перспективной оценки и анализа макроэкономических показателей иностранными инвесторами при принятии решений о серьезных капитальных или портфельных инвестициях. Так, руководством страны определены долгосрочные цели экономического развития по удвоению к 2030 году ВВП, для чего достаточно обеспечить ежегодный рост в 4,8%. При этом за последние 11 лет экономика Узбекистана демонстрирует ежегодный рост порядка 8%, и данная устойчивая тенденция может подтвердиться в перспективе. Определены конкретные направления развития, в том числе усиление банковского сектора, модернизация, диверсификация и локализация в таких отраслях, как электроэнергетика, нефтегазовая, нефтехимическая, химическая, текстильная, электротехническая промышленность, производство строительных материалов и сельхозтехники, пищевая, фармацевтическая промышленность, мощное развитие аграрного современного производства с одновременным совершенствованием условий и стимулированием экспорта.

Должны быть приняты целевые отраслевые программы, предусматривающие углубленную 3–4-стадийную переработку имеющихся ресурсов, что позволит увеличить к 2030 году выпуск готовой продукции в ряде перспективных отраслей от 2,2 в металлургии и химической промышленности до 5,7 раза в текстильной, швейной промышленности и в производстве фруктов и овощей. Указом Президента от 4.03.2015 г. №УП-4707 утверждена конкретная адресная Программа на 2015–2019 годы по инвестированию в модернизацию и диверсификацию промышленности 40,8 млрд долл. США по 846 проектам.

 

Указом Президента «О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах» (от 24.04.2015г. №УП-4720) для привлечения иностранного капитала, повышения эффективности и прозрачности финансовой деятельности АО определены основные направления развития системы корпоративного управления. Приоритет отдается созданию акционерных обществ с участием иностранного капитала с внедрением современных методов корпоративного управления и привлечением высококвалифицированных иностранных менеджеров на руководящие должности. Все акционерные общества в 2015–2018 годах должны перейти на ежегодную подготовку и публикацию финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности (IFRS), подтвержденной независимыми аудиторами в соответствии с международными стандартами ауди­та. Разработан и рекомендован к использованию Кодекс корпоративого управления. При этом за основу приняты модель и передовой опыт корпоративного управления в Германии как наиболее эффективные и соответствующие условиям и приоритетам Респуб­лики Узбекистан.

 

Олег ДАМИНОВ,

управляющий партнер группы компаний «Baker Tilly Uzbekistan».

Прочитано: 5018 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика