В последние годы различные выставки, ярмарки, смотры, конкурсы, фестивали стали неотъемлемой частью жизни Навои. Вероятно, такая же картина наблюдается практически во всех регионах. Первая половина года, как правило, проходит в Навои под знаком демонстрации достижений народнохозяйственного комплекса.
С 26 октября по 2 ноября в столице состоится заключительный этап IX Международной промышленной ярмарки и Кооперационной биржи. А в течение года по стране проходили ее региональные выставки. Навоийская ярмарка привлекла внимание предпринимательского сообщества и собрала аншлаг.
ТОРЖЕСТВО ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Так как в прошлом году я писал об аналогичном региональном мероприятии индустриального сектора, то есть с чем сравнивать. В глаза сразу бросаются 2 отличия.
Во-первых, выросло количество участников местной ярмарки. В минувшем году на ней было представлено около 150 предприятий различных форм собственности. Свою продукцию предлагали как отечественные гиганты, так и субъекты малого и частного бизнеса. В этом году заявки на аренду демонстрационных стендов на Навоийской ярмарке подали более 200 предприятий.
Во-вторых, надо признать, что название «территориальная» для подобных мероприятий – уже архаика. Ну как можно Навоийскую ярмарку называть региональной, если большинство ее участников представляли субъекты бизнеса из столицы, Самаркандской, Бухарской, Ферганской, Андижанской и Ташкентской областей. Так, в зале, где разместились мебельщики, доминировали самаркандцы, среди них не сразу удалось отыскать стенды двух местных производителей. Так что в пору переименовывать местные индустриальные смотры в мини-республиканские промышленные ярмарки.
Корреспондент поинтересовался у хозяев площадки, что они думают о наплыве «чужаков»
– Да ничего страшного, – уверенно заявляет руководитель ООО «Формула уюта» Одил Абдуллаев, чье предприятие специализируется на производстве мебели для офисов и жилых домостроений. – Конкуренция «щекочет нервы», заставляет шевелиться, осваивать новую продукцию и изыскивать возможности, позволяющие повышать качество изделий и снижать издержки. С другой стороны, где, как не на подобных ярмарках и выставках, мы можем познакомиться с достижениями конкурентов, присмотреться к чужому опыту, чтобы затем внести нужные коррективы с учетом требований дня в свою работу, – спокойно рассуждает О.Абдуллаев.
Другое любопытное наблюдение. Правда, на фоне изобилия товаров, выпуск которых освоила отечественная индустрия, не очень-то бросается в глаза, что наши предприниматели не прочь перенимать общепризнанные практики, находить оптимальные решения, направленные на повышение эффективности производства. Взять тот же НГМК, имеющий подразделения чуть ли не по всей стране. У предприятия с многолетним опытом сформировалась своя инфраструктура, позволяющая решать сложнейшие производственные задачи, и не только свои. Так, на Навоийском машиностроительном заводе, занятом в основном ремонтом и восстановлением горняцкого оборудования, одно время даже выпускали агрегаты и изделия для сельхозпроизводителей. Это говорит о том, что НГМК при желании и необходимости может наладить выпуск многих товаров, нужных отечественным производителям. Комбинат интенсивно развивает горизонтальные связи, в первую очередь налаживая партнерские отношения с предприятиями, работающими со сложным технологическим оборудованием.
Именно аутсорсинг позволил подняться местному производственно-коммерческому предприятию «Гидростанкосервис». Оно занимается оптовой торговлей. Но на ярмарке его представители не скрывали, что аутсорс и тесные связи с НГМК позволили наладить оказание гиганту услуг по пусконаладочному монтажу и техническому обслуживанию промышленного и шахтного оборудования. Они-то и стали основными направлениями его деятельности.
Навоийская ярмарка еще раз показала, как успешно и последовательно в стране реализуются задачи по импортозамещению. В это важное дело вовлекаются все новые и новые предприятия. Налаживание производства импортных аналогов позволило во многом насытить потребительский рынок, а самим производителям освоить и приобщиться к современным технологиям. Именно ярмарка дает редкую возможность ознакомиться с достижениями участников СИЭЗ «Навои». Так, ДП «Полиэтилен кувулар», обосновавшееся в Навоийском оффшоре 5 лет тому назад, сейчас поставляет полиэтиленовые трубы всей стране. А ведь предприятия СИЭЗ «Навои» выпускают еще и современные мобильники, модемы, кабели для автомобилей, спецодежду и многое другое.
Но, пожалуй, главный результат ярмарки в индустриальном регионе республики, на которую съехались промышленники чуть ли не со всей страны, – наглядная демонстрация того, что Узбекистан стремительно превращается в современную индустриальную страну, способную наладить промышленный выпуск самых современных изделий.
МАЛЫМ РАСТИ ДО ФРАНШИЗЫ*
Традиционный ежегодный смотр-конкурс «Ташаббус» в первую очередь хорош тем, что дает представление об уровне развития малого бизнеса в регионе и его дальнейших перспективах. Навоийский «Ташаббус–2015» не дал нам новых «звезд» бизнеса. На нем не довелось увидеть стартапы, вышедшие на рынок с оригинальными и новыми продуктами.
Зато он показал, что наш малый бизнес не складывает все «яйца в одну корзину». Осознав, что «неведомая рука рынка» и рыночная конъюнктура – субстанции непредсказуемые, он перешел к диверсификации бизнеса. ООО «Зарафшан Известь» хлеб свой насущный зарабатывает на производстве и продаже негашеной извести различных марок. Продукт востребован и применяется в самых различных отраслях промышленности. Но одной известкой дело не ограничили. Освоено производство карбида кальция, который имеет спрос у производителей минеральных удобрений и продуктов органического синтеза. Кроме того, предприятие приобрело транспортные средства, получило лицензию, а с ней и право заниматься грузоперевозками по всему Узбекистану.
Сельские предприниматели все больше осваивают промышленное производство, не связанное ни с сельским хозяйством, ни с переработкой его продукции. ООО «Махмуд бобо Собиров» из Хатырчинского района как раз из этого ряда. Нашлись в сельской глубинке инициативные граждане, рискнувшие открыть мини-завод по производству лакокрасочных материалов. И не ошиблись. Если на «Ташаббусе–2014» этот изготовитель лакокрасочной продукции в прайс-листе предлагал ассортимент из 32 лаков, эмалей, эмульсий и шпатлевки, то сегодня ценник вырос до 41 вида готовой продукции.
Чего не хватает нашему региональному малому бизнесу, так это франшизы. ООО «Триумф-Горняк» специализируется на производстве строительных и упаковочных материалов, которые приносят ему основную долю доходов. Четверть выручки ему дают оптовая торговля и общепит. В начале года здесь заработал швейный цех, выпускающий детский и женский трикотаж.
– Для нас это пилотный проект, и мы планируем всю швейную продукцию экспортировать, – поясняет помощник директора предприятия Шерали Юсупов.
Представленные на выставке изделия выглядели вполне добротно и модно. Но на них не было лейблов, поэтому трудно представить, как «немаркированные» кофточки и блузки от ООО «Триумф-Горняк» будут завоевывать заграничного потребителя. Думается, что не только этому предприятию, но и многим другим отечественным производителям товаров и услуг для продвижения своей продукции на рынке способна помочь франшиза.
Кстати, она уже присутствует в Узбекистане. Так, предприятия в СИЭЗ «Навои» сплошь и рядом работают по лекалам промышленной франшизы.
АК «Узавтосаноат» и компания «Erae CS Limited» из Южной Кореи в 2010 году открыли в СИЭЗ СП «UzEraeCabele», выпускающее свыше 40 видов автомобильных кабелей. Все оборудование импортное. Внедрена система качества менеджмента ISO. Ежегодно потребителям отгружается свыше 100 тысяч км проводов и около 60 тысяч комплектов аккумуляторных жгутов. На первых порах весь производственный процесс обеспечивали сами корейцы. Сегодня их заменили местные мастера, учившиеся у иностранных специалистов и закрепившие знания на стажировках в Южной Корее. Примерно по такому же сценарию в СИЭЗ запускают все производства с участием иностранного капитала и технологий. Осталось лишь понять, как сделать франшизу доступной для широких предпринимательских масс по всей стране.
Как видим, у навоийского бизнеса достижения есть, а вот площадки своей для их показа пока нет.
Казалось бы, в чем проблема. Мероприятия разовые. От силы занимают 1–2 дня, и не такая уж сложная задача в областном центре найти помещение, где можно развернуть промышленную выставку. Так и делают. В этом году навоийский городской этап конкурса «Ташаббус» проходил в Доме молодежи. Одновременно со «смотринами» малого бизнеса здесь проводились собрание активистов партии НДПУ и семинар для преподавателей колледжей и лицеев.
Понятно, что накладочка вышла. Но дело не в технической ошибке. Рыночная среда тоже имеет свою логику развития. Большинство предпринимателей не желают довольствоваться малым, хотят наращивать и развивать свой бизнес, осваивать новые сферы и рынки сбыта. И для многих из них выставки и ярмарки именно с этих позиций и представляют интерес. Поэтому обустройство предпринимательского «подиума» наверняка для бизнеса тоже имеет значение.
Амир МАХМУДОВ,
наш соб. корр,
г.Навои.
*Франшиза – это передаваемое на платной основе третьему лицу разрешение на производство товаров и оказание услуг под торговой маркой и в соответствии со стандартами компании – продавца франшизы (франчайзера), покупатель франшизы называется франчайзи.