Многие знакомые велосипедисты жалуются, что инспекторы дорожно-постовой службы останавливают их в центральных районах города и требуют сдать велосипед для отправки его на штрафплощадку с одновременной выплатой штрафа за движение по дорогам (хотя в ПДД указано, что на велосипеде можно ездить по обочине дороги как можно правее). Сам в такую ситуацию не попадал пока. Но хочу заранее узнать, как реагировать на подобные требования? Насколько они подтверждены законом или каким-то другим правовым актом, запрещающим езду на велосипедах по улицам города?
Имеет ли право инспектор дорожно-постовой службы, остановив велосипедиста под предлогом запрета движения по обочине дороги (в нарушение пункта 27.2 ПДД), конфисковать транспортное средство или пытаться повредить (спустить) колеса? Как препятствовать подобным действиям?
Леонид.
– Единый порядок дорожного движения на территории Республики Узбекистан определяется Правилами дорожного движения (утверждены Постановлением КМ от 11.12.2000 г. N 472, далее – Правила). Этот порядок распространяется и на велосипедистов, поскольку велосипед, как это определено в абзаце восьмом раздела 2 Правил, является транспортным средством (кроме инвалидных колясок), имеющим 2 и более колес и приводимым в движение человеческой силой.
Движение велосипедов запрещено на автомагистралях (абзац второй пункта 18.1 Правил) и по проезжей части дороги при наличии велосипедной дорожки (абзац пятый пункта 27.4 Правил). Нарушение данного запрета на дорогах Ташкента и других городов Узбекистана исключается по той причине, что автомагистралей, да и велосипедных дорожек (кроме имеющихся в некоторых парках), практически нет. Какого-либо закона или иного нормативно-правового акта, которым запрещалось бы пользование (управление) велосипедом в республике или ее отдельных регионах, не существует.
К велосипедистам предъявляется ряд требований. В частности:
√ управление велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет (пункт 27.1 Правил);
√ движение велосипедов допускается только по крайней правой полосе дороги по возможности правее в один ряд;
√ если не создаются помехи пешеходам, разрешается движение по обочине;
√ колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы, обеспечивающие безопасность дорожного движения и облегчающие их обгон (пункт 27.2 Правил).
Теперь о задержке велосипеда и отправке его на штрафплощадку.
Возможность задержания транспортных средств предусматривается статьей 291 Кодекса об административной ответственности (КоАО). Исходя из смысла ее пункта «а» части первой можно сказать, что задержание велосипеда как транспортного средства производится органами внутренних дел при совершении водителями таких транспортных средств административных правонарушений, предусмотренных статьями 137 «Оставление места дорожно-транспортного происшествия» и 194 «Невыполнение законных требований работника милиции» КоАО, до устранения причины задержания и рассмотрения дела об административном правонарушении.
В случаях совершения велосипедистом других административных правонарушений должностные лица ОВД не вправе задерживать данное транспортное средство. Однако за их совершение может быть привлечен к ответственности сам велосипедист.
Поводом для этого могут быть такие нарушения, совершенные лицом, управляющим велосипедом, как:
√ уклонение от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние алкогольного, наркотического или иного опьянения, что влечет наложение штрафа, равного 3 МРЗП (часть третья статьи 136 КоАО);
√ неподчинение сигналам регулирования дорожного движения, несоблюдение требований дорожных знаков приоритета, запрещающих или предписывающих дорожных знаков, что штрафуется суммой в 1/3 МРЗП (часть первая статьи 138 КоАО);
√ нарушение правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки, что чревато штрафом в 1 МРЗП (часть третья статьи 138 КоАО);
√ нарушение правил дорожного движения, совершенное в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, что наказывается штрафом в сумме 3 МРЗП (часть четвертая статьи 138 КоАО).
Таким образом, все возможные претензии или иные действия работников ГСБДД (задержание велосипеда, его повреждение и т.п.) к велосипедисту, соблюдающему Правила, или к используемому им велосипеду будут неправомерны.
Убеждены, что достаточное знание и соблюдение Правил и приведенных выше положений КоАО помогут избежать ситуаций, описанных в вашем письме. Как говорится, кто информирован – тот вооружен. Для эффективной защиты своих прав и законных интересов вы можете на месте набрать номер телефона доверия ГУБДД – 231-58-88 (можно и самого МВД – 233-39-39 или Генпрокуратуры – 1007) и передать оператору устную жалобу.
Камал МУЗАФФАРОВ,
эксперт «Norma Profi».