Завершилась первая половина февраля, а вместе с ней у большинства закончилась пора годовой отчетности. Многие специалисты бухучета в это время жаловались на загруженность. Кому-то не удалось сдать ту или иную форму с первого раза. У кого-то не хватило времени на сбор и обработку всей информации.
А вот для Ларисы АНТОНОВОЙ, главного бухгалтера ООО «Baraka Kompressor Servis», период отчетности сродни обыкновенным рабочим будням. Об этом она рассказала мне в перерыве на одном из семинаров, проводимых Центром профессионального развития «Norma».
– Лариса, как сдали отчеты?
– В общем, без форс-мажоров и особых трудностей. Баланс по четырем моим фирмам я подбила давно. По одной из них сделала это еще до нового года. В январе мне фактически оставалось разнести всю информацию по отчетным формам.
Этот период вообще никогда не вызывал у меня сложностей. И такие понятия, как цейтноты и бессонные ночи до 15 февраля, мне не знакомы.
– Видимо, у вас хорошие помощники?
– Да. Но так как учет микрофирм я веду одна, помогают мне не живые люди, а бухгалтерская программа и выработанная опытом методика. Я пользуюсь 1 UZ и очень довольна ее многофункциональностью и своевременностью обновлений. Однозначно, специалисты, работающие вручную, на учет и отчетность тратят гораздо больше сил и энергии. А моя методика придумана не мной, но очень эффективна и еще ни разу не подводила.
– Не поделитесь ею с нашими читателями?
– Начну с того, что я уже давно уяснила: главное в бухгалтерии, а тем более в период отчетности – своевременность и организованность. Очень важно вовремя и правильно ввести все необходимые данные в свою бухгалтерскую программу, закрыть сальдовую ведомость. И тогда грамотная программа автоматизирует весь процесс, а бухгалтеру остается только проконтролировать выданный ею результат.
Ни в коем случае нельзя откладывать что-то на потом. Многие специалисты учета злоупотребляют возможностью выполнить незначительные на первый взгляд дела «попозже». А потом забывают о них. В результате элементарные счета-фактуры не обрабатываются неделями. А справиться с образовавшимся ворохом бумаг гораздо сложнее. Одним словом, автоматизация рабочего процесса и недопустимость в делах эффекта снежного кома являются гарантиями успешного отчетного периода.
– Изменение форм статистической отчетности как-то отразилось на вашей работе?
– Незначительно. Некоторое время не могла обновить шаблоны форм. К февралю все пришло в норму. Правда, пришлось повозиться с отражением процентного соотношения основных средств в новой строчке формы. Мои фирмы некрупные, поэтому я потратила на статотчетность немного времени. А вот изменение кодов Общегосударственного классификатора услуг по видам деятельности (ОКУВД) вызвало более серьезную проблему. Мой отчет не прошел жесткий логический контроль и, соответственно, завис. Пришлось ехать в органы статистики для выяснения причин. Хотя я потратила на это больше времени, чем в прошлом году, но это не помешало мне все сдать вовремя. Тем более что сдача статистической отчетности продлена до 25 февраля.
– Насколько часто такое случается? Чреват ли подобными сбоями переход на обязательную сдачу отчетности в электронном виде?
– Моя ситуация, скорее, частный случай, связанный, по-видимому, с введением новых форм. Подобное случается довольно редко. Да и переживать по этому поводу даже неловко, учитывая то недалекое прошлое, когда бухгалтеры с огромными кипами бумаг в отчетный период проводили не один день в длинных очередях к своим инспекторам.
Поэтому я очень позитивно встретила новость об обязательности электронной отчетности. Я начала пользоваться «электронкой», как только ее запустили. Правда, иногда приходилось подстраховываться и представлять некоторые отчеты и в бумажном виде. Тем не менее этот способ отправки великолепен с точки зрения экономии времени и удобства.
– Бытует мнение, что как пройдет годовая отчетность, таким выдастся и весь рабочий год. Что вы думаете по этому поводу?
– Доля истины в этом есть. Во-первых, отчетность подводит итоги деятельности компании. Сравнивая их с предыдущими, можно эффективнее планировать дальнейшую работу. Кроме того, этот период завершает предыдущий этап рабочей деятельности и начинает новый. А потому его лучше пройти успешно и без эксцессов, дабы избежать испорченного настроения и стрессов. Что ни говори, а любой бухгалтер – это прежде всего человек, которому не чужды чувства и эмоции даже на работе. Желаю коллегам больше положительных эмоций и ощущений на работе и вне ее!
Откровения записала
Наталья СПИРИДОНОВА,
наш корр.