Norma.uz
Газета НТВ / 2016 год / № 12 / Экспорт

Готовься к уборочной зимой

 

Ферганский форум, посвященный экспортному потенциалу плодо­овощной отрасли региона, стал хорошей демонстрационной и бизнес-площадкой для привлечения крупных зарубежных торговых сетей и закупочных компаний. Их представители увидели «товар лицом» на специализированной выставке. Свежие овощи и фрукты, сухофрукты, бобовые разместили на своих экспозиционных стендах и столах агрофирмы «Qubbo Meva-Sabzavot», «Roshidon Agro», «Мастона Осиё ­Хамкор», «Zafar Eldor Kelajagi», «Quvasoy Suxofrukt», АО «Мастона» и другие аграрии.

 

 

На состоявшихся здесь же встречах в формате B2B они провели переговоры и подписали договоры о намерениях c потенциальными покупателями, обсудили условия будущих контрактов.

Кстати, мне понравились представленные здесь очень мелко нарезанные сушеные овощи – морковь, свекла, паприка, лук – красиво расфасованные в небольшие прозрачные пакеты. Как и зелень (петрушка, укроп, сельдерей) и порезанные тонкими пластинами баклажаны и болгарский перец. Директор ООО «Margilon Agro» Мухамадали Сотволдиев заметил, что жители мегаполисов все чаще идут в гипер- и супермаркеты, нежели на овощные рынки. Они привыкли к упакованной продукции, к использованию небольших порций полуфабрикатов. Поэтому его агрофирма, специализирующаяся на производстве сушеных овощей и фруктов, стала производить ассортимент, который должен приглянуться жителям больших городов.

Хотя на выставке продемонстрировали образцы современной упаковки, у меня сложилось мнение, что многие фермеры сегодня не могут сами придать своей превосходной продукции достойный товарный вид. А ведь при наличии соответствующей «одежки» она могла бы вполне конкурировать в сегменте товаров премиум-класса.

 

 

Основы взаимовыгодного сотрудничества

 

Об этой самой «одежке», по которой покупают, а также о требованиях к импортируемой сельхозпродукции, некоторых проблемах сотрудничества с нашими сельхозпроизводителями на Форуме рассказали представители торгово-закупочных компаний.

Менеджер службы импортных закупок АО «Тандер» (розничная сеть «Магнит», РФ) Виталий Чуприна рассказал о неожиданных ситуациях, возникших в прошлом году. Были случаи, когда свежие фрукты и овощи уже стояли на приграничной таможне, и в этот момент поступило сообщение, что, госкомиссия приняла новый протокол, в котором именно отгруженная продукция не входила в число разрешенных к вывозу. Естественно, машины с товаром не пропускались. Немалая сложность возникает из-за периодического изменения перечня компаний, осуществляющих экспортную деятельность. Чуприна заметил: «Начав работать с одной компанией, в следующем месяце мы прекращаем отгрузки, так как она не попала в протокол. Так, закупили сливы и абрикосы у «Bibirajab» MChJ, за один день до отгрузки вышел новый протокол, в котором этой компании уже не оказалось. Отгрузка была отменена». Менеджер обратил внимание и на то, что стоимость услуг узбекистанских автотранспортных компаний зачас­тую выше, чем иностранных. Соответственно, высока и стоимость фрахта. А попытки снизить ее за счет найма дешевого транспорта нередко чреваты нарушением температурного режима.

Специалист по закупке сухофруктов, бакалеи и консервов ООО ­«Рестрейд» Дмитрий Алиш (Бела­русь) сообщил, что их компания – крупнейший импортер сельхозпродукции – на рынке более 20 лет, имеет крупный логистический центр в Полоцке, 15 фирменных магазинов, поставляет товары в несколько торговых сетей страны, работает с 200 компаниями мира. Перечень до­кументов на импорт продуктов в Беларусь невелик: контракт, CMR (международная товарно-транспортная накладная), инвойс, фитосертификат, СТ-1. С производителями Узбекистана сотрудничает второй год. В прошлом году хорошим спросом пользовались узбекские дыни «торпеда» и виноград. Идя навстречу поставщикам, компания, вопреки своим правилам, произвела 100-процентную предоплату. Первые партии винограда были хорошего качества, а потом поступил мелкий, неотсортированный и даже с гнильцой. Кроме финансовых убытков, пострадала и репутация компании, так как условия торговых сетей о регулярности и нужных объемах поставок очень жестки, а проценты за неустойку немалые.

Член правления SIA «Uzbekistan Trading House» Андрей Колупаев (Латвия) сделал акцент на том, что их торговый дом ориентирован на работу с производителями, имеющими технологические автоматизированные линии по сортировке и переработке продуктов плодоовощеводства и системы проверки качества продукции. Он также высказал пожелание предсказуемости «правил игры». Вышедший осенью прошлого года документ об ограничении числа автоперевозчиков, которым разрешено участвовать в международных перевозках грузов, не оставил времени на адаптацию.

Как и все импортеры, на сложнос­ти, вызываемые требованием 100%-процентной предоплаты за закупаемую продукцию, обратила внимание вице-президент ОЮЛ «Ассоциация торговых предприятий Казахстана», глава секретариата Комитета по торговле Нацио­нальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Жибек Ажибаева. Она сообщила, что сегодня в ее стране имеется около 700 рынков. В ближайшей перспективе планируется их переформатировать в 400 современных рыночных комплексов. Солнечные дары Узбекистана всегда ценились в соседней республике, их импорт увеличивается из года в год. Казахстанцы рады будут видеть их на рыночных прилавках. Для этого сюда прибыли руководители крупнейших компаний-импортеров – ТОО «Bio Terra», группы компаний «Alatau Fruits Engineering», ТОО «Magnum Cash&Carry».

Узбекистан не только выращивает и перерабатывает плодоовощную продукцию, но и постоянно наращивает ее экспорт, отметил президент международной бизнес-ассоциации «Uzlita» Дариус Сермукснис (Литва). Благодаря климатическим условиям и заботе человеческих рук здесь выращивают фрукты неповторимого вкуса. На Форум прибыла солидная группа литовских предпринимателей, чтобы наладить и развивать партнерство с сельхозпроизводителями республики, заключить с ними взаимовыгодные договоры. Представители закупочных компаний также заострили внимание на необходимости соблюдения оговоренных сроков поставки, четкого понимания их сезонности, постоянного контроля за качеством товара и упаковки, коррект­ностью заполнения документов при отгрузке. И, конечно же, оперативной обратной связи, так как порой на запросы по ассортименту, объему и цене при постоянном напоминании отвечают через неделю.

 

 

Изучили потенциал

 

Импортеры побывали и в интенсивных садах нескольких агрофирм. Так, в агрофирме «Минг Дона Обод» в 2009 году на 500 га посадили винные сорта винограда. Агроном Эльёр Акбаров рассказал об особенностях их выращивания, обработки, сбора плодов и последующей переработки в виноматериалы, которые экспортируются в РФ.

Гостей также интересовало технологическое оснащение овощехранилищ. Они побывали на территориальной оптовой базе АО «Фаргона Гушт Сут Савдо». К ее основной деятельнос­ти относятся сезонная закладка и хранение картофеля, лука, моркови, свеклы, редьки, бахчевых культур и другой продукции. Территория базы занимает более 5 га, емкость холодильных камер и складов – 7 000 тонн. В 2012 году здесь был построен холодильник на 1 200 тонн для хранения фруктов и овощей и создано швейцарско-узбекское СП ООО «Asia Fruit Mega», которое является учредителем ТОБ АО «Фаргона Гушт Сут Савдо».

 

 

Поделились опытом

 

В рамках Форума прошли тематические семинары. В частнос­ти, сертификации по стандарту GlobalGap, об организации органического производства и его экспорта. Об особенностях организации экспорта плодоовощной продукции в РФ рассказал эксперт по развитию продаж в России и странах СНГ Дмитрий Кузнецов. По его словам, крайне важна форма подачи продукта. Он отметил, что выращиваемая в Ферганской долине цветная капуста – самая вкусная в мире, как и узбекские желтые лимоны. Эти плоды при условии их грамотной упаковки могли бы занять достойное место в сегменте продуктов премиум-класса.

Весьма оживленным был семинар по вопросам транспортировки и логистики продукции из Узбекистана за рубеж. Его участники назвали некоторые проблемы перемещения грузов. В частности, таможенные формальности. К примеру, оригинал документа необходим при корректировке ГТД. А она случается часто, поскольку при определении стоимости требуют указывать до 2 знаков после запятой для правильного округления. Кроме того, сопроводительные документы, например, договоры и дополнительные соглашения, органы таможни  требуют также только в оригинале. И никаких дубликатов.

О возможностях портов Прибалтики и Германии для перевозки витаминных товаров рассказали соответственно Улдис Папанс – глава Ассоциации стивидорных компаний Латвии и Иева Нагел – представитель порта Росток.

 

Форум стал хорошей платформой для обмена мнениями и опытом, получения новых знаний по развитию методов переработки и хранения свежих фруктов и овощей, улучшению упаковки и формированию бренда продукции, которые в дальнейшем будут использоваться для увеличения производства и экспорта. Но главное – Ферганский форум привлек внимание иностранных покупателей, позволил им выразить намерение или контрактовать продукцию еще до сезона уборки урожая. Они встретились не только с сельхозпроизводителями, но и с представителями госструктур и влас­ти, транспортниками, смогли обсудить комплекс вопросов для успешной поставки продукции.

Это удобно и было полезно всем участникам встречи.

 

В работе Форума участвовала

Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спец. корр.

 


*Окончание. Начало в №11 (1127) от 15.03.2016 г.

Прочитано: 1200 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2018 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика