В минувшую среду в Национальном пресс-центре Торгово-промышленная палата совместно с Минюстом, Министерством экономики и проектом ПРООН «Бизнес-форум Узбекистана (фаза III)» провели пресс-конференцию на тему «Единое окно» – центр возможностей».
ВСЕ МИНИСТЕРСТВА ВЕДУТ В ЦЕНТР
Заместитель председателя ТПП Анвар Икрамов проинформировал представителей средств массовой информации о том, что с 1 января 2016 года на базе инспекций по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах районов (городов) начнут функционировать единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно». В соответствии с Указом Президента «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития» от 15 мая 2015 года они призваны значительно облегчить взаимодействие бизнеса с государственными органами за счет повышения качества и доступности госуслуг, обеспечения прозрачности их предоставления.
Начальник управления по защите прав предпринимательства Минюста Шокир Саидов отметил, что сначала была проведена полная инвентаризация государственных услуг, оказываемых службами «одно окно» при различных министерствах, госкомитетах и иных госорганах и организациях, деятельность которых с нового года будет прекращена. А их услуги, включенные в специальный перечень, будут органично интегрированы в систему услуг внедряемых единых центров.
И НИКАКИХ ПРОВОЛОЧЕК
О функционировании единых центров «одно окно», использовании ими возможностей современных информационных и коммуникационных технологий рассказал руководитель совместного проекта ТПП и ПРООН «Бизнес-форум Узбекистана (фаза III)» Баходир Беков. Он отметил, что большие проблемы предпринимателям создают бюрократические проволочки, тормозящие получение разрешений и согласований. Из-за них представитель бизнеса не может получить необходимые согласования быстро и в срок. Единые центры призваны решить эту проблему. Если быть точнее, то основными задачами их деятельности являются обеспечение прозрачности прохождения субъектами предпринимательства регистрационных, разрешительных и лицензионных процедур; установление тесного взаимодействия с государственными органами и иными организациями, оказывающими госуслуги, с недопущением бюрократических барьеров и препон при их оказании предпринимателям. И, конечно же, предоставление информационной помощи заявителям, в том числе бесплатных консультаций о порядке и сроках оказания госуслуг.
В соответствии с Постановлением Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка оказания государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» от 28 сентября 2015 года создаются 194 единых центра. Утверждены их типовая структура и Перечень государственных услуг, оказываемых исключительно через единые центры по оказанию госуслуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно».
КАК ЭТО БУДЕТ РАБОТАТЬ
14 декабря этого года было принято Постановление Кабинета Министров N 358, которым утверждены положения о центрах и порядке их взаимодействия с субъектами предпринимательства, типовая форма паспорта госуслуги. Документом предусмотрена разработка типовых форм и бланков документов, консолидированных справочников и классификаторов, а также их размещение в сети Интернет.
Баходир Беков подробно осветил процесс обслуживания субъектов предпринимательства. Так, общее время на получение очереди, ее ожидание, подачу, прием и регистрацию заявления, выдачу расписки о его получении должно составлять не более получаса. Сканирование заявления и всех приложений к нему, его направление в уполномоченные органы должны производиться в тот же день. Установлены сроки его рассмотрения, подготовки по нему решения и передачи в центр результатов рассмотрения. И уже он обязан уведомить заявителя о результате и выдать ему необходимый документ.
Выступающий сакцентировал внимание на нововведениях в законодательство. Так, бумажная форма с подписью и печатью уполномоченного органа, электронная и бумажная форма с QR-кодом, содержащим ЭЦП, и бумажная форма с печатью центра «одно окно» будут иметь одинаковую юридическую силу. В случае если уполномоченный орган в течение срока рассмотрения (не более 30 рабочих дней) заявления субъекта предпринимательства не выдаст разрешительный документ или не откажет в его выдаче, то по истечении этого срока субъект предпринимательства вправе совершить действие и(или) осуществлять определенную деятельность, письменно уведомив об этом уполномоченный орган. Исключением являются отдельные действия и(или) определенная деятельность, для которых срок рассмотрения заявления может устанавливаться Кабинетом Министров свыше 30 рабочих дней, и иных случаев, установленных в положениях о порядке прохождения разрешительных процедур. В указанном случае уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней по получении письменного уведомления субъекта предпринимательства обязан выдать ему разрешительный документ. До его получения опись представленных документов с отметкой о дате их приема и письменное уведомление, направленное субъектом предпринимательства уполномоченному органу, приравниваются к документу разрешительного характера и являются основанием для совершения действия и(или) осуществления деятельности. При этом лицо не может быть привлечено к ответственности за занятие деятельностью без разрешительного документа.
Кстати, расписке о принятии заявления и его копии будут присваиваться уникальные регистрационные номера.
ПРОСТО ЗАПОЛНИ ФОРМУ
Установлена стандартизированная форма заявления об оказании госуслуги. Заполнить ее будет несложно, поскольку в помощь заявителю предусмотрены выбор необходимой опции и сведения из выпадающего меню. Предусмотрена и возможность безналичной оплаты госпошлин, сборов посредством карточки или через телефон. Есть и такие функции, как отслеживание хода рассмотрения заявления, уведомление о результате через sms-сообщение или электронную почту.
О Перечне госуслуг, оказываемых субъектам предпринимательства исключительно через единые центры по принципу «одно окно», и способах обращения за ними рассказал специалист ТПП Голиб Алимов. В частности, с нового года представители бизнеса смогут получить в центрах информацию, касающуюся подключения к инженерно-коммуникационным сетям, согласования изменения внешнего вида зданий и сооружений (ремонт фасада), разрешения на реконструкции объекта, а также разрешения на производство строительно-монтажных работ, размещение внешней рекламы, выездную торговлю, на право осуществления розничной торговли алкогольной продукцией и др.
Он отметил, что Перечень будет дополняться в соответствии с решениями Кабинета Министров. Основными формами обращения для получения госуслуг будут явочное взаимодействие (прием граждан, почта), телефонная связь (стационарный, мобильный, мобильный помощник, call-центр), Интернет (ПК, информационный киоск).
Организаторы отметили, что новый стиль предоставления госуслуг, его внедрение не вызовут проблем. Практически все вопросы взаимодействия с госорганами по услугам, предусмотренным Перечнем, будут решаться единым центром. Это очень удобно. За функционированием системы центров будут вести мониторинг Минюст и ТПП. Кроме того, будут проводиться регулярные региональные семинары, основная цель которых – разъяснение порядка оказания госуслуг.
Представители ТПП и заинтересованных министерств и ведомств ответили на все вопросы участников пресс-конференции.
Гульнора АБДУНАЗАРОВА,
наш спец. корр.