Norma.uz
Газета НТВ / 2015 год / № 35 / К 24-летию независимости республики

Синергия локализации

 

Важнейшим резервом и фактором экономического роста и структурных преобразований экономики является углубление локализации производства, расширение межотраслевой промышленной кооперации.

Из доклада Президента Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год.

 

За годы независимости Программа локализации производства готовой продукции, комплектующих изделий и материалов на 2015–2019 годы (утверждена Постановлением Президента от 11.02.2015 г. N ПП-2298, далее – Программа) стала одним из трендов экономической политики страны. За 10-летнюю историю она вовлекла в свою орбиту все регионы страны, в ней нашлось место как крупным промышленным предприятиям, так и субъектам малого и частного бизнеса.

Конечно, можно акцентировать внимание на сэкономленных валютных средствах, на сокращении зависимости республики от импортируемых комплектующих и запасных частей. Все это важные и позитивные результаты политики локализации. Но, пожалуй, главное ее достижение в том, что отечественные товаропроизводители поверили в свои силы, научились осваивать новые технологии и выпускать продукцию, которая раньше в стране не производилась. Она показала, что Узбекистан обладает солидным инновационным потенциалом и способен его осваивать. Страна получила синергетический эффект от локализации производственных процессов.

В этой связи можно вспом­нить, как менялись «установки» в Программе, дающие представление о векторе направления, на который нацелен народнохозяйственный комплекс рес­публики. Например, в Программе ­локализации на ­период 2006–2008 ­годов (утверждена Пос­тановлением Президента от 22.06.2006 г. N ПП-386) речь шла о производстве готовой продукции и комплектующих изделий из местного сырья. Два года спустя, когда заработала новая Программа локализации на 2008–2010 годы (утверждена Постановлением Президента от 28.05.2008 г. N ПП-879), задача усложнилась. Локализацию перевели на рельсы промышленной кооперации. То есть государство достаточно убедительно дало понять, что заинтересовано в развитии горизонтальных связей между отечественными субъектами хозяйственной деятельности, в формировании производственных цепочек с добавленной стоимостью. Расширяющаяся и регулярно обновляющаяся номенклатура товарной продукции, попадающей в Программу, также свидетельствует, что обозначенные цели вполне достижимы, что локализация стимулирует развитие индустрии и рост промышленного потенциала страны.

Нельзя не сказать и о том, что Программа привлекательна для товаропроизводителей своей гиб­костью и налоговыми льготами, под которые подпадает продукция локализации. В прошлом году решением Правительства (Постановление КМ от 27.06.2014 г. N 173) с 30 до 33% повышен обязательный минимальный уровень локализации продукции, попавшей в перечень Программы. В то же время производителям, не успевающим оперативно «переформатироваться» под новое требование, дается почти год, чтобы они привели производство в соответствие с установленными параметрами.

Как проявляется синергетический эффект на «мик­роуровне», лучше всего видно на примере крупных промышленных объектов. Участвующие в Программе субъекты малого и частного бизнеса обычно специализируются на выпуске одного товара. У большого бизнеса – другие объемы, иной масштаб. В прошлом году структурное подразделение НГМК – Навоийский машиностроительный завод (НМЗ) в рамках Программы реализовал 15 проектов почти на 15,8 млрд сумов. В этом году навоийским машиностроителям предстоит решить более амбициозную задачу: выполнить работы по 31 проекту стоимостью более 23,2 млрд сумов.

Надо заметить, что львиная доля локализационных проектов, выпадающих навоийским горнякам, достается именно НМЗ. И такой расклад в определенной степени запрограммирован. Тут нелишне будет вспомнить историю предприя­тия, которое когда-то называлось ремонтно-механическим заводом. Из его названия можно догадаться, для каких целей оно создавалось и продолжает исправно выполнять возложенные на него функции. Именно на НМЗ со всех производственных площадок комбината поступают оборудование и техника, нуждающиеся в ремонто-восстановлении. Но после разрушения дореформенных экономических связей комбината с партнерами за пределами республики особую актуальность приобрела минимизация последствий от сворачивания этих контактов для структур НГМК. Ответом на подобные вызовы для горняков, как и для всей страны, стала Программа локализации.

Так как хозяйство у навоийских горняков приличное, то, согласно Программе, к которой НМЗ подключился с 2008 года, завод занят главным образом изготовлением запасных частей, агрегатов, комплектующих, промышленных изделий для подразделений комбината. Самым резонансным событием в «локальной истории» НМЗ, пожалуй, стало начало выпуска на нем запчастей для БелАЗов. Хотя уровень локализации и не превышал 30%, но сам факт, что навоийские машиностроители замахнулись на производство деталей для большегрузных автомобилей, произвел фурор и показал: этот коллектив способен решать производственно-технические вопросы разной сложности по мере их поступления.

Так, в этом году, согласно Программе, машиностроители должны выпустить 3 «венца зубчатых» – такие «чертовы колеса» диаметром 8 метров и весом более 50 тонн, которые применяются для дробления горной породы. Или взять литье и запчасти для карьерного оборудования из специальных марок стали. Каждая из них состоит из 121 детали, почти все из которых будут произведены на НМЗ.

Вероятно, со временем производство того же «венца зубчатого», карьерного оборудования и другие локальные проекты, обозначенные в планах НМЗ, станут рутинным делом, и заводская Программа пополнится другими изделиями. Кстати, те же запчас­ти для БелАЗов с 2014 года исключены из Программы, потому что их отлаженное производство стало уже делом обыденным. Тем самым локализация, требуя постоянных изысканий, наработки практики освоения новых изделий, удлиняет продуктовую линейку предприятия.

Наверное, не стоит упус­кать из виду и то обстоятельство, что производство новой продукции вряд ли стало бы возможным без обновления основных фондов, внедрения современных технологий и оборудования, повышения профессионализма обслуживающего персонала. НМЗ в данном случае не стал исключением. Модернизацию пережили автотранспортное подразделение, инструментальный цех, станкостроительное производство. На предприятии появились современные американские и немецкие станки, на которых работают самые опытные мас­тера своего дела.

И хотя НМЗ «завязан» на решение задач, которые перед заводом ставит комбинат, потенциал предприятия позволяет ему принимать заказы со стороны. Навоийские машиностроители – постоянные участники различных промышленных ярмарок, которые порой складываются для них вполне успешно.

– К нам постоянно обращаются и спрашивают, можем ли мы изготовить то или иное изделие. Просим предоставить чертеж, если наши специалисты готовы взяться за дело, детализируем условия договора, – поясняет экономист отдела конъюнктуры товарных рынков и маркетинга Бекпулат Рузиев. – Именно по такой схеме выпускали оборудование и запасные части для АО «Кызылкумцемент», были заключены соглашения с производителями растительного масла из ООО «Кoгон Ёг» и ООО «Сурхандарё Мева Сабзавот» на изготовление маслопрессов.

Пример НМЗ показывает, что отечественная практика локализации производственных процессов вышла на тот уровень, когда Программа приносит ощутимую пользу стране и сулит выгоды товаропроизводителям.

 

Амир МАХМУДОВ,

наш соб. корр.,

г.Навои.

 


*Термин «синергия» (ударение на последний слог) пришел к нам из греческого языка («syn» – «вместе» + «ergeia» – «дело, труд»). Он обозначает эффект взаимодействия нескольких факторов, который оказывается гораздо мощнее, чем сумма эффектов, вызванных этими же факторами по отдельности. Иными словами, целое оказывается больше простой суммы его частей: 1+1=3. Например, симфонический оркестр способен исполнить музыку, которую каждый музыкант отдельно не в состоянии сыграть.

 

Прочитано: 1291 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика