Norma.uz
Газета НТВ / 2015 год / № 36 / Внешнеэкономическая деятельность

Солнечные дары Узбекистана миру

 

Прошедшая в столичном отеле «Миран» международная конференция «Развитие производства и экспорта плодоовощной продукции Узбекистана» вполне актуальна. Республика – крупный производитель сельхозпродукции как на региональном, так и на глобальном уровне – имеет высокий ресурсный потенциал. Объемы ее плодов и овощей обеспечивают не только потребность своего населения, но и расширяют поставку «даров природы» на зарубежные рынки.

Организатором мероприятия выступил Проект USAID по региональному экономическому сотрудничеству в партнерстве с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе при поддержке Министерства сельского и водного хозяйства, Совета фермеров Узбекистана, Посольства Латвии, Международной финансовой корпорации (IFC). В ней участвовали более 120 представителей госструктур РУз, закупочных компаний Латвии, Казахстана, России, Кыргызстана и Беларуси, отечественных агрофирм и фермерских хозяйств, бизнеса и международных организаций.

 

Подводя итоги, участники отметили, что целевая установка достигнута. Сформированы рекомендации и предложения по расширению рынков сбыта продукции Узбекистана в странах Европейского Союза и Цент­ральной Азии.

О том, что необходимо для успешного продвижения этих товаров, и о требованиях международных торговых сетей к их поставкам рассказали представители: сети сибирских магазинов (около 100) «Holidey» Станислав Ильин (Новосибирск), компаний «EuroLogisticsPark» (Латвия) Андрей Колупаев, «Евроторг» (Беларусь) Денис Соловьев и другие гости. Все они акцентировали свое внимание на важности функциональной тары и внешнего вида продукта, а также на сложностях, вызываемых требованием 100% предоплаты. Руководитель консультативной программы IFC по внедрению стандартов в агробизнесе Европы и Центральной Азии Ольга Щербина в презентации о сертификации GlobalGap обратила внимание на то, что стандарты пищевой безопасности – это пропуск на новые рынки.

На конференции состоялись 2 заседания круглого стола «Государственно-частное партнерство для развития экспорта» и «Организация и экспорт продукции органического земледелия». Участники первого отметили, что государственно-частное партнерство в странах Центральной Азии служит развитию национальных экономик и международной торговли, повышению роли малого бизнеса и частного предпринимательства, доля которого в ВВП стран региона составляет от 30 до 56%. Темпы роста внешней торговли в регионе опережают темпы ВВП.

Вместе с тем пока не выработаны эффективные структуры и механизмы реализации такого партнерства не только в традиционных для него сферах, но и во внешней торговле. Это свидетельствует о том, что в странах региона оно пока не отвечает реальным запросам бизнеса и государства. Барьерами его развития являются слабая нормативная и правовая база, недостаток информации, отсутствие механизмов, системы рейтинга и оценки рисков, а также неготовность как бизнеса, так и органов власти и управления. Эффективный диалог между государством и частными торговыми организациями должен быть двусторонней симметричной коммуникацией. Чтобы обе стороны слышали друг друга и искали возможности для партнерства, предложено разработать концепцию «дорожной карты» применения государственно-частного партнерства для развития экспорта. А также выпускать ежегодный обзор главных барьеров на пути движения местных товаров на внешние рынки (сверхнормативные задержки в пунк­тах пересечения границ, низкое качество инфраструктуры, недостаточная гармонизация нормативной и правовой базы, невысокая производительность погрузочно-разгрузочных работ и др.), создать веб-ресурсы для взаимодействия по формуле «бизнес для бизнеса» (В2В) как внутри стран, так и на региональном уровне.

Узбекские экспортеры плодоовощной продукции провели деловые встречи с закупщиками из Европы, Евразии и Центральной Азии. Представители 7 крупных компаний из Беларуси впервые достигли договоренности о поставках в страну дынь и винограда.

 

 

ПОТЕНЦИАЛ ЗНАЧИТЕЛЕН

 

Мухамаджон КОСИМОВ,

заместитель руководителя Комплекса по экономическим реформам на селе МСВХ Республики Узбекистан:

 

– Узбекистан является крупным производителем и экспортером плодоовощной продукции в регионе. Но потенциал его еще больше.

Какие же у нас имеются неиспользованные возможности и резервы? Во-первых, внедряя передовые достижения, мы могли бы увеличить урожайность картофеля – в 2 раза, винограда – в 3,5 раза, овощей – в 3 раза, плодов – в 4,5 раза. Во-вторых, наши уникальные природно-климатические условия позволяют выращивать самые различные экспортоориентированные культуры.

Решению этих задач служит расширение площадей, занятых продовольственными культурами, за счет сокращения посевов хлопчатника. В настоящее время около 20% орошаемых сельхозземель используются для выращивания плодов, овощей и винограда. Их доля в общем объеме производства сельхозпродукции составляет 42%.

Для стимулирования интенсивного садоводства предоставляются таможенные льготы на завозимые саженцы, технику и оборудование. В результате за 4 года создано около 20 тыс. га высокоурожайных карликовых и полукарликовых интенсивных садов с капельным орошением. Выращивание витаминных плодов в закрытом грунте позволяет получать до трех урожаев в год. За 5 лет создано свыше 11 тысяч теплиц площадью почти 1,5 тыс. га. В более 600 из них применяются передовые технологии европейских стран, Южной Кореи, Турции, Китая, Израиля. На приусадебных участках населения страны функционируют 10 тысяч облегченных теплиц.

Узбекистан обладает и достаточным научным потенциалом для комплексного развития плодоовощеводства и виноградарства. Этими вопросами занимаются более 10 научных учреждений, в том числе 3 специализированных НИИ. В условиях ограниченности земельных и водных ресурсов наша страна избрала интенсивный путь развития сельского хозяйства и органического земледелия. За счет широкого применения биологических методов борьбы с вредителями возросли возможности по увеличению объемов производства экологически чистого продовольствия.

 

 

ПОСТАВЛЯТЬ НАПРЯМУЮ

 

Жахангир МУСТАФАЕВ,

исполнительный директор Фонда поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства:

 

– В этом году мы совместно с Проектом USAID по региональному экономическому сотрудничеству провели аналогичные мероприятия в Фергане и Самарканде. Участвовавшие в них экспортеры из Ферганской и Зарафшанской долин заключили ряд взаимовыгодных соглашений, позволивших значительно увеличить экспортные поставки из этих регионов. Сегодняшняя конференция логически продолжает планомерное и масштабное содействие предпринимателям и фермерам Ташкента, Ташкентской, Сырдарьинской, Джизакской и других областей. Один из подписанных контрактов как раз был реализован в дни нынешнего мероприятия – из Ферганской долины отгрузили товар напрямую в сеть супермаркетов «Магнит» (РФ).

И сейчас есть конкретные договоренности по поставкам плодов и овощей, предприниматели устно договорились о создании торговых домов и уже отрабатывают схемы реализации. Наш Фонд окажет содействие местным производителям и их иностранным партнерам по всему кругу вопросов.

Эти встречи отличаются участием представителей таких крупных зарубежных торговых сетей, как «FruitReal», «FruitPoint», «PalmTorgTrade», «Holidey» и международных экспертов, представителей международных торговых организаций России, Казахстана, Латвии, Беларуси. Они прибыли в Узбекистан с конкретной целью – провести прямые переговоры и заключить контракты на поставку свежей и переработанной сельхозпродукции.

Радует, что в последнее время вырос спрос на нее на рынках Европы и Азии. За 2 года географию поставок расширили Норвегия, Таиланд, Вьетнам, Малайзия, Индонезия, Бразилия, Кипр, Македония, Чили, Япония, Румыния, Словакия, Канада, Болгария и США.

Сегодня Узбекистан экспортирует более 180 видов свежей и переработанной плодоовощной продукции в 80 стран мира. За последние 3 года объемы ее вывоза выросли более чем в 3 раза. Узбекистан входит в десятку ведущих мировых поставщиков абрикосов, сливы, винограда, орехов, капусты и ряда других фруктов и овощей. К примеру, узбекская черешня и дыни занимают прочное место на рынках Бельгии, Норвегии, стран Балтии.

 

 

ГЛАВНАЯ ОПОРА АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

 

Содикжон ТУРДИЕВ,

председатель Совета фермеров Узбекистана:

 

Сегодня в стране функционирует более 67 800 фермерских хозяйств. Фермерам предоставлены налоговые льготы, они обеспечиваются банковскими кредитами и лизинговыми услугами, оказывается содействие в экспорте их продукции и привлечении инвестиций.

Совет фермеров разработал и утвердил рабочие программы, в рамках которых проанализированы производственные и экономические показатели всех фермерских хозяйств за последние 3 года для определения, насколько ими востребованы льготы и возможности. По итогам изучения состояния земель, структуры почвы, обеспеченности водой, минеральными удобрениями, горюче-смазочными материалами, финансового состояния хозяйств намечены меры по устранению недостатков и определены предстоящие задачи.

Вопросы оказания хозяйствам практической помощи, создания эффективной системы их взаимоотношений с заготовительными, снабженческими и обслуживающими организациями обсуждаются и на учебных семинарах.

Сотрудничество с такими международными организациями, как ОБСЕ, GIZ (Германия), JICA и JIRCAS (Япония) и др., позволяет успешно обучать фермеров и специалистов современным сельскохозяйственным технологиям. Благодаря поддержке Совета фермеров руководители фермерских хозяйств смогли продемонстрировать свою продукцию на международных выставках за рубежом.

 

 

ПАРТНЕРСТВО ОБЪЕДИНЯЕТ

 

Виктор ПРОДЕДОВИЧ,

руководитель Проекта USAID по региональному экономическому сотрудничеству (REC):

 

– За последний год наш Проект совместно с Фондом поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства провел ряд мероприятий, итогом которых стало подписание договоров о намерениях на свыше 200 млн USD о поставках черешни, дыни, гранатов, изюма, фасоли, кураги, чернослива и текстильных изделий. Участники апрельской конференции в Самарканде инициировали создание Плодоовощного партнерства. В Ташкенте и Ургенче проведены практические тренинги с Советом фермеров РУз по выращиванию органической продукции в Узбекистане. Подготовлен анализ возможностей развития и практичес­кие рекомендации по экспорту свежих фруктов, овощей, сухофруктов и другой продукции из Узбекистана в Латвию и страны ЕС. По итогам сформирован обзор рынка ЕС по плодоовощной продукции, сухофруктам и орехам; сформулированы основные требования к продукции, ввозимой в страны ЕC; представлены задачи транспортно-логистического партнерства; освещены основные проблемы экспорта товаров в ЕС и пути их решения.

 

 

* * *

Экспорт плодов полей и садов Узбекистана на зарубежные рынки в последние годы динамично развивается. Прошедшая в конце августа международная конференция показала, что эта сфера из зачаточного состояния самовывоза формируется в многоступенчатую высокотехнологичную отрасль, продукция которой становится не просто узнаваемой, но и востребованной не только узбекским, казахстанским, российским покупателем. Она «оформляет прописку» в торговых сетях Европы, Америки, Азии.

 

Гульнора АБДУНАЗАРОВА,

наш спец. корр.

Прочитано: 2911 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2018 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика