Norma.uz
Газета НТВ / 2016 год / № 06 / Таможня

Таможенный кодекс–2016. Особенности и новшества

 

20 января Президент ­подписал Закон «Об утверждении Таможенного кодекса Республики Узбекистан» N ЗРУ-400. В апреле этот правовой свод таможенных правил и норм вступит в силу.

Каковы особенности применения нового Таможенного кодекса? Чем он отличается от ТК 1997 года? На эти и другие вопросы нашего спецкора отвечает заместитель начальника правового управления Государственного таможенного комитета Маргарита МИРАЗИМОВА.

 

– Маргарита Михайловна, участников ВЭД волнует, что их ждет после вступления в силу нового ТК? Что он собой представляет?

– Прежде всего важно отметить, что новый Таможенный кодекс приведен в соответствие с международными стандартами. В том числе с Киотской конвенцией, положениями Генерального соглашения по тарифам и торговле (15.04.1994 г.), иными соглашениями, принятыми в рамках ВТО.

Следующим важным ­моментом является построение Кодекса по принципу прямого действия. Для сравнения: новый ТК состоит из 12 разделов, 59 глав и 412 статей. Действующий сегодня включает 11 разделов, 19 глав и 198 статей.

Таможенный кодекс стал более подробным. Вот, например, таможенной экспертизе и перемещению товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи в Кодексе 1997 года посвящено по одной статье. В новом их регулируют главы 25 «Товары, перемещаемые через таможенную границу трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи» и 30 «Таможенная экспертиза». Первая предусмат­ривает особенности перемещения товаров особого порядка. Это вызвано, с одной ­стороны, сугубо индивидуальной, не вписывающейся в общий порядок спецификой транспортировки энергетических и топливных ресурсов, а также таможенного конт­роля за их перемещением. С другой стороны, это связано с необходимостью упростить и облегчить таможенные про­цедуры по сравнению с ныне действующим порядком.

А глава 30 закрепляет правовые основы проведения таможенной экспертизы и исследований в целях таможенного контроля. ТК в старой редакции, по существу, не регулировал этот важный институт таможенного дела. Новая редакция ТК определяет случаи, когда необходима экспертиза, порядок ее назначения, права и обязанности эксперта, требования к нему. Закреплена норма, согласно которой экспертиза может быть назначена по инициативе дек­ларанта. Подробно прописаны ее цели, объекты, основания и сроки проведения, а также права и обязанности уполномоченного лица при назначении и проведении экспертизы. В главу полностью вошли откорректированные положения действующих подзаконных актов об осуществлении таможенной экспертизы и отборе проб.

Еще один пример скрупулезного подхода – регламентирование перемещения товаров в международных поч­товых отправлениях. В Кодексе 1997 года ему посвящена даже не статья, а одна ее часть. В новом ТК этот вопрос регулирует глава 24 «Товары, пересылаемые в международных почтовых и курьерских отправлениях» (ст.ст. 165–169). В нее вошел ряд дополненных и доработанных положений нормативных актов, регламентирующих отдельные процедуры. Налицо сокращение числа подзаконных актов и прямое действие Кодекса.

Детальная регламентация в нем позволяет решить возникающие на практике спорные коллизии и создает правовые предпосылки для того, чтобы таможенные процедуры были менее обременительны для участников ВЭД. Новая редакция ТК создает более четкую правовую основу, предоставляя набор конкретных регламентирующих положений для использования в различных ситуациях.

Часть положений Тамо­женного кодекса имеет ссылку на некие подзаконные акты Правительства, ГТК. Но он абсолютно четко и строго устанавливает, что может быть издано в развитие Кодекса и в каких рамках это должно происходить. То есть я хочу обратить внимание на четкость и ясность этого Закона и той подзаконной нормативной базы, над которой мы сейчас работаем.

Еще один момент – прозрачность и упрощение таможенных процедур. При разработке Таможенного кодекса мы придерживались принципа: участник ВЭД должен четко знать, на что он имеет право и что не вправе требовать от него таможенный орган. В свою очередь и сотрудник таможенного органа тоже будет знать рамки полномочий своего взаимодействия с участником ВЭД. Упрощение таможенных процедур – главный провозглашенный разработчиками девиз воплощен в нормах Таможенного кодекса. Это содействует ускорению оборота товара. К примеру, статьей 272 оговариваются условия выпуска товаров до подачи ГТД или до завершения операций по таможенному оформлению. В частности, это будет возможно при представлении товаросопроводительных документов, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать товары; письменного обязательства о подаче ГТД или завершении таможенного оформления не позднее 15 календарных дней со дня выпуска товаров; обеспечении уплаты таможенных платежей в соответствии с главой 47 Кодекса.

 

– Какие бы вы выделили новшества, облегчающие внешнеэкономическую деятельность ее участникам?

– Отмечу, что новый Кодекс делает принципиальный поворот от администрирования (преимущественного метода работы в таможенной сфере, продиктованного Кодексом–1997) к большему учету интересов участников внешнеторговой деятельности, к либерализации таможенного регулирования. Так, существенно сокращены сроки принятия решения должностными лицами таможенных органов. Определен порядок прохождения разрешительных процедур и выдачи разрешительных до­кументов.

Безусловно, облегчит деятельность участников ВЭД сокращение количества документов, представляемых для таможенного оформления. К примеру, документов для получения разрешения на помещение товаров под режим реэкспорта и реимпорта. В этом случае достаточно подать заявление. Также минимизировано количество документов при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей. Согласно статье 330 для их получения плательщик представляет в таможенный орган заявление, содержащее письменное обязательство по уплате таможенных платежей, и документ, подтверждающий обеспечение их уплаты.

Подробнее регламентирован механизм, позволяющий любому заинтересованному лицу до ввоза товара обратиться в таможенные органы за предварительным решением относительно его классификации согласно ТН ВЭД. Это значительно облегчит таможенные процедуры при декларировании и оформлении товара (гл. 52).

Кодексом–2016 предусмот­рен новый механизм представления предварительной информации о товарах и транспортных средствах до их прибытия на таможенную территорию (ст. 262). Перевозчик или иное заинтересованное лицо вправе представить ее таможенному органу заблаговременно, что позволит ускорить таможенные формальности на границе.

 

– Какие еще новеллы содержит Таможенный кодекс образца 2016 года?

– Безусловными новеллами являются все главы, вошедшие в 2 раздела нового ТК, нормы которых не обозначены в действующем таможенном законодательстве. Это раздел V «Валютный контроль и мониторинг внешнеторговых операций в таможенном деле» и раздел IX «Таможенная статистика. Информационно-коммуникационные технологии в таможенном деле. Защита прав на объекты интеллектуальной собственности». И, конечно же, новеллой является глава 29 «Система управления рис­ками».

Надо сказать, что до этого у таможенной службы были только общие правовые принципы, на основе которых она могла работать по этим направлениям. Теперь же в нововведениях заложена новая концепция работы таможни. Их появление – результат динамичных экономических преобразований в нашей стране и новых тенденций международной таможенной практики.

Так, новый ТК широко ориентирован на применение современных технологий. Его глава 54 посвящена информационно-коммуникационным технологиям в таможенном деле, вопросам их внедрения, использования и защиты. Предусматривается, что информация для таможенного оформления может быть представлена в форме электронных документов. Широко используемые сегодня на практике электронное декларирование и электронная цифровая подпись показывают, как они значительно упростили и ускорили таможенный конт­роль. Улучшается информационный обмен с участниками внешнеторговой деятельности и декларантами, с таможенными службами других государств. Применение этих инструментов четко рег­ламентировано и закреплено нормами ТК. Как и применение системы управления рисками – основной стратегии осуществления таможенного контроля и взаимодействия с бизнесом. Этот гибкий инструмент ориентирован не только на выявление рисков правонарушений, но и на определение приоритетов таможенной деятельнос­ти. Из всех правонарушений выбираются носящие устойчивый характер, существенно затрагивающие интересы государства. Это позволяет сплошной физический конт­роль всех товаров и субъектов заменить на выборочный на основе анализа и управления рисками.

Следует отметить, что в Кодекс включен новый механизм реализации таможенных процедур по принципу «одно окно». Подача через него документов для таможенного оформления позволит устранить бюрократические барьеры, а также сократит затраты и время участников ВЭД. Важной составляющей этого принципа является минимизация количества документов, представляемых в уполномоченные госорганы для выдачи разрешительного документа в сфере таможенного дела. Для его реализации необходимо эффективное межведомственное взаимодействие с таможенными органами.

Несомненно, следует отметить такую новеллу, как глава 56 «Защита прав на объекты интеллектуальной собственности». Она содержит совершенно новый порядок защиты обладателя исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности: авторское право и смежные права, на товарные знаки, знаки обслуживания, на пользование наименованием места происхождения товара. Правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что его права могут быть нарушены при перемещении через таможенную границу контрафактных, по его мнению, товаров или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать заявление в таможенные органы о принятии мер для приостановления выпуска таких товаров. Предусмотрено, что объекты интеллектуальной собственности, к которым применяются специальные меры охраны, вносятся в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

Если при таможенном оформлении и контроле таможенный орган выявляет товары, указанные правообладателем как контрафактные, их выпуск приостанавливается, чтобы дать возможность правообладателю защитить свои права.

Несколько слов стоит уделить и главе 55, которая рег­ламентирует порядок информирования и консультирования в сфере таможенного дела. В частности, она предусматривает, что таможенные органы обеспечивают беспрепятственный доступ к информации о таможенном законодательстве, размещенной на их официальных веб-сайтах в Интернете.

 

– Таможенный контроль – один из сложных и важнейших инструментов взаимодействия таможенных органов с хозяйствующими субъектами. Как в новом ТК отражена идеология таможенного администрирования?

– Конечно же, через упрощение и детализирование таможенного контроля. Об упрощении мы уже говорили. Что касается второго аспекта, то увеличение объема нового ТК обусловлено прежде всего более подробным и доступным определением норм правоотношений таможенных органов с хозсубъектами. Введено 5 новых форм таможенного конт­роля. Это получение информации, таможенный осмотр, проверка маркировки товаров, таможенное наблюдение, таможенный контроль после выпуска товаров.

Всего новый Кодекс содержит 12 форм контроля (в старой редакции ТК – их 7). При их выборе предлагается использовать систему управления рисками, которая основывается на пред­отвращении наиболее часто повторяющихся нарушений таможенного законодательства, имеющих устойчивый характер и связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей. Методы анализа рисков применяются для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, а также ее степени.

В контексте таможенного администрирования отмечу, что новый Кодекс предусматривает 16 таможенных режимов, в старом их – 15 (таможенный режим «Временный ввоз (вывоз)» разделен на 2 самостоятельных: «Временный ввоз» и «Временный вывоз»). Они отражают многообразие современной внешнеэкономической деятельности, для эффективного развития которой необходимо пользоваться всем арсеналом возможных средств, включая таможенные режимы. В главе 4 раздела II определены общие положения, относящиеся к таможенным режимам, последующие 16 глав посвящены отдельному режиму, поскольку каждый из них имеет свою внутреннюю структуру, совокупность свойственных ему признаков, требований и ограничений. С помощью таможенного режима определяются порядок перемещения товаров через таможенную границу в зависимости от их назначения и целей такого перемещения; условия их нахождения на (либо вне) таможенной территории РУз; права и обязанности уполномоченного лица, заявляющего таможенный режим; дополнительные требования, предъявляемые в отдельных случаях к статусу товаров либо лицу, их перемещающему. А вот завершающая раздел глава 21 освещает все аспекты разрешительных процедур при помещении товара под таможенные режимы.

При этом данный перечень в ТК не является исчерпывающим. И это логично, поскольку Таможенный кодекс – это закон длительного действия. Вполне вероятно, что новые реалии потребуют впоследствии других режимов. Не исключено также внесение дополнений и изменений, в связи с чем могут быть изменены их названия и расширено действие положений. Так, например, в новом ТК понятие «магазин беспошлинной торговли» заменено на «беспошлинная торговля».

 

Правда ли, что существенное изменение структуры Таможенного кодекса обусловлено интеграцией в него Закона «О таможенном тарифе»?

– Не только. На это повлия­ло несколько причин. Действительно, исходя из целесообразности концентрации основных норм таможенного законодательства в Таможенном кодексе требования названного вами Закона нашли отражение в новом ТК. Его разделом VIII урегулированы вопросы, связанные с таможенными платежами. Практика таможенной деятельности показывает, что именно здесь аккумулируются наиболее болезненные вопросы перемещения товаров через таможенную границу. В новом Таможенном кодексе конкретно определены моменты возникновения и прекращения обязательств по уплате таможенных платежей, регламентированы вопросы определения и заявления таможенной стоимос­ти товара (гл. 44).

Главы 45 и 46 содержат порядок исчисления таможенных платежей. Ими определены плательщики таможенных платежей, установлены сроки, порядок и формы их уплаты. Существенно расширены возможности их осуществления посредством предварительных платежей. Конкретизированы основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей.

В Таможенном кодексе детально прописываются процедуры и порядок возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей (гл. 49). Особое внимание уделяется обеспечению уплаты, определены его условия и размеры (гл. 47). Перечень видов обеспечения расширили «страхование обязательства по уплате таможенных платежей» и «поручительство».

В новом Таможенном кодексе предлагается 5 видов обеспечения уплаты таможенных платежей (в ТК старой редакции – 3 вида). Участник ВЭД по своему усмот­рению может выбрать любой из них.

Специальные главы посвящены вопросам определения страны происхождения товаров (гл. 50) и ТН ВЭД (гл. 51).

Структура ТК, в частности, продиктована и изменениями, внесенными в законодательство. Так, Кодекс об административной ответственности содержит ­статьи, касающиеся таможенных правонарушений. В нем  урегулированы вопросы  административной ответственности за нарушения таможенных правил, есть положения о порядке производства по делам и рассмотрения дел по ним.  Поэтому отпала необходимость дублировать в новый Таможенный кодекс  эти нормы,  содержавшиеся в ТК 1997 года.

 

Благодарю вас за такой широкий комментарий положений Таможенного кодекса.

 

P.S. Конечно, в одной беседе невозможно осветить все аспекты введения в действие нового Таможенного кодекса. Мы надеемся продолжить этот разговор с Маргаритой Миразимовой и другими представителями управлений ГТК. Тем более что вопросов к ним немало. Ждем от читателей нашей газеты предложений, на какие темы надо обратить внимание разработчиков Таможенного кодекса и сопутствующих ему нормативных актов.

 

Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спец. корр.

Прочитано: 4965 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика