Norma.uz
Газета НТВ / 2016 год / № 11 / Экспорт

Готовься к уборочной зимой

 

Зима в этом году выдалась необычайно теплой. Ферганская долина встретила участников Форума, посвященного экспортному потенциалу плодоовощной отрасли региона, стартом весенне-полевых работ и цветением интенсивных садов. Потенциальные импортеры – представители крупнейших торговых сетей, транспортно-логистических компаний, бизнес-ассоциаций стран ЕС (Латвия, Литва, Германия и др.), Казахстана, России, Беларуси, а также различных организаций, заинтересованных в развитии торговли и экспорта плодоовощной продукции, на корню увидели интересующий их урожай.

В мероприятии, организованном Проектом USAID по региональному экономическому сотрудничеству (REC) во взаимодействии с Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Государственным комитетом по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции, хокимиятом Ферганской области, Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ) и ОБСЕ, приняли участие около 300 человек.

 

 

 

В двухдневном Форуме, проходившем в Центре содействия бизнесу Ферганы, участвовали представители ряда министерств и ведомств, их региональных подразделений, гос­органов, руководители агрофирм, фермерских хозяйств, перерабатывающих предприятий, субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.

Хоким Ферганы Дильшод ­РАХМАТОВ рассказал о развитии в стране и Ферганской области плодоовощеводства, о льготах и преференциях и об экспортных возможностях региона. Фрукты и овощи Ферганской долины заслуженно считаются в республике одними из лучших. В области ведется большая работа по созданию новых высокоурожайных сортов, повышению объемов экспорта, внедрению современных технологий. Здесь созданы 52 агрофирмы, 19 из них занимаются производством и экспортом плодоовощной и виноградарской продукции. Современные холодильные хранилища рассчитаны на 68 тыс. тонн сельхозпродукции. В 2015 году область экспортировала дары природы более чем на 120 млн долл. США. В этом году прогнозируется вырастить почти 2 млн тонн фруктов, овощей, картофеля, бахчевых, винограда. Около 280 тыс. тонн планируется экспортировать.

 

Региональный директор Агентства США по международному развитию (USAID) Джордж ДЕЙКУН:

– Должен отметить, что на прошедшей осенью прошлого года в Ташкенте Международной конференции по развитию производства и экспорта плодоовощной продукции Узбекистана, организованной Проектом USAID по региональному экономическому сотрудничеству, были сделаны практические шаги по расширению сбыта продукции Узбекистана в страны Европейского Союза и Центральной Азии. На ней были подписаны контракты на сумму около 300 млн долл. США. На данный момент реализованы соглашения на 160 млн долл. Это показывает большой экспортный потенциал вашей страны.

Еще один проект USAID направлен на содействие реализации таможенных процедур в «одно окно» и их упрощение. Это должно способствовать снижению барьеров на пути экспорта и развитию региональной торговли.

Кроме того, вот уже 10 лет мы реализуем 2 проекта по оказанию технического содействия фермерам и сельхозпроизводителям, в частности, по их обучению. Проведен ряд тренингов по внедрению международных стандартов качества, сертификации GlobalGAP, а также по производству и экспорту продукции органического земледелия. В марте планируем в партнерстве с Посольством Латвии организовать тренинг с выездом 15 фермеров в эту страну, чтобы они ознакомились с требованиями стран ЕС к экспортируемой сельхозпродукции, смогли завязать контакты, найти потенциальных покупателей, а потом поделились опытом с коллегами.

В настоящее время ждем одобрения на реализацию 3 проекта. Он нацелен на развитие технических возможностей фермеров, должен способствовать повышению добавленной стоимости производимого продукта, развитию навыков грамотного выращивания деревьев, обрезке и формированию их кроны. Как показывает опыт, это повышает урожайность на 30–50%. Техническое содействие будет оказано в сфере логистики и качества упаковки.

От сегодняшнего Форума ожидаю практических результатов – подписания экспортных контрактов, их диверсификации. И, конечно же, развития контактов с импортерами, расширения географии поставок и новых рынков сбыта. Одним словом – работы на конкретный результат.

 

 

 

Деловая программа Форума была насыщенной и многоплановой. Она включала в себя обучающие сессии, круглые столы, деловые встречи в формате B2B. Организованная в Центре содействия бизнесу выставка продемонстрировала образцы  предлагаемой на экспорт продукции полей, огородов и садов Солнечной долины как в свежем, так и в переработанном и сушеном виде. Гости ознакомились с презентациями принимающей стороны.

 

 

Нужна своя биржа

 

Об Экспортной аукционной площадке шел разговор в презентации начальника управления Госкомитета по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции Улугбека КАМАЛЕТДИНОВА. Но прежде он рассказал об итогах опроса экспортеров, который выявил у них значительную потребность содействия в разработке маркетинговой стратегии; поиске партнеров и поставщиков сырья, комплектующих, оборудования; распространении информации о продукции узбекских компаний и ее продвижении за рубежом; совершенствовании системы продаж, участии в выставках, ярмарках.

Нуждаются в решении и проблемы производства и обеспеченности кадрами. В их числе внедрение международных стандартов качества; повышение квалификации сотрудников, прежде всего обучение их работе на внешних рынках; поиск и привлечение узких специалистов; совершенствование внешнего вида продукции. Камалетдинов также отметил, что опрос экспортеров выявил ряд проблем администрирования, связанных с оформлением документов для экспорта, сертификацией, логистикой и транспортировкой грузов, с содействием в получении внешнего финансирования инвестиционных проектов, признанием рекламаций покупателя, кооперацией экспортеров для обмена опытом, совместных акций.

Существенная часть экспорта плодов и овощеводства приходится на РФ. И здесь тоже немало сложнос­тей с оформлением поставок. Так, все документы, кроме сертификата происхождения, оформляет юридическое лицо, зарегистрированное в России. Все документы должны быть переведены на русский язык. Нет перечня товаров, подлежащих сертификации. Центры по сертификации могут выдавать разрешительные документы только на ограниченную группу товаров. Причем их нужно получать на каждую партию плодоовощной продукции.

Представитель Госкомконкуренции остановился и на проблемах, ограничивающих конкуренцию при экспорте. Так, для оформления справки о расчетах уполномоченные банки требуют 100-процентной предоплаты, что ограничивает возможности для привлечения покупателей. Протокольными решениями рабочей группы на экспортируемую продукцию устанавливается минимальная цена в долларах США, ниже которой хозсубъект не имеет права осуществ­лять вывоз.

Самим производителям трудно заниматься экспортом из-за отсутствия спецтранспорта, холодильников, а также ввиду невысоких объемов производства.

Решить эти проблемы поможет Экспортная аукционная площадка, на которой фермерские хозяйства смогут выставлять свою плодоовощную продукцию, а покупатели приобретать их в электронной системе. По результатам электронных торгов (котировок) будут заключаться стандартные контракты на продажу плодоовощной продукции, бахчи и винограда с определением цены. Для этого необходимо создать централизованную сеть специализированных агрологистических центров по экспорту, упростить требование о 100-процентной предоплате, внедрить биржевые механизмы заключения и исполнения экспортных контрактов. Чиновник привел в пример мировой опыт продажи товаров через аукционы. Именно так работают нидерландская цветочная биржа Flora Holland (существует уже более 100 лет) и оптово-распределительный центр «Лион-Корба» (Франция), осуществляющий оптовую торговлю плодоовощной продукцией с 1961 года.

Такие торговые системы ускоряют экспортные продажи, гарантируют исполнение сделок, упрощают оформление контрактов, сокращают число «серых» схем, формируют базы данных о ценах на продукцию и прогнозируют ее спрос. Камалетдинов пошагово рассказал о механизме торгов.

Шаг 1. Фермер подает заявку на продажу сельхозпродукции и сдает свой товар для предпродажной под­готовки в агрологистический центр.

Шаг 2. Покупатель вносит задаток (до 10% от стартовой цены) и подает заявку на покупку.

Шаг 3. Проводится электронный аукцион. Выигрывает покупатель, ­предложивший самую высокую цену.

Шаг 4. После торгов агрологистический центр получает приказ на отгрузку продукции покупателю.

Шаг 5. Таможня выдает пакет необходимой документации на экспорт по принципу «одно окно».

Шаг 6. Расчетно-клиринговая палата производит взаиморасчеты в соответствии с контрактом.

Чиновник отметил, что для ускорения платежей и сокращения расходов участников торгов счет РКП биржи может быть открыт в иностранном банке – резиденте страны-импортера. А интеграция и открытие площадок агробирж в странах ближнего зарубежья позволят наладить импорт сельхозпродукции в межсезонье, что будет препятствовать росту внутренних цен.

Конечно, идея Экспортной аукционной площадки прекрасна. Дело за реализацией проекта. Однозначно, что внедрение нового механизма укрепит здоровую конкуренцию на рынке, повысит прозрачность процедур, сократит транзакционные издержки экспортеров, укрепит финансовую устойчивость производителей, создаст новые рабочие места и легализует «серых» работников.

 

Прогноз экспорта плодоовощной продукции, бахчи и винограда на 2016 год по республике предусмотрен в объеме 1 413,3 тыс. тонн, что составляет 13,5% от общего объема производства.

 

 

Продвигать и стимулировать

 

Эффективный инструмент продвижения экспорта и стимулирования развития «малой экономики» представляет собой Фонд поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства. О его деятельности рассказал исполнительный директор Фонда Жахонгир МУСТАФАЕВ. В 2015 году Фонд оказал организационные, правовые и финансовые услуги 3 213 субъектам предпринимательства. Благодаря им экспортированы товары и услуги на 1 045 млн долл. США.

Одна из злободневных проблем малого бизнеса – незнание специфики внешних рынков конкретных стран и наличия на них спроса на ту или иную продукцию. Поэтому существенной части субъектов предпринимательства, получивших поддержку, оказано содействие именно в поиске зарубежных партнеров для экспорта продукции сельского хозяйства, пищевой промышленности, а также тканей и х/б пряжи. Для этого были изучены рынки стран СНГ, Англии, Италии, Сингапура, Индии, Украины, Китая, Турции и других государств. Подготовлена информация о транспортных расходах на экспорт продукции, в частности, свежих плодов и овощей.

В минувшем году Фонд организовал участие субъектов предпринимательства в крупнейших мировых ярмарках и выставках, тендерах за рубежом, оказав им помощь в получении лицензий, сертификатов и других разрешительных документов, требуемых зарубежным законодательством, в таможенном оформлении. Более 200 отечественных предприятий презентовали свою продукцию на таких авторитетных форумах, как «Зеленая неделя» (Германия), Foodex Japan 2015 (Япония), Всекитайская выставка промышленной продукции, «Текстильлегпром–2015» (Россия), и многих других. Они заключили соглашения на 135 млн долл. США, что на 68 млн долл. больше, чем в предыдущем году. Также Фонд оказал помощь по заключению 116 экспортных контрактов.

Фонд совместно с Национальным банком и фермерскими хозяйствами реализует проект по созданию сети агрофирм. Они исходя из требований крупных импортеров и зарубежных торговых сетей равномерно поставляют плодоовощную продукцию в течение всего года, получая дополнительную выгоду и расширяя экспортный потенциал за счет заключения контрактов по выгодным ценам.

Фонд планирует в 2016 году привлечь к экспортной деятельности 426 предприятий, освоить экспорт 49 видов новой продукции, в том числе товаров с высокой добавленной стоимостью, внедрить международные системы качества на 752 предприятиях, создать за рубежом от 5 до 10 торговых домов.

Жахонгир Мустафаев заверил, что в случае необходимости Фонд окажет всемерную поддержку сельхозэкспортерам.

 

По предварительным итогам, на Форуме подписаны меморандумы о сотрудничестве и протоколы намерений не на одну сотню млн долл. США, заключены контракты на прямые поставки плодов и овощей более чем на 120 млн долл. США.

 

 

Поставщики услуг

 

О новых возможностях развития экспорта, которые даст запуск элект­рифицированной железнодорожной линии Ангрен–Пап, рассказал начальник Кокандского регионального узла АО «Узбекистон темир йуллари» Отабек ЭРКАБОЕВ. По дороге в Ферганскую долину мы видели эту грандиозную стройку. Зрелище впечатляющее. Импортеры и эксперты по логистике – народ практичный, они тут же стали оценивать экономический эффект, прикидывать возможные объемы грузоперевозок, снижение временных и финансовых затрат.

Начальник службы перевозки областного управления НАК «Узбекистон хаво йуллари» Зафар САИДМУРАДОВ презентовал возможности Национальной авиакомпании по перевозке грузов, рассказал о скидках на перемещение сельхозпродукции. Авиаперевозки позволяют существенно ускорить доставку и, как следствие, избежать порчи груза. Он озвучил возможности новых переоборудованных грузовых самолетов «Боинг 767-300ER», которые будут использоваться на грузовых рейсах, выполняющихся в(из) Международный интермодальный центр логистики «Навои». А также рассказал, что действует надежная и современная автоматизированная система бронирования грузов.

Об услугах Ассоциации предприя­тий оптовой торговли «Узулгур­жисавдоинвест» экспортерам рассказала менеджер ООО «Intertrade Invest» Эльвина СЕЙДАМЕТОВА. Сегодня Ассоциация имеет 52 территориальные базы пло­щадью 116 тыс. кв.м, вместимостью 68 тыс.тонн. До 2020 года ею будут построены новые современные холодильные камеры для хранения 325 тыс. тонн плодоовощной продукции, созданы 17 центров логис­тики по ее обработке, хранению и транспортировке. В том числе на базе АО «Фаргона гушт сут савдо» в Ферганской области. Открыты 4 торговых дома: 3 – в РФ и 1 – в Казахстане. В планах освоить рынки отдаленных регионов Российской Федерации – Сибири, Дальнего Востока, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.

В перспективе Ассоциация планирует открыть лаборатории по методу и технологиям микроклонального размножения растений (технология in vitro), способствующим массовому производству здоровых саженцев всех видов растений, создать арбит­ражную лабораторию агрономических исследований для определения качества товаров и выдачи сертификатов соответствия.

 

P.S. О том, что необходимо для успешного продвижения сельхозпродукции в ЕС, Беларусь, Россию и Казахстан, о требованиях крупнейших международных торговых сетей к их поставкам, возможностях портов Прибалтики и Германии для перевозки витаминных товаров, рассказали главы торговых и транспортно-логистических организаций и руководители бизнес-ассоциаций стран-импортеров. Об этом мы расскажем в следующем номере. Как и о мнениях участников Форума из стран дальнего и ближнего зарубежья о проблемных моментах в торговле с узбекистанцами и впечатлениях от посещения агрофирм, холодильных хранилищ, а также о товарах, представленных на выставке.

 

В работе Форума участвовала

Гульнора АБДУНАЗАРОВА,

наш спец. корр.

Прочитано: 2260 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика