Norma.uz
Газета Норма / 2015 год / № 18 / Над чем работают законодатели

Предлагаются санкции за пропаганду употребления спиртного и курения

 

Судя по всему, в ближайшее время с наших телеэкранов могут исчезнуть сцены, связанные с курением и распитием спиртного. Парламентарии рассматривают вопрос о введении санкций за пропаганду употребления табачной и алкогольной продукции. Узбекистан в этом плане не изобретает велосипед. Сегодня аналогичный подход является мировой практикой. В одних странах пропаганда спиртного и курения уже под запретом, в других введены различного рода ограничения на их демонстрацию в кино и на ТВ, в третьих жестко регулируется для определенных возрастных групп. Другими словами, здоровый образ жизни берет верх над вредными привычками. Вопрос, конечно, очень сложный, тонкий, вызывающий шквал дискуссий даже там, где он уже обрел силу законодательной нормы. В самом деле, где та тонкая грань между «нельзя» и «можно» и как ее не нарушить? Каковы должны быть критерии принятия решения о запрете демонстрации сцен с употреблением спиртного и курением? Ведь эти, пусть и вредные, привычки – часть нашей жизни, а кино –  ее отражение. Иногда это оправдано сюжетом, и такие сцены являются частью образа героя, художественного замысла, без чего в фильме просто не обойтись. Зрителей волнует, не лишатся ли они многих полюбившихся фильмов? Не будет ли здесь перегибов, как в известной поговорке, когда просят принести шапку, а ее несут вместе с головой?

 

 

Что думают об этом в Госкомконкуренции (далее – Комитет)? На этот вопрос отвечает начальник управления по контролю за рекламной деятельностью и защиты прав потребителей Комитета Дильшод АЗИМОВ.

 

 

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ПРОТИВ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

 

– Дильшод Абдухакимжонович, какова предыстория этого вопроса?

– Сегодня совершенно очевидно, что курить и распивать спиртные напитки – это плохо, вредно для здоровья. Во всех странах ведется борьба за ограничение употребления и даже запрет этих пагубных пристрастий. Происходит смещение акцента в сторону здорового образа жизни. Хочешь прожить долго – занимайся спортом, не пей, не кури, живи интересной, насыщенной жизнью. Если учесть, что кино и ТВ обладают мощнейшим воздействием на сознание человека, важно, чтобы на экране не было или было как можно меньше сцен с распитием спиртного и курением. Вопрос сложный, подходить к нему надо очень осторожно, аккуратно. Но это не «закручивание гаек», а мировая практика, когда пить и курить уже не модно.

В Узбекистане в 2010 году был наложен полный запрет на любую рекламу табачных изделий и алкогольной продукции*. Это был решительный шаг, создавший прецедент на всем постсоветском пространстве. Он был предпринят с целью оградить подрастающее поколение от таких социально опасных явлений, как пьянство и алкоголизм. В нашей стране такой подход соответствует национальным традициям, нормам общественной морали.

В 2011 году был принят Закон «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции» (от 5.10.2011 г. N ЗРУ-302, далее – Закон). Статья 18 Закона запрещает пропаганду и рекламу ее употребления. Сегодня эти нормативные акты хорошо работают в отношении запрета рекламы спиртного и табачных изделий. А вот что касается пропаганды употребления, то здесь сложнее. Нет инструментов воздействия, санкций за такие действия. Да и сложно доказать, является ли пропагандой сцена, в которой герой курит или выпивает.

Закон дает определение, что такое пропаганда употребления алкогольной и табачной продукции. Это действие, направленное на распространение в открытой или скрытой форме идей, взглядов и художественных образов, поощряющих употребление спиртного и курение, формирующих у личности представление об их безвредности (статья 18). Довольно широкая трактовка понятия. Поэтому идентифицировать скрытые формы поощрения этих вредных привычек бывает сложно. В связи с этим возникла необходимость внесения дополнений в Кодекс об административной ответственности о введении санкций за пропаганду употребления алкогольной и табачной продукции. Мы рассматриваем вопрос о запрещении демонстрации ее употребления.

– Какое развитие получили эти предложения?

– Изначально их инициировало Министерство здравоохранения республики. Была создана рабочая комиссия, в нее вошли представители Госкомконкуренции, других ведомств, которые совместно изучали и прорабатывали вопрос. Затем предложения были переданы в Кабинет Министров, далее представлены в Законодательную палату Олий Мажлиса. Проект документа концептуально принят в первом чтении.

 

 

ВОЛКА ЗАСТАВИЛИ БРОСИТЬ КУРИТЬ

 

– Что можно сказать о подходе к этому вопросу?

На первом этапе предполагается запретить изображение процесса употребления алкоголя и курения в СМИ. Это расценивается как пропаганда. Однозначно должно быть вето на пропаганду и демонстрацию таких сцен во вновь создаваемых фильмах для несовершеннолетних, а затем уже и для взрослых. Кино по степени своего воздействия на сознание детей и подростков вряд ли имеет себе равных. Они копируют образ полюбившихся героев, стараются быть похожими на них. А если на протяжении всего фильма супергерой эффектно курит, выпивает, для несовершеннолетних это может быть примером для подражания. Дети видят в них «крутых» парней. Несомненно, здесь необходимо противопоставить вредным привычкам иные ценности.

Или вспомните, какой резонанс вызвало решение российских парламентариев вырезать из мультфильма «Ну, погоди!» сцены, где курит волк, хотя сигарета – часть его образа. Но курил он так эффектно и впечатляюще. Несмотря на то что это шедевр мировой мультипликации, в России было решено исключить сцены волка с сигаретой в дневном телеэфире. Мультфильм попал в категорию 18+, позволяющую показывать мультик после 23.00. Конечно, тогда многие возражали, что волк – отрицательный персонаж, пусть себе курит и хулиганит, и не надо «убивать» веселые сцены. Но закон есть закон. В России есть перечень фильмов и передач для несовершеннолетних, которые запрещены к демонстрации на телеканалах, потому что в них присутствуют сцены, связанные с курением или распитием спиртного. Что касается кинолент для взрослых с такими эпизодами, то перед началом демонстрации у них используют заставки, что курение вредит здоровью или на какую возрастную категорию рассчитан фильм. В Турции, например, при демонстрации сцен с курением и спиртным сигарету или рюмку закрывают заставками в виде цветка, птички и т.д. В ряде европейских стран действует ограничение по хронометражу сцен, связанных с курением и выпивкой.

Конечно, когда что-то запрещают, всегда возникает вопрос: «А что взамен?». Взамен – здоровый образ жизни. В республике сегодня огромное внимание уделяют детскому спорту. Сколько спортивных комплексов с плавательными бассейнами, футбольными полями построено в жилых кварталах в последнее время! Молодежь сейчас стремится быть здоровой, держать себя в хорошей физической и спортивной форме. Поэтому мы должны ориентировать ее именно на это.

 

 

СЭР, ВАМ ЦВЕТОЧЕК ВМЕСТО ТРУБКИ

 

– Когда речь идет о пропаганде употребления спиртного и курения, то в самом деле сложно ее идентифицировать. Но если под запретом будет демонстрация таких сцен, не коснется ли цензура всех фильмов? Ведь в каждом из них в той или иной мере присутствуют эпизоды, когда герои курят или выпивают. Как, на ваш взгляд, может действовать запрет в уже созданных фильмах? У нас есть золотой кинофонд. Взять хотя бы комедии Гайдая. Могут ли в них вноситься коррективы? Ведь герои этих фильмов – далеко не трезвенники. А как быть с трубкой Шерлока Холмса, которая является частью его имиджа? Или Хемингуэя? Штирлиц тоже много курит. Неужели тоже придется закрывать цветочком или птичкой?

– Конечно, предстоит большая работа с Национальным агентством «Узбеккино», Гостелерадиокомпанией по выработке подходов и критериев для идентификации сцен, подпадающих под пропаганду употребления спиртного или курения, четко разделить, что можно, а что нельзя. Но в любом случае стремление оградить не должно навредить, нанести ущерб художественной ценности уже созданного фильма. И главное здесь – не дойти до абсурда, не переборщить.

Предполагаем, что запретительные требования могут быть обращены ко вновь создаваемым фильмам. Это ни в коем случае не должны быть карательные меры. Надо смотреть, насколько такие сцены оправданы. Например, в любом фильме, условно говоря, есть плохой и хороший парень. Если плохой позволяет себе излишества – еще куда ни шло. А вот если положительный герой злоупотребляет спиртным – здесь, судя по всему, начнут включаться требования закона.

Возможно, будут заставки, какой-то перечень фильмов, запрещенных к показу на ТВ. Например, фильм «Особенности национальной охоты» наши телезрители уже не увидят на телевидении. Хороший фильм, но на протяжении всего действия его герои пьют. Его продолжительность – полтора часа. Больше часа герои предаются спиртному. Кто-то скажет, что это оправдано национальными особенностями охоты и даже вынесено в название фильма. Но есть закон, и его надо исполнять. Запрет пропаганды употребления спиртного и курения не будет касаться кабельного и спутникового ТВ, хотя прямого указания в законодательстве об этом нет. Оно предусматривает, что Закон «О рекламе» (от 25.12.1998 г. N 723-I) распространяется на территорию Республики Узбекистан.

Часть рекламы, размещенной в ретранслируемых каналах кабельного и цифрового ТВ, закрывается отечественной. Пока не удается покрыть ее пол­ностью из-за больших финансовых затрат на это. Но к 2017 году планируется переход кабельного ТВ на цифровое, что позволит решить вопрос.

Как работает запрет рекламы табачной и алкогольной продукции?

– На первых порах было много вопросов, непонимания. Мы проводили огромную работу по разъяснению этих требований. Сейчас, в принципе, серьезных проблем нет. Нарушения идут в основном в скрытой рекламе. В последнее время наметилась тенденция, когда реклама спиртного и табачной продукции переместилась в социальные сети. Но Интернет у нас относится к СМИ. Поэтому здесь тоже действует законодательство по регулированию рекламы, о чем должны помнить ее распространители. Отследить и регулировать ее в Интернете очень сложно. Вот она появилась, а через 5 минут ее уже нет.

Многие производители алкогольной и табачной продукции, а также ночные бары нашли еще одну лазейку: размещают такую рекламу в соцсетях, не зарегистрированных в домене uz: на Одноклассниках, В Контакте, Фейсбуке, Твиттере и т.п. То есть заходят в интернет-пространство Узбекистана через соцсети других стран, на которые не распространяется национальное законодательство, открывают там свои странички. Например, АО «Шохруд» в Бухарской области рекламировало на своем сайте выпускаемую алкогольную продукцию. В отношении его возбуждено дело, выдано предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе. На должностное лицо наложен административный штраф. Предприятие выполнило предписание, устранило нарушение. Будем работать дальше в этом направлении.

 

Беседовала Ирина ГРЕБЕНЮК,

наш спец. корр.

 


*Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О рекламе» и статью 178-1 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности» (от 17.09.2010 г. N ЗРУ-259).

Прочитано: 3138 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика