Какой специалист учета не хочет стать главным бухгалтером? Одни, годами работая рядовыми бухгалтерами, набираются опыта и смелости заявить о себе. Другие терпеливо ждут, когда руководитель их оценит и предложит вожделенную должность. Остальные просто ставят цель и уверенно идут к ней.
Кира Ким – живой пример стремительного роста и достижения больших высот в бухгалтерской сфере. 25-летняя бизнес-леди вот уже год исполняет обязанности главного бухгалтера гостиницы International Tashkent Hotel. Своей историей роста Кира поделилась с читателями нашей газеты.
– Кира, признаюсь, я впервые беседую со столь юным главбухом такой крупной организации. Наверное, это вызывает удивление не только у меня?
– Действительно, нередко партнеры и контрагенты при встрече со мной спрашивают: «А где ваш главный бухгалтер?». А услышав, что он перед ними, многие не могут скрыть удивления, а некоторые и растерянности. Но меня не обижает такая реакция, наоборот, она даже веселит.
– И когда же у вас возник интерес к бухгалтерской деятельности?
– Еще в школе я знала, кем хочу быть. А потому выбрала экономический колледж. Больше всего мне нравились практические занятия. Практиковаться меня направили в отель, в котором сейчас работаю. Видимо, я показала себя с лучшей стороны, потому что буквально через полгода меня уже пригласили работать на полставки. Однако учебный график не позволял работать.
После окончания колледжа я поступила на заочное отделение экономического факультета российского вуза. Так у меня появилась возможность совмещать учебу с работой. В 2007 году я стала помощником бухгалтера по банку. Платежами через «Банк-клиент» занималась недолго. Вскоре меня повысили до бухгалтера по расчетам с поставщиками. На этой должности я проработала около 3 лет. Затем последовал декретный отпуск. По возвращении из него меня ждал сюрприз в виде повышения до заместителя главного бухгалтера и почти тут же до и.о. главбуха.
– Наверняка вам было нелегко…
– Не скрою, поначалу я испугалась и растерялась. Во-первых, мне предложили повышение сразу же после отпуска, не дав времени на адаптацию к работе, которая после столь длительного отсутствия обычно тянется от 3 до 6 месяцев. Во-вторых, гостиничный бизнес предполагает сложную систему различных услуг. Это не только обслуживание постояльцев, но и деятельность кафе и ресторанов, салонов красоты, бассейнов, тренажерного зала и других структур отеля. Непросто вести учет в таком огромном комплексе. Но, признаюсь, трудности меня не пугали. Наоборот, я поняла, что именно к этому я целенаправленно шла еще с учебы в колледже.
– Ну мотивация мотивацией, а одной ее, наверное, мало для преодоления таких сложностей?
– Не раз выручали ваши издания и сайт, где бухгалтер может узнать много нового и интересного. Я постоянный посетитель www.norma.uz. И, конечно, мне очень помогают авторитетные специалисты бухучета, к которым я обращаюсь за советами и консультациями. Очень важно иметь наставника. Но некоторые, к сожалению, избегают их, считая неудобным грузить старшего товарища своими вопросами, а то и будучи порой самоуверенным: меня учить не надо. Я же считаю, что не стоит бояться спрашивать, а излишний апломб – далеко не самый хороший помощник.
– Первый год вашей работы главным бухгалтером ознаменовался налоговой проверкой…
– Да, это была не самая простая пора. Дело в том, что проверка затянулась у нас аж на 2 месяца. И хотя не обошлось без наложения пени, мы прошли ее достойно! Эта ревизия стала для меня хорошим уроком. А главное – я поняла, что не стоит бояться налоговых проверок. Нужно грамотно в соответствии с законодательством вести бухгалтерский учет и уметь, если необходимо, отстаивать свои позиции, ссылаясь на требования правовых актов.
– Анализируя свою деятельность, вы отмечаете для себя ошибки, допущенные в работе?
– Одна из главных ошибок – боязнь признать ее наличие. Также очень опасен и страх самой ошибки. Не нужно их бояться, нужно уметь их находить, анализировать и не повторять. Конечно, это непросто, но возможно. А в бухгалтерии, на мой взгляд, – крайне необходимо!
Не менее серьезная ошибка у подчиненных – отсутствие доверительного контакта с главным бухгалтером, человеком, который в первую очередь и подскажет, и прикроет, если надо. Такой контакт необходим и главбуху. У меня в отделе 10 сотрудников. Все они люди с разными характерами, судьбами, ситуациями. Так что человеческий фактор очень важен, и я всегда стараюсь помнить об этом.
И еще я бы выделила одну из серьезных ошибок – отсутствие какого-либо стимула в работе. Речь не только о материальной стороне. Специалист должен стремиться к карьерному росту, получать от этого удовольствие. И, как бы заезженно это ни звучало, любить свою работу. Важно быть уверенным в себе, уметь рисковать, если цель того стоит. Я рада, что в свое время решила доказать себе свою способность достичь большего и не побоялась рискнуть.
– Подведем резюме: ваши детские мечты стали реальностью…
– Это не совсем так – в детстве я хотела стать юристом. Спасибо маме, которая помогла мне раскрыть свои склонности, понять, что моя сфера – это бухгалтерия. Я и сейчас не намерена останавливаться на достигнутом. Бухгалтерский учет открыл мне новые горизонты для развития. Так, подумываю об открытии собственного бизнеса. Главное – верить в себя и свои силы!
Несколько советов начинающим бухгалтерам от Киры Ким
• Ставьте цели и определяйте этапы их достижения. Это поможет отслеживать результаты и исходя из них корректировать свое восхождение по карьерной лестнице.
• Безо всяких колебаний найдите своего наставника. Им может быть и ваш главный бухгалтер, и специалист извне.
• Не бойтесь! Страх нормален лишь на первых порах. Он опасен, если преследует вас постоянно. Возможно, это результат неуверенности или недостаточности знаний.
• Будьте в себе уверены, но не самоуверенны.
• Постоянно работайте над собой, повышайте знания, совершенствуйте навыки. Ищите возможности для их развития и увеличения.
• Старайтесь показать себя руководству с лучшей стороны. Возможно, вы уже достойны должности главного бухгалтера, но ваш руководитель этого не знает.
Беседовала
Наталья СПИРИДОНОВА,
наш корр.