Norma.uz
Газета НТВ / 2015 год / № 52 / Как живешь, предприниматель?

«Кого нет в Интернете, того нет в бизнесе»

 

Норбеку Арзиеву всего 32 года. Выпускник Навоийского государственного горного института (НГГИ), он 12 лет проработал на НГМК. Прошел стажировку в Германии, где повышал свои познания в программировании. У молодого человека имелся прекрасный послужной список, чтобы делать карьеру на комбинате. Но в 2009 году он «поставил крест» на безмятежной жизни и ушел в полную неопределенностей и рисков сферу предпринимательства. Норбек открыл свое ООО «Цито-Навои», известное сегодня как интернет-центр «Сенсорика».

2009-й – не начальный период развития рыночной экономики в Узбекистане. Но он не пошел ни в торговлю, ни в производство, ни в какие-то другие традиционные отрасли предпринимательства. Норбек выбрал сферу, где региональный бизнес напрочь отсутствовал, сделав девизом своего предприятия слоган «Управляй Интернетом!».

Наш корреспондент побеседовал с Н.Арзиевым о том, как во Всемирной паутине делаются деньги, об информационных технологиях, правящих балом в современном мире. ИКТ все шире применяются и в Узбекистане, но пока еще не стали привычным инструментом нашей жизни.

 

 

РЫНОК, КОТОРЫЙ ЕЖЕГОДНО УВЕЛИЧИВАЕТСЯ В ДВА РАЗА

 

– У вас, разумеется, уже есть опыт коммерческого освоения информационных технологий. А насколько они востребованы в регионе?

– Информационные технологии активно вошли в жизнь Узбекистана после выхода в июне 2013 года соответствующего Постановления главы государства1, а затем и двух постановлений Правительства2. Сегодня свои веб-сайты есть практичес­ки у всех госструктур и хозсубъектов с мажоритарной госдолей. Только мы разработали 10 веб-сайтов для районных и городских администраций региона. При этом спрос на эти услуги огромен, и рынок ими еще далеко не насыщен. Это можно заметить и по нашему региону, где рынок ежегодно увеличивается в 2 раза.

– Вы считаете, что драйвером роста являются госструктуры, которые тянут за собой весь рынок. Почему же не столь активны предпринимательское сообщество или частные лица, занимающиеся различной деятельностью? Ведь, по-моему, уже никого не нужно убеждать в преимуществах и пользе информационных технологий с использованием возможностей Интернета. Может быть, какие-то объективные причины сдерживают их распространение и не позволяют им стать продуктом массового спроса?

– Тут не так все просто. К сожалению, я не знаю общей статистики. А потому буду апеллировать своими данными. Госструктуры и предприятия с госдолей составляют не больше 30% наших клиентов. В то же время они приносят нам большую часть доходов, так как чаще обращаются за услугами, имеют больше финансовых возможностей для приобретения и внедрения новинок. Но делают они это не для того, чтобы держаться на «модной волне», а потому, что уже убедились в реальнос­ти ИКТ-отдачи.

Недавно мы разработали программу для АО. Она предназначена для 15 стационарных точек общественного питания. Многим его работникам полагается лечебно-профилактическое питание (ЛПП). Не секрет, что талоны на него стали квазивалютой, так как их продавали за реальные деньги. Теперь на смену доморощенной талонной системе пришли сенсорные экраны, приложив к которому электронную карту, кассир считывает всю информацию о владельце и его меню. Что это дало предприятию? Кушать стали все. Я не шучу. Все цементники, которым полагалось ЛПП, теперь используют электронную карту по назначению. А администрация получила целостную картину о состоянии дел по обеспечению лечебным питанием – от приобретения и расхода продовольствия до диетических предпочтений работников.

В предпринимательской среде тоже есть деловые люди, которые реально оценивают пользу подобных новаций. В Навои уже пару лет работает частная гостиница, 70 номеров которой всегда заполнены. Бизнес складывается настолько удачно, что ее владельцы начали строить новый гостиничный комплекс. В то же время знаю небольшую гостиницу, в которой половина из 20 номеров постоянно пустует. Хотя качество ее услуг, на мой взгляд, выше, чем у преуспевающих отельеров.

Все дело в том, что у процветающей гостиницы с первых дней ее работы есть свой веб-сайт, который постоянно обновляется. На нем выложена максимальная информация о предоставляемом сервисе. Почти все постояльцы этой гостиницы признают, что знали, где остановятся в Навои, найдя сведения в Интернете.

Да что там Навои. Тамдынский район – пустыня и глухомань. Но и здесь нашелся предприниматель, который, открыв свою страницу в Интернете, сумел найти партнеров в соседнем Казахстане и наладил поставку им стройматериалов.

К сожалению, сохраняется внушительная прослойка предпринимателей, которые к Интернету и информационным технологиям относятся с недоверием. Эти Фомы неверующие придерживаются совершенно иных бизнес-моделей. Чтобы согласиться на инвестиции и поверить в успех дела, им нужно подержать в руках вещь, воочию проследить всю цепочку от вложений до формирования прибавочной стоимости и сбыта.

Например, предприниматель приобрел скважину с минеральной водой, начал разливать ее по бутылкам и продавать. Все ясно, понятно и просчитывается. А как оценить вложения в веб-сайт, его же в руках не подержишь? Это как в рекламе. Почти все знают, что она – двигатель торговли, но как этот двигатель работает, сказать мало кто может, а тем более предсказать, каким ростом продаж вложения оправдаются.

Другой весомый сдерживающий фактор – дороговизна ИКТ-услуг. Разработка веб-сайта или программного обеспечения стоит минимум 2 млн сум. Ключевым фактором высокой стоимос­ти, на мой взгляд, является то, что у нас пока дороговат Интернет для отечественных пользователей. У нас задействованы волоконно-оптическая линия связи, 2 сервера для обработки информации плюс скоростной Интернет, за который ежемесячно платим почти 4 млн сум.

 

 

ДОРОГОЙ, НО С БОЛЬШИМИ ПЕРСПЕКТИВАМИ

 

– А то, что вы фактически являетесь региональным монополистом, не вносит посильную лепту в дороговизну услуг?

– Правильнее было бы поставить вопрос по-другому: почему в регионе до сих пор нет коммерческих структур, которые составили бы нам конкуренцию? Ответ лежит на поверхности: дефицит поистине настоящих профессионалов. Программисты, веб-дизайнеры, кодеры (пишут коды к программам), SEO-оптимизаторы (занимаются продвижением продуктов в Интернете), системные администраторы – штучные специалисты. А уже имеющиеся, как говорится, нарасхват. Из 200 резюме, полученных нами в последнее время, жесткий отбор прошел только 1 кандидат. Чтобы удержать мастера, ему нужно предоставить работу его уровня и платить приличную зарплату.

– Как же вы решаете кадровый вопрос? Если не секрет, во сколько вам обходятся специалис­ты? Возможно, отечественные учебные заведения выпускают недостаточно профильных работников?

– Затраты на оплату труда составляют 50% всех наших расходов. В штате у нас всего 5 человек. Из них трое – «айтишники». Кадровый дефицит восполняют фрилансеры. Постоянный контакт поддерживаем с 10 из них: заключаем трудовые договоры на выполнение конкретного задания, которое необходимо для реализации конкретной задачи. Так была разработана наша последняя программа биллинга (управление и контроль) для Wi-Fi-доступа. Она уже протестирована и сейчас проходит экспертизу в Мининфокоме на безопасность хранения персональных данных.

Что касается подготовки специалистов, то это дело неплохо поставлено в Ташкентском университете информационных технологий. Его выпускники очень востребованы на нашем растущем рынке. Но они не спешат в регионы, находя привлекательные предложения в Ташкенте. Многие из них и вовсе уезжают работать за границу.

– Судя по вашим словам, целый пласт предпринимателей с недоверием относится к информационным технологиям и предпочитает работать по старинке, нужные «мозги» утекают из страны или предпочитают оседать в столице. Тогда каковы перспективы развития вашего бизнеса на местном рынке?

– Не стоит рисовать столь мрачные картины. В будущее мы смотрим с оптимизмом. Вспомните начало нынешнего века. Тогда активно обсуждались гипотезы развития человечества в новом тысячелетии и практически все мнения сводились к тому, что мы стоим на пороге четвертой промышленной революции – эры информации. А сегодня мы видим, как эти прогнозы оправдываются, как взрывной всплеск развития ИТ охватывает все сферы жизни. У этого процесса есть свои закономерные издержки – нормативы не поспевают за новыми технологиями.

Взять, к примеру, хотя бы пару общеизвестных фактов. Мир Интернета в 2009 году породил мобильное приложение Uber для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей. Его на ура восприняли потребители, но резко негативно встретили традиционные перевозчики. Во Франции и Испании таксисты выходили на митинги протеста, требуя от властей запретить Uber. Тем не менее сегодня это приложение доступно в 67 странах, хотя во многих из них оно не узаконено.

У виртуального мира есть свои средства платежа – криптовалюта «биткойн» (от английского bit («бит») + coin («монета»), которая выполняет функцию реальных денег – служит средством обмена, сбережения, расчетной единицей. Но она не получает всеобщего признания, потому что не вписывается в порядок контроля и регулирования финансовых рынков центробанками.

Или взять тех же фрилансеров, ставших реальностью на нашем рынке труда. Но в трудовом законодательстве они практически не прописаны.

Впрочем, принятие нормативных регуляторов – дело времени. И оно работает. Более 11 лет назад в республике был принят Закон «Об электронной коммерции». Но развитие интернет-технологий вызвало необходимость принимать новую редакцию этого Закона, вступившую в силу в мае текущего года3.

Поэтому можно не сомневаться, что ряды предпринимателей, не воспринимающих информационные технологии, с каждым годом будут редеть. Тут, пожалуй, уместно напомнить высказывание одного из основателей корпорации Microsoft Билла Гейтса: «Кого нет в Интернете, того нет в бизнесе». Так что мы настроены оптимистично. Нам даже повезло. Хоким области, тоже «поклонник» компьютеров, прекрасно осознает, что будущее за информационными технологиями. По его распоряжению нам выделен земельный участок в самом центре города, где мы начали строить трехэтажный интернет-центр. Проект обойдется почти в 1 млрд сум. инвестиций. Около 60% затрат составит покупка самой современной компьютерной и оргтехники.

Все наши бизнес-планы ориентированы на потребителей, которым скоростной Интернет нужен для бизнеса, творчества, поиска информации.

 

Беседовал Амир МАХМУДОВ,

наш соб. корр.,

г.Навои.

 

 


1Постановление Президента «О мерах по дальнейшему развитию Национальной информаци­онно-коммуникационной системы Республики Узбекистан» (от 27.06.2013 г. N ПП-1989).

2ПКМ «О мерах по внедрению системы оценки состояния развития информационно-коммуникационных технологий в Республике Узбекистан» (от 31.12.2013 г. N 355) и «О дополнительных мерах по повышению квалификации работников органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах в сфере информационно-коммуникационных технологий» (от 27.03.2014 г. N 73).

3От 29.04.2004 г. N 613-II, в редакции Закона от 22.05.2015 г. N ЗРУ-385.

Прочитано: 2019 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика