Norma.uz
Газета Норма / 2016 год / № 11 / Над чем работают законодатели

Солидный пакет поправок обсужден в Законодательной палате

 

Продолжаем анализировать результаты последнего пленарного заседания, состоявшегося 3 марта. Напоминаем: тогда было рассмотрено 11 законопроектов, в том числе Закон о бухучете в новой редакции во втором и третьем чтениях.

 

Бухгалтерский учет:

руководители компании теперь будут нести единоличную ответственность за проведение незаконных хозопераций1

 

 

Абдурашид ТУХТАБАЕВ,

член Комитета по бюджету и экономическим реформам,

фракция ДП «Миллий тикланиш», член рабочей группы по законопроекту:

 

Главная цель данного законопроекта – защита интересов широкого круга пользователей финансовой отчетности, формируемой на основе данных бухгалтерского учета. В процессе работы над ним структура и подавляющее большинство статей действующего Закона претерпели изменения. В частности:

  • существенно уточнен и упорядочен понятийный аппарат;
  • оптимизирована структура закона, некоторые важные принципы и понятия выведены в отдельные статьи и конкретизированы;
  • законодательно закреплены статус и полномочия руководителей служб бухгалтерского учета, а также квалификационные требования к ним;
  • разграничена и уточнена ответственность руководителя предприятия и главбуха. В случае возникновения разногласий между ними по отдельным хозяйственным операциям введено требование о необходимости письменного распоряжения руководства на их выполнение;
  • законодательно закреплен статус профессиональных объединений бухгалтеров;
  • решена проблема «двух подписей». Теперь при открытии банковских счетов руководители при совмещении функций руководства предприятием и ведения бухгалтерского учета смогут указывать себя в обоих перечнях ответственных лиц;
  • законодательно закреплено, что первичные документы и регистры бухгалтерского учета изначально могут составляться и представляться в госорганы в электронном виде.

Внесены также иные изменения и дополнения, основанные на международной практике регулирования сферы бухгалтерского учета.

 

 

Шарофитдин ХАЙДАРОВ,

начальник управления методологии бухгалтерского учета и аудита

Министерства финансов Республики Узбекистан,

член рабочей группы по законопроекту:

 

Мы скорректировали в общей сложности 22 статьи действующего Закона из 24-х, фактически – это принятие его в новой редакции.

Часть вносимых поправок связана с необходимостью привести отдельные нормы в соответствие с принятыми позже законодательными актами. В частности, изменены сроки обязательного хранения бухгалтерских документов, регистров и данных компьютерного учета с 3 до 5 лет, что соответствует нормам Налогового кодекса и Закона о противодействии легализации преступных доходов2.

Второе направление – это совершенствование законодательства по бухгалтерскому учету на основе принципов и норм международных стандартов, восполнение пробелов в понятийном аппарате в соответствии с мировой практикой.

Мы отразили в законе все отсутствовавшие в нем необходимые определения: бухгалтерский учет, бухгалтерская информация, синтетический и аналитический учет, стандарты бухгалтерского учета, внутренний контроль, финансовая отчетность, хозяйственная операция и другие. Кроме того, в него включена новая статья «Руководитель службы бухгалтерского учета». На практике обычно под этим понимается главный бухгалтер. Но такая штатная единица есть не на всех предприятиях, иногда сам руководитель берет на себя функцию ведения учета. В СП или представительствах ИП, к примеру, им может быть финансовый менеджер или заместитель директора по финансовым вопросам. Чтобы обеспечить единый подход к регламентации деятельности этого специалиста, мы дали ему такое обтекаемое наименование. В законе теперь четко обозначены функции руководителя службы бухгалтерского учета и схема его служебного подчинения.

Очень важна, на мой взгляд, норма, которая должна защитить главного бухгалтера в спорных ситуациях. При расхож­дении мнений о законности отдельных операций между главбухом и руководителем документы по ним могут быть приняты к исполнению только по письменному распоряжению руководителя юридического лица. И именно руководитель будет единолично нести ответственность за последствия таких операций.

Установлены квалификационные требования к руководителям служб бухгалтерского учета в компаниях, подлежащих обязательному аудиту. В частности, лица с высшим экономическим образованием должны иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета или составлением финотчетности, либо аудиторской деятельности – не менее 3 лет из последних 5 календарных лет. Лица с неэкономическим высшим образованием – не менее 7 лет из последних 10 календарных лет.

Законопроект вводит для руководителей хозсубъектов, подлежащих обязательному аудиту, требование  обеспечивать своим главбухам ежегодное повышение квалификации. Что понимается под повышением квалификации в данном случае и какие учебные заведения могут быть задействованы в этом процессе?

После вступления в действие новой редакции закона нужно будет регламентировать все эти вопросы. Думаю, что задействовать в повышении квалификации руководителей служб бухгалтерского учета следует не только профессиональные объединения бухгалтеров, но и любые учебные центры, имеющие соответствующую лицензию.

Что касается содержания понятия «повышение квалификации» – пока строгие требования к нему еще не определены. Так, к примеру, есть мнение, что к повышению квалификации могут быть приравнены не только обучение специалис­та на курсах, но и его участие в определенном количестве профессиональных семинаров и круглых столов в течение года. Если это будет принято к действию, потребуется определить, каким образом учитывать участие в семинарах, так как обычно их участники не получают документального свидетельства об участии.

 

 

Антимонопольное регулирование:

обжалование хозсубъектом предписания органа хозяйственного управления в суде будет приостанавливать его исполнение3

 

Ёрмамат ХОЛИЯРОВ,

член Комитета по вопросам промышленности, строительства и торговли, фракция СДП «Адолат», член рабочей группы по законопроекту:

 

Законодательство предусматривает для хозяйствующих субъектов, получивших предписание контролирующего органа, возможность обжаловать его в суде или вышестоящих инстанциях. И подача жалобы в суд приостанавливает исполнение обжалуемого действия или решения до вступления в законную силу решения суда. Но до настоящего времени это не распространялось на отдельные категории предпринимателей (субъекты естественных монополий, изготовители, исполнители, продавцы) в ущерб их законным интересам.

Поправки, вносимые сейчас в законы «О естественных монополиях» и «О защите прав потребителей», направлены на устранение такого положения дел.

Во-первых, за субъектами естественных монополий, исполнителями, изготовителями и продавцами сохраняется возможность обжаловать вынесенные им предписания. Особо уточняется, что обжалование решения или предписания в вышестоящий в порядке подчиненнос­ти орган или должностному лицу не исключает одновременного их обжалования в суде.

Во-вторых, – и это самое важное – на период обжалования в суде при­останавливается действие обжалуемого решения. Исключением из этого правила станут только предписания или решения, связанные с предотвращением чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здо­ровью населения.

 

 

Недра:

устанавливается годичный срок предоставления исключительного права на получение лицензии на разработку выявленных месторождений4

 

Собит ТУРСУНОВ,

член Комитета по вопросам промышленности, строительства
и торговли, депутатская группа Экологического движения Узбекистана, член рабочей группы по законопроекту:

 

Помимо отдельных редакционных правок, в Закон «О недрах» предложено внести 2 существенных изменения.

Геологоразведочные работы в респуб­лике проводятся согласно годовым программам, ежегодно формируемым Гос­комгеологии. Основным источником финансирования включенных в них проектов является государственный бюджет. При этом отдельные проекты финансируются за счет собственных средств добывающих компаний.

Согласно Закону «О недрах» в действующей редакции, если предприятие само финансирует геологоразведку, оно должно в установленном порядке получать лицензии на право пользования конкретными участками недр. Если же такие работы производятся за счет госбюджета, лицензия не требуется, достаточно зарегистрировать проектно-сметную документацию в Госгеофонде.

Проблема в том, что процесс получения подобных лицензий занимает длительное время, так как связан, помимо прочего, с подготовкой и принятием правительственных решений. Также в этот период компания будет платить в бюджет сумму подписного бонуса. Это приводит к увеличению стоимости геологоразведочных работ, которые сами по себе не являются источником доходов, в отличие от добычи ископаемых на уже разведанном месторождении.

В целях дальнейшего упрощения процедур по предоставлению права пользования участками недр предложено унифицировать правила допуска к геологоразведке для проектов, финансируемых как за счет бюджетных ассигнований, так и за счет собственных средств вовлеченных компаний.

С другой стороны, в государственном балансе запасов полезных ископаемых Республики Узбекистан учтено значительное количество месторождений, выявленных за счет средств предприятий, которые длительное время не разрабатываются. Особенно это касается месторождений нерудного сырья для производства стройматериалов.

Освоение месторождений требует больших финансовых затрат. Соответственно, для того чтобы получить лицензию на разработку разведанного месторождения, компания должна соответствовать определенным финансовым критериям. Отсутствие в законодательстве ограничения сроков исключительного права на разработку участков недр для компаний, их разведавших, приводит к тому, что юрлица, не располагающие необходимыми финансовыми ресурсами, тем не менее годами сохраняют за собой исключительное право на добычу сырья.

Проблема носит масштабный характер. Так, в 2014 году на баланс Госкомгеологии возвращено порядка 50 подобных объектов, у балансодержателей которых отсутствовали лицензии на их разработку.

Чтобы оживить конкурентную среду в данной сфере, предлагается ограничить сроки предоставления исключительного права на разработку участков недр 1 годом – с даты утверждения разведанных запасов. При этом компаниям, которые вложили собственные средства в геологоразведку данных месторождений, было бы справедливо дать еще один шанс в виде преимущественного права в публичных торгах на получение лицензии после истечения их исключительных прав на разработку участка.

 

 

Акционерное законодательство:

владельцев контрольного пакета акций обяжут в течение 30 дней предложить миноритариям выкупить их акции5

 

В Закон «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» вносится сразу несколько поправок. В частности, предложено обязать владельцев свыше контрольного пакета акций в течение месяца с момента его  приобретения сделать миноритариям предложение о покупке их акций.

При этом никто не обязывает последних продавать свои акции. Но если миноритарии согласятся на сделку, лицо, владеющее контрольным пакетом, обязано будет купить их акции по рыночной стоимости. Данная мера, по мнению законодателей, должна защитить интересы миноритарных акционеров.

В процессе обсуждения было высказано мнение и в защиту владельца контрольного пакета, которому может элементарно не хватить ресурсов для приобретения акций у всех желающих. Данную проблему депутаты предложили решить через предоставление некоторой отсрочки на совершение сделки.

Также уточняется статья, регламентирующая порядок выплаты дивидендов в АО. В нее вносится дополнение, согласно которому выплата дивидендов по простым акциям должна осуществ­ляться строго с соблюдением равных прав акционеров. Как правило, на практике в первую очередь дивиденды выплачиваются крупным акционерам, поскольку те имеют большее влияние на исполнительный орган.

 

 

Техническое регулирование:

все виды «работ» исключаются из сферы, подлежащей регулированию посредством технических регламентов6

 

Кутлымурат БАБАШЕВ,

член Комитета по вопросам промышленности, строительства и торговли, фракция УзЛиДеП,

член рабочей группы по законопроекту:

 

Системное внедрение международных стандартов качества и технических регламентов при производстве продукции и в сфере оказания услуг является приоритетным направлением для экономики Узбекистана в последние годы. Однако отдельные нормы принятого в 2009 году Закона «О техническом регулировании» либо не работают, либо создают препятствия при разработке техрегламентов.

Концептуально – в первом чтении – принято решение исключить понятие «работы» из содержания технического регламента. Техрегламентами регулируются аспекты безопасности, а оценить безопасность работ стандартными методами невозможно. Стандартов для оценки работ нет в законодательстве Рес­публики Узбекистан.

Это соответствует международной практике?

Одна из основных целей стандартизации в республике – это соответствие качества производимой продукции и оказываемых услуг требованиям международных стандартов ИСО. Данная система включает в себя свыше 16 тыс. стандартов, и ни один из них не предусматривает требований к производимым работам.

На что будет ориентироваться сфера строительства, к примеру?

В основном на свои СНИПы. Кроме этого, намечается разработка технического регламента «О безопасности строительства в сейсмических районах».

Помимо этого, предложено исключить из статьи 17 действующего Закона требования по содержанию в технических регламентах правил отбора образцов, методов испытаний и измерения продукции. Эта норма в том виде, в котором она сейчас существует, потенциально будет затруднять использование более совершенных методов и способов. Любая модернизация метода будет требовать коррекции существующих рег­ламентов, а это нецелесообразно.

 

Юлия Яшина,

наш спец. корр.

 

 

 


1Проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» №ПЗ-109 (второе и третье чтения).

2Ст.ст.38 и 91 НК; ст.21 Закона «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма» (от 26.08.2004г. №660-II).

3Проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» №ПЗ-120 (второе чтение).

4Проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О нед­рах» №ПЗ-126 (первое чтение).

5Проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» №ПЗ-116 (второе чтение).

6Проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О техническом регулировании» №ПЗ-122 (первое чтение).

 

Прочитано: 1695 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика