Norma.uz
Газета НТВ / 2016 год / № 07 / Интеграция

Антикоррупционная реформа: предварительные итоги

 

Пресс-служба Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан провела в Ташкентском государственном юридическом университете пресс-конференцию по итогам 3 раунда мониторинга в рамках Стамбульского плана действий по борьбе против коррупции в Узбекистане. О них представителей СМИ республики проинформировали члены мониторинговой группы Инесса Куште (Секретариат Сети ОЭСР1) и Ольга Зудова (Управление ООН по наркотикам и преступности).

 

Стамбульский план действий по борьбе против коррупции (далее – СПД), принятый в 2003 году, является субрегиональной инициативой Сети ОЭСР по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии. Его целью является совершенствование антикоррупционного законодательства и мер по борьбе с коррупцией.

 

Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией – это субрегиональная программа взаимной оценки. Он поддерживает антикоррупционные реформы в Армении, Азербайджане, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Монголии, Таджикистане, Украине и Узбекистане с помощью обзоров стран и непрерывного мониторинга усилий стран по реализации рекомендаций в поддержку выполнения Конвенции ООН против коррупции2 (Нью-Йорк, 31.10.2003 г.), других международных стандартов и хорошей практики.

 

Узбекистан присоединился к СПД в 2010 году. Обзор страны был проведен в декабре того же года. По его результатам подготовлена 21 рекомендация. Отчеты о 2 раундах мониторинга были утверждены в феврале 2012 года. На пленарных заседаниях Стамбульского плана между мониторинговыми раундами Узбекистан регулярно отчитывался о принятии мер по реализации рекомендаций, активно участвовал в других мероприятиях Сети.

– Визит мониторинговой группы по 3 раунду в страну состоялся летом прошлого года, – проинформировала журналистов Инесса Куште. – В его рамках прошли тематические сессии с представителями Генеральной прокуратуры, Минюста, комитетов Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, Аппарата Президента РУз, Национального центра по правам человека, Минфина, Министерства труда и соцзащиты населения, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, ГНК, ГТК и других госорганов. Также состоялись встречи с представителями академических кругов, гражданского общества, бизнеса и международных организаций.

Отчет по результатам визита был утвержден на пленарном заседании Сети ОЭСР в Париже 9 октября 2015 года. Он дал позитивную оценку политической воле и антикоррупционной политике Узбекистана, реализованным в последние годы важным реформам, которые позволили снизить уровень коррупции в стране. Эксперт отметила, что Узбекистаном был сделан важнейший шаг – утвержден Комплексный план практических действий по осуществлению антикоррупционных мероприятий на 2015 год.

Отчет содержит рейтинги соответствия рекомендациям первого и второго раундов мониторинга. Из 20 предыдущих рекомендаций не выполнена одна, выполнены частично и в основном по 8 и полностью – 3 рекомендации. Третий раунд мониторинга дал 23 рекомендации, из них 16 новых и 7 предыдущих.

На вопрос журналистов о невыполнении рекомендации Ольга Зудова ответила, что в ходе мониторинга изучаются не только законы, но и их действие. Есть хорошие законы, но требуется и их эффективная реализация.

В принципе, исполняются все рекомендации, но поэтапно. Мониторинг положительно отзывается о принимаемых мерах по предотвращению коррупции. Но на реализацию большинства программ требуется значительное время.

О.Зудова сообщила, что после второго раунда мониторинга госорганы Узбекистана проделали значительную законотворческую работу с целью приведения национального законодательства в соответствие с международными стандартами. Так, был принят закон, который расширил круг субъектов коррупционных преступлений. Кроме того, разработаны законопроекты, предусматривающие уголовную ответственность за обещание и предложение взятки, незаконное обогащение, злоупотреб­ление влиянием, уголовную ответственность юрлиц, а также установление функциональных иммунитетов судей и депутатов. Однако правовая экспертиза законопроектов научными кругами дала по ним отрицательные заключения. Поэтому ведется работа по их совершенствованию. Эксперт заметила, что целесообразно ускорить внесение соответствующих изменений в законодательство.

Отвечая на вопросы нашего спецкора, касающиеся рекомендаций по доступу к информации, Ольга Зудова отметила, что действительно в Узбекистане принят Закон «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» (от 5.05.2014 г. N ЗРУ-369). И он представляет собой важный шаг вперед в области имплементации международных стандартов о доступе к публичной информации. В частности, Закон устанавливает более сжатые сроки для предоставления запрошенной информации, устанавливает перечень сведений для обязательной регулярной пуб­ликации госорганами, предусматривает возможность электронного запроса. Однако остается ряд нерешенных вопросов, поставленных в предыдущем отчете. Это, к примеру, нечеткость и расплывчатость определения государственных секретов, отсутствие органа, уполномоченного осуществлять мониторинг доступа к информации, и т.д. Также, по мнению эксперта, необходимо устранить дублирование и противоречия трех разных законов, регулирующих доступ к информации. В связи с этим была дана рекомендация объединить соответствующие положения в одном законе, а также обеспечить имплементацию Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», в том числе разработкой и принятием подзаконных актов.

Эксперты отметили, что в респуб­лике проведена большая работа по внедрению электронного правительства в системе публичной администрации. Особенно много сделано по электронизации 7 госуслуг и созданию государственных порталов, на которых в открытом доступе находятся многие данные, акты законодательства. Отчет рекомендует продолжать упрощение регуляций, повышать прозрачность и эффективность предоставления госуслуг. Говоря о необходимости продолжить административно-правовую реформу и принять закон об административных процедурах, эксперты отметили, что в Узбекистане нормотворческий процесс довольно хорошо развит. Регулярно проводится антикоррупционная экспертиза нормативных актов. Однако ее результаты, к сожалению, не публикуются. Не предусмотрен и не практикуется анализ регулирующего воздействия законопроектов в Узбекистане. В связи с этим было рекомендовано перейти на следующую, более высокую степень нормотворчества и применять такой анализ как минимум при разработке важных законодательных актов, а также публиковать обобщенные результаты антикоррупционной экспертизы.

В Отчете уделено внимание и не­которым аспектам добропорядоч­ности в бизнес-секторе. Так, в 2014 году Узбекистан начал принимать меры, нацеленные на повышение эффективности и внедрение систем корпоративного управления в акционерных обществах. Отчет положительно отмечает принятие в 2014 году Торгово-промышленной палатой Кодекса этики ведения бизнеса, а также ее диалог с деловым сектором. Однако отмечено, что еще предстоит разработать и принять меры содействия малому и среднему бизнесу (частным предприятиям) в создании ими системы внутреннего контроля.

Также отмечено, что в стране совершенствуется законодательная основа госзакупок. Разработаны Концепция по развитию и совершенствованию системы государственных закупок Республики Узбекистан на 2015–2025 годы и проект закона «О государственных закупках». Введен в действие «черный список», проводятся тренинги с сотрудниками закупочных организаций и закупщиками по вопросам борьбы с коррупцией. Вмес­те с тем отмечена необходимость в этой сфере независимой системы и процедуры обжалования, укреп­ления потенциала рабочего органа, осуществляющего мониторинг и анализ госзакупок.

Надо сказать, что журналисты задали немало самых разных вопросов. К сожалению, временные рамки пресс-конференции не позволили озвучить многие из них. По предложению руководителя пресс-службы Генеральной прокуратуры Гюльнозы Рахимовой они были собраны для передачи мониторинговой группе.

Завершая встречу, эксперты мониторинговой группы выразили благодарность Узбекистану за эффективное сотрудничество в проведении 3 раунда мониторинга, а также гос­органам и другим представителям за открытый и конструктивный диалог во время визита в страну.

 

Газету на пресс-конференции

представляла наш спец. корр.

Гульнора АБДУНАЗАРОВА.

 


1Организация экономического сотрудничества и развития.

2Узбекистан присоединился к Конвенции в соответствии с Законом от 7.07.2008 г. N ЗРУ-158. Документ вступил в силу для РУз 28.08.2008 г.

Прочитано: 3702 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика