Наша организация специализируется на предоставлении консультационных услуг по вопросам экологии, разрабатывает экологические нормативы для различных предприятий и видов производств. Мы являемся подписчиками ваших программных продуктов и газет «НТВ» и «Норма». Мы всегда доверяли информации, опубликованной на страницах ваших изданий. Однако...
В «НТВ» N 19 от 12.05.2015 г. в рубрике «Консультирует аудитор» опубликована статья «94 миллиона за выбросы в воздух». Мы не согласны с представленной в ней информацией. Расчеты компенсационных платежей всегда производились по фактическому расходу сырья, материалов, топлива, времени работы и высоте источника, введенные по формуле расчета, которая действительно имеется в упомянутой в статье Инструкции*. Если у предприятия имеются дизель-генераторы, значит, у него должна быть согласованная инвентаризация источников выбросов в атмосферный воздух, где предприятию утверждаются расчеты и нормы выбросов на 5 лет. В расчетах платежей, соответственно, указывается, в каких единицах массы и размерах выплат проставлены данные. В вашем примере расчета указывается сумма, например, 6,24 сума, которая соответствует тоннам. Но 108 000 т оксида углерода от 3 дизель-генераторов повышенной быстроходности?! Да там, наверное, ни одной живой души в радиусе 150 км не осталось... На практике такие генераторы не дают и 1 кг выбросов за год…
С уважением, Гульнора Валиходжаева,
ООО «Sertika Produktion».
– Публикуя статью «94 миллиона за выбросы в воздух» («НТВ» N 19 от 12.05.2015 г.), мы ставили целью представить читателям общий механизм расчета за выбросы в окружающую среду. Поэтому приведенные цифры носили условный характер.
Сегодня мы даем более реальный пример расчета компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на основании того же обращения в редакцию:
«Наше предприятие эксплуатирует 3 дизель-генератора, проработавших 7 100 часов каждый, относящихся к группе маломощных, быстроходных и повышенной быстроходности. Также в процессе деятельности у нас возникло 16,4 т отходов производства. Помогите рассчитать сумму компенсационных выплат за загрязнение окружающей среды».
Таблица 1.6.1
к Расчетным методикам1
Значения выбросов emi (г/кВт·ч) для различных групп
стационарных дизельных установок до капитального ремонта
Группа
|
Выброс, г/кВт·ч
|
||||||
СО
|
NOx
|
CH
|
C
|
SO2
|
CH2О
|
БП
|
|
А
|
7,2
|
10,3
|
3,6
|
0,7
|
1,1
|
0,15
|
1,3 х 10-5
|
Б
|
6,2
|
9,6
|
2,9
|
0,5
|
1,2
|
0,12
|
1,2 х 10-5
|
В
|
5,3
|
8,4
|
2,4
|
0,35
|
1,4
|
0,1
|
1,1 х 10-5
|
Г
|
7,2
|
10,8
|
3,6
|
0,6
|
1,2
|
0,15
|
1,3 х 10-5
|
Рассчитаем значение максимального выброса i-го вещества Mi для дизель-генераторов, относящихся к группе А, согласно формуле Расчетных методик:
Mi = (1 / 3 600) x emi x Pэ, где:
emi (г/кВт·ч) – выброс i-го вредного вещества на единицу полезной работы стационарной дизельной установки на режиме номинальной мощности, определяемый по таблице 1.6.1 или 1.6.2;
Pэ (кВт) – эксплуатационная мощность стационарной дизельной установки, значение которой берется из технической документации завода-изготовителя. Если в технической документации не указывается значение эксплуатационной мощности, то в качестве Pэ принимается значение номинальной мощности стационарной дизельной установки (Ne);
(1 / 3 600) – коэффициент пересчета «час.» в «сек.».
Так как в технической документации у нас не указано значение эксплуатационной мощности, мы будем использовать значение Рэ, равное номинальной мощности Ne = 73,6 кВт.
N п/п
|
Наименование показателей
|
Коли-чество на 1 шт.
|
Максимальное значение Mi
|
Максимальное значение Mi по 3 генераторам в расчете 7 100 час. (г) |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
оксид углерода (СО)
|
7,2
|
0,1472
|
11 287 296,00
|
2
|
оксиды азота (NOx)
|
10,3
|
0,210577778
|
16 147 104,00
|
3
|
углеводороды (CH)
|
3,6
|
0,0736
|
5 643 648,00
|
4
|
сажа (С)
|
0,7
|
0,014311111
|
1 097 376,00
|
5
|
диоксид серы (SO2)
|
1,1
|
0,022488889
|
1 724 448,00
|
6
|
формальдегид (CH2O)
|
0,15
|
0,003066667
|
235 152,00
|
7
|
бенз(a)пирен (БП)
|
0,000013
|
2,65778E-07
|
20,38
|
Значение Mi в столбце 4, рассчитанное в вышеуказанной таблице, определяет максимальное количество выбросов за секунду работы 1 дизель-генератора.
Значение Mi в столбце 5, рассчитанное в вышеуказанной таблице, определяет максимальное количество выбросов за 7 100 часов работы всех 3 дизель-генераторов.
Переходим к расчету отходов. К сожалению, не указано, какие именно отходы производства образовались. Класс опасности образовавшегося отхода определяется по Классификационному каталогу отходов2 (далее – Каталог). При этом отходы, образовавшиеся от уборки территории в виде смета, отходы от бытовой жизнедеятельности сотрудников не являются отходами производства, а относятся к коммунально-бытовым отходам.
Но для примера в нашем расчете будем считать, что на предприятии образовалось 16,3 т отходов, из которых 12 т – это коммунально-бытовые отходы, 2 т – отходы полимеров в виде пластика, полиэтилена, полипропилена и т.п., 2 т – отходы нефтепродуктов в виде смазочных машинных и технических масел, 0,3 т – отходы в виде отработанных люминесцентных ламп.
Согласно Каталогу отходы отработанных люминесцентных ламп относятся к 1 классу опасности, отходы нефтепродуктов – ко 2 классу, отходы полимеров – к 4 классу, коммунально-бытовые отходы относятся к неопасным.
Далее, руководствуясь пунктом 9 Положения о порядке применения компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан3 (далее – Положение N 199), если у предприятия имеются утвержденные нормативы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, нормативы образования и размещения отходов, расчет платежей будет выглядеть следующим образом:
Расчет суммы компенсационных выплат
за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов
за __ квартал 20__ года
Наименование объекта компенсационной выплаты |
Масса (т, кг, куб.м) |
Размер компенсационной выплаты4 за 1 т, кг, куб.м (сум.) |
Коэффициенты кратности за превышение (уменьшение) или в случае аварии (ед.) |
Сумма компенсационных выплат, сум. (гр. 2 х гр. 5 х гр. 6) + (гр. 3 х гр. 5 х гр. 6 ) |
||
норма- тивная |
сверх-нормативная
|
при аварии
|
||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух:
|
|
|
|
|
|
|
оксид углерода (СО)
|
11,29
|
|
|
6,24
|
|
70,45
|
оксиды азота (NOx)
|
16,15
|
|
|
327,6
|
|
5 290,74
|
углеводороды (CH)
|
5,64
|
|
|
23,4
|
|
131,98
|
сажа (C)
|
1,10
|
|
|
390
|
|
429,00
|
диоксид серы (SO2)
|
1,72
|
|
|
390
|
|
670,80
|
формальдегид (CH2O)
|
0,24
|
|
|
6 552
|
|
1 572,48
|
бенз(a)пирен (БП)
|
0,00002
|
|
|
196 560 000
|
|
3 931,20
|
Итого
|
|
|
|
|
|
12 096,65
|
2. Выбросы загрязняющих веществ при сжигании моторного топлива
|
|
|
|
|
|
|
3. Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и рельеф местности
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
4. Отходы производства:
|
|
|
|
|
|
|
1 класса опасности
|
0,3
|
|
|
3 500
|
|
1 050,0
|
2 класса опасности
|
2,0
|
|
|
1 755
|
|
3 510
|
3 класса опасности
|
0
|
|
|
1 053
|
|
0
|
4 класса опасности
|
2,0
|
|
|
351
|
|
702
|
неопасные
|
12
|
|
|
93,6
|
|
1 123,2
|
Итого
|
|
|
|
|
|
63 85,2
|
Всего
|
|
|
|
|
|
18 481,85
|
Авансовые компенсационные выплаты
|
|
|
|
|
|
|
Подлежит к уплате
|
|
|
|
|
|
|
Пеня
|
|
|
|
|
|
|
Подлежит к уплате
|
|
|
|
|
|
|
Согласно Положению N 199, если масса нормативных выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещаемых отходов, по которым сумма компенсационных выплат, исчисленная за год, составляет менее 5 МРЗП, то предприятие их не уплачивает.
Если же у предприятия отсутствуют утвержденные нормативы на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, нормативы образования и размещения отходов, то в соответствии с пунктом 9 Положения N 199 необходимо применять коэффициент 10 к установленным размерам компенсационных выплат. Тогда расчет платежей будет выглядеть так:
Расчет суммы компенсационных выплат
за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов
за __ квартал 20__ года
Наименование объекта |
Масса (т, кг, куб.м) |
Размер компенсационной выплаты за 1 т, кг, куб.м (сум.) |
Коэффициенты кратности за превышение (уменьшение) или в случае аварии (ед.)
|
Сумма компенсационных выплат, сум. (гр. 2 х гр. 5 х гр. 6) + (гр. 3 х гр. 5 х гр. 6) |
||
нормативная
|
сверх- нормативная |
при аварии
|
||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух:
|
|
|
|
|
|
|
оксид углерода (СО)
|
|
11,29
|
|
6,24
|
10
|
704,5
|
оксиды азота (NOx)
|
|
16,15
|
|
327,6
|
10
|
52 907,4
|
углеводороды (CH)
|
|
5,64
|
|
23,4
|
10
|
1 319,8
|
сажа (C)
|
|
1,10
|
|
390
|
10
|
4 290,0
|
диоксид серы (SO2)
|
|
1,72
|
|
390
|
10
|
6 708,0
|
формальдегид (CH2O)
|
|
0,24
|
|
6 552
|
10
|
15 724,8
|
бенз(a)пирен (БП)
|
|
0,00002
|
|
196 560 000
|
10
|
39 312,0
|
Итого
|
|
|
|
|
|
120 966,5
|
2. Выбросы загрязняющих веществ при сжигании моторного топлива
|
|
|
|
|
|
|
3. Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и рельеф местности
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
4. Отходы производства:
|
|
|
|
|
|
|
1 класса опасности
|
|
0,3
|
|
3 500
|
10
|
10 500
|
2 класса опасности
|
|
2,0
|
|
1 755
|
10
|
35 100
|
3 класса опасности
|
|
0
|
|
1 053
|
10
|
0
|
4 класса опасности
|
|
2,0
|
|
351
|
10
|
7 020
|
неопасные
|
|
12
|
|
93,6
|
10
|
11 232
|
Итого
|
|
|
|
|
|
63 852
|
Всего
|
|
|
|
|
|
184 818,5
|
Авансовые компенсационные выплаты
|
|
|
|
|
|
|
Подлежит к уплате
|
|
|
|
|
|
|
Пеня
|
|
|
|
|
|
|
Подлежит к уплате
|
|
|
|
|
|
|
В этом случае, даже несмотря на то что начисленная сумма менее 5 МРЗП, предприятие будет являться плательщиком компенсационных выплат – до утверждения нормативов на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, нормативов образования и размещения отходов.
Татьяна ДАУРОВА,
руководитель проекта «Bizouts»,
ОНК ООО «Rastax Group».
*Инструкция по проведению инвентаризации источников загрязнения и нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для предприятий Республики Узбекистан (утверждена приказом председателя Госкомприроды, зарегистрированным МЮ 3.01.2006 г. N 1533, далее – Инструкция N 1533).
1Расчетные методики определения выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу (приложение N 1 к Инструкции N 1533).
2Приложение N 15 к Положению о порядке разработки и согласования проектов экологических нормативов (утверждено Постановлением КМ от 21.01.2014 г. N 14).
3Приложение N 5 к Постановлению КМ от 1.05.2003 г. N 199.
4Приложение N 1 к Постановлению КМ «О совершенствовании системы платежей за специальное природопользование» (от 6.02.2006 г. N 15).
По статье «Дизель-генераторы среде не вредят», автор признается только в том, что цифры в предыдущей статье носили условный характер.
Тем не менее, в расчетах массы выбросов опять не учитывался расход топлива, а применялся подход только на номинальное значение мощности дизель-генераторов, а значит, расчет суммы компенсационных выплат проводился для нормативов выбросов в атмосферу. Кроме того, расчет фактической суммы компенсационных выплат должен проводиться с учетом фактического выброса в атмосферу (фактического потребления топлива), при котором должен применяться коэффициент кратности – понижающий или повышающий согласно пункту 12 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 мая 2003 г. N 199. Автором статьи разъяснений по данному вопросу не дается, также не дается разъяснений по применению пени.
К.САДЫКОВ,
заместитель председателя Госкомприроды.