27 октября состоялось пленарное заседание нижней палаты парламента. 3 из 8 принятых на нем законопроектов имеют экономический контекст. Речь идет о трех блоках поправок, вносимых:
1) в Закон «Об акционерных обществах и защите прав акционеров»1 (второе чтение);
2) в некоторые законодательные акты – в связи с внедрением современных методов корпоративного управления акционерными обществами (второе чтение);
3) в некоторые законодательные акты – в связи с внесением изменений и дополнений в Закон «О биржах и биржевой деятельности»2 (первое чтение).
В чем состоит суть изменений?
По биржевой деятельности наиболее важными можно считать следующие поправки:
• Понятие «листинг» в законодательстве по ценным бумагам заменяется понятием «биржевой котировальный лист». Изменение вносится в соответствии с Законом «О биржах и биржевой деятельности» в новой редакции, согласно которому биржевым котировальным листом является «перечень товаров определенного рода, не требующих предварительного осмотра, характеризующихся неизменностью качественных показателей и постоянством заключения биржевых сделок, допущенных на биржевые торги»3.
• В законы «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» и «Об исполнении судебных актов и актов иных органов»4 вносится поправка, по смыслу которой биржевые котировки ценных бумаг, включенных в биржевой котировальный лист фондовой биржи, признаются рыночной стоимостью этих бумаг.
• Вопросы, связанные с лицензированием валютной биржи, выводятся из компетенции Кабинета Министров и полностью передаются Центральному банку.
• Валютная биржа войдет в число юридических лиц, участие в капиталах которых позволено Центральному банку.
По акционерному законодательству и корпоративному управлению (источником поправок стали указы5 Президента от 7.04.2014 г. N УП-4609 и от 24.04.2015 г. N УП-4720) –
• Исполнительный орган корпоративного управления впредь обязывается ежегодно отчитываться перед общим собранием акционеров о принимаемых мерах по достижению средне- и долгосрочной стратегии развития АО.
• Максимальные размеры пени за не выплаченные вовремя дивиденды ограничиваются 50% от суммы дивидендов.
• При обращении в суд по поводу неправомерных действий исполнительного органа АО акционеры получают отсрочку в оплате судебных издержек, которые впоследствии будут взысканы с виновной стороны.
• Доходы иностранных специалистов, привлекаемых в качестве управленческого персонала, освобождаются от уплаты всех налогов, включая единый социальный платеж.
«ЗАЩИЩАЯ ПРАВА АКЦИОНЕРОВ, МЫ ПОРОЙ ВРЕДИМ ИХ ИНТЕРЕСАМ»
Михаил ХАМИДУЛИН,
доктор экономических наук, и.о. заведующего кафедрой «Финансы и кредит» филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова:
– Масштабность изменений, вносимых сегодня в акционерное законодательство, заложена в Указе Президента от 24 апреля 2015 года N УП-4720. Именно там обозначены приоритетные задачи, реализация которых обеспечит повышение инвестиционной привлекательности акционерных обществ в Узбекистане. Поправки, вносимые сегодня в законодательные акты, направлены на разработку механизмов реализации данных задач.
К числу наиболее важных из них, на мой взгляд, следует отнести обязанность исполнительного органа АО отчитываться перед общим собранием акционеров о мерах по реализации долгосрочной стратегии развития общества. Таким образом, сегодня ставится задача разработки не только тактических бизнес-планов, принимаемых на один год, но и определения перспектив развития предприятия на средне- и долгосрочную перспективы. Имея стратегию развития предприятия как минимум на 3–5 лет, можно разрабатывать конкретный план действий по годам и детализировать финансовые показатели.
Еще один важный момент: в действующем законодательстве существуют нормы, которые, защищая права акционеров, порой очень сильно нарушают их интересы. Вот, к примеру, в Законе сказано, что по невыплаченным дивидендам начисляется пеня6, но пределы ее нигде не указаны. Зачастую бывает, что в акционерном обществе именно в период выплаты дивидендов (в течение 60 дней с даты принятия решения об их начислении) может не оказаться денежных средств. АО вынуждено начислять пеню, которая в конечном итоге снизит размер будущей его прибыли.
Ограничение размера начисляемой пени 50 процентами от суммы невыплаченных дивидендов вносит конкретику в данный вопрос.
Еще более конкретным в плане защиты прав акционеров стал пункт, согласно которому акционер получает отсрочку уплаты судебных издержек при обращении в суд на неправомерные действия органов управления АО.
Также положительно я оцениваю освобождение доходов иностранных менеджеров от налогообложения, включая льготу по ЕСП. Эта мера сделает вопросы оплаты труда наемного управленческого персонала прозрачными и сэкономит ресурсы наших акционерных обществ.
– Эти поправки достаточны? Вопросы защиты прав акционеров и усиления корпоративного управления этим решены?
– Было бы наивно предполагать, что законодатель может учесть все нюансы корпоративного управления в одном или даже нескольких законах. Во-первых, жизненные ситуации, система управления взаимоотношениями всех участников корпоративного управления настолько обширны, что не вместят всех возможных вариантов даже в огромный фолиант. Во-вторых, корпоративное управление – это диалектический и динамический процесс. И в рамках одного закона невозможно предусмотреть все варианты его развития. Тем более что оно может иметь свои особенности в разных отраслях и даже на каждом конкретном предприятии. Поэтому во всем мире эта отрасль права носит диспозитивный характер, то есть требует дополнительных уточнений, не выходящих за рамки требований законодательства. Для этих целей предназначены внутренние корпоративные документы, а также всевозможные кодексы: корпоративного управления, корпоративной этики, корпоративного поведения и другие – о необходимости разработки которых, кстати, сказал и Президент нашей страны в упомянутом выше Указе.
КАК ОЖИВИТЬ РЫНОК С ПОМОЩЬЮ СУМА?
Темур ВАЛИТОВ, генеральный директор Республиканской универсальной агропромышленной биржи:
– Считаю, что в законодательство, регулирующее биржевую деятельность, сегодня вносятся обоснованные поправки, и не вижу там ничего неожиданного, по крайней мере, с точки зрения деятельности товарной биржи.
В отношении передачи лицензирования валютной биржи Центробанку – все логично, так как единственным уполномоченным органом в сфере валютного регулирования у нас является ЦБ, о чем давно написано в соответствующем законе7.
Единственное, что меня несколько смущает в данном вопросе, – лицензирование, как таковое, в принципе подразумевает, что любой субъект, удовлетворяющий лицензионным требованиям, может получить лицензию и стать, к примеру, второй валютной биржей Узбекистана. Либо – если уже присутствующий на финансовом рынке институт, являющийся валютной биржей, по каким-то причинам перестанет удовлетворять этим самым требованиям – лицензия будет отозвана и данный институт прекратит работу.
Однако же, согласно части второй статьи 9 Закона «О биржах и биржевой деятельности», валютная биржа у нас одна. В статье ясно говорится о «товарных и фондовых биржах» во множественном числе и о «валютной бирже» – в числе единственном. Второй валютной биржи в Узбекистане не будет – это ясно. С другой стороны, я не могу допустить и ситуации, при которой эта валютная биржа (единственный валютный коридор в стране) может лишиться своей лицензии. Тогда, спрашивается, какой смысл в лицензировании ее деятельности?
– В чем, по-вашему, с точки зрения биржевой деятельности нуждается в настоящий момент национальный рынок?
– Не секрет, что сегодня далеко не все сырьевые и прочие компоненты, необходимые национальному производителю, имеются или производятся в республике. Чтобы что-то завозить, нужно иметь валюту. А если ее у производителя нет, что тогда?
Эту проблему может решить уже опробованный нами биржевой механизм, а именно – система клиринговых взаиморасчетов, заставляющая работать национальную валюту – узбекский сум – вместо СКВ.
Фактически это то же самое, что сегодня Россия пытается сделать совместно с Китаем, перейдя на национальные валюты, на клиринговую систему взаиморасчетов. Мы ее уже давно применяем в Узбекистане, у нас в этом плане сейчас имеется просто огромный опыт. И я считаю, что сегодня эта система могла бы быть очень серьезной поддержкой отечественному товаропроизводителю, если бы использовалась в полной мере.
Начиная с 1999 года, согласно Постановлению Кабинета Министров N 2238 и Положению о расчетных (клиринговых) палатах9, при товарно-сырьевых биржах были созданы расчетно-клиринговые палаты (РКП), являющиеся их структурными подразделениями и использующие во взаиморасчетах национальную валюту – сум.
Согласно Постановлению КМ N 223, после того как по биржевому импортному контракту товар доставлялся покупателю в Узбекистане, сумовые средства, направленные покупателем в РКП в счет оплаты импортного товара, могли использоваться нерезидентом-поставщиком, в том числе на приобретение товаров из Узбекистана, то есть в «оплату экспортных контрактов, заключенных на биржевых и выставочно-ярмарочных торгах бирж»10.
Другими словами, он мог за эти сумы купить товар, произведенный в Узбекистане, и вывезти его. Текстильная продукция, известь, кальцинированная сода и т.п. – все это пользовалось спросом! Государство выделило перечень товаров11, реализуемых исключительно за СКВ, и мы стали работать.
Сначала в этом перечне было порядка 15–20 позиций – нефть, автомобили, медь, вольфрам и т.п. И это правильно, конечно. Но потом этот перечень начал разрастаться, и сегодня в нем уже 60 товарных групп, включая щебень, гашеную известь, полипропиленовые мешки и корень солодки. Фактически сегодня из Узбекистана за сумы можно вывезти процентов 5 товарных позиций, все остальное – только за СКВ.
– Очень нужна валюта...
– Это могло положительно повлиять на одни товарные позиции и дать обратный эффект в отношении других. Поэтому целесообразно постоянно мониторить, как эти меры сказываются на товарных рынках, и вносить соответствующие поправки в законодательство.
Юлия ЯШИНА,
специальный корреспондент.
1От 26.04.1996 г. N 223-I, в редакции Закона от 6.05.2014 г. N ЗРУ-370.
2От 2.07.1992 г. N 625-XII, в редакции Закона от 12.09.2014 г. N ЗРУ-375.
3Статья 15 Закона.
4От 29.08.2001 г. N 258-II.
5«О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан» и «О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах» соответственно.
6Часть первая статьи 53 Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров».
7См. часть первую статьи 40 Закона «О Центральном банке Республики Узбекистан».
8Постановление Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему совершенствованию биржевой и выставочно-ярмарочной торговли в Республике Узбекистан» от 6.05.1999 г.
9Положение о расчетных (клиринговых) палатах товарно-сырьевых бирж Республики Узбекистан (зарегистрировано МЮ 10.08.1999 г. N 800, утратило силу в соответствии с постановлением Госкомконкуренции, зарегистрированным МЮ 29.06.2015 г. N 800-1).
10Пункт 12 Порядка заключения импортных контрактов на торгах товарно-сырьевых бирж Республики Узбекистан (приложение N 1 к Постановлению КМ N 223).
11Перечень товаров, реализация которых на экспорт через товарно-сырьевые биржи осуществляется юридическими и физическими лицами только за свободно конвертируемую валюту (приложение N 1 к Постановлению КМ «О мерах по повышению эффективности биржевой и ярмарочной торговли» от 15.04.1999 г. N 174).