Всем известна пословица: «Хочешь сделать как надо – сделай сам». Однако сегодня эту народную мудрость уже нельзя в полной мере считать актуальной.
В современном деловом мире многие компании сосредоточены на конкретной своей деятельности, а остальные не столь значительные функции передают на аутсорсинг1.
«АУТСОРСИТЬ» НЫНЧЕ В ТРЕНДЕ
Особенность аутсорсинга заключается в том, что на обслуживание в аутсорсинговую компанию передаются, как правило, отдельные производственные или бизнес-функции профессионалам на основе длительного (долгосрочного) контракта. Этим аутсорсинг отличается от сервисных услуг, носящих разовый характер.
Аутсорсинг может охватывать многие сферы современного бизнеса, среди которых выделяют бухгалтерский учет, маркетинговые услуги, логистику, кадровый учет, ИТ-аутсорсинг. Но мы в своей статье сфокусируем внимание на аутсорсинге в сфере бухгалтерского учета.
Изучая зарубежный опыт, можно отметить интересную деталь: организации, заинтересованные в финансовых инвестициях, при этом не планирующие использовать аутсорсинг, часто рискуют получить отказ инвестора. Отсутствие концентрации ресурсов, большой штат, перегруженность предприятия функциями расцениваются как плохое планирование и расточительность.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РАЗРЕШАЕТ, НО НЕ ТРЕБУЕТ
Статья 7 Закона «О бухгалтерском учете» (от 30.08.1996 г. N 279-I) гласит, что руководители организаций могут делегировать на договорных условиях ведение бухгалтерского учета специализированной фирме. Летом 2013 года была утверждена новая редакция НСБУ N 202 для микрофирм и малых предприятий. В Стандарте определены методика и организация упрощенного порядка ведения бухгалтерского учета. Но при этом отсутствуют положения, касающиеся организации работы в случае передачи специализированной фирме ведения бухучета. Отсутствуют и четкие требования к самим таким организациям. Из-за этого каждая бухгалтерская фирма, практикующая услуги аутсорсинга, внедряет собственные стандарты качества, основанные на знаниях и опыте руководства фирмы.
Между тем Международная федерация бухгалтеров (IFAC), разрабатывающая международные стандарты аудита и прочие профессиональные регламенты, с 15 декабря 2009 года ввела в действие Международный стандарт контроля качества 1 (МСКК 1), который определяет структуру и требования к квалификации персонала и менеджмента бухгалтерских фирм. Обратим внимание, что это не аудиторский стандарт, его действие распространяется именно на оказывающие бухгалтерские услуги организации. Требования и положения этого документа можно принять за основу для определения критериев и требований к бухгалтерской фирме и в нашей стране.
Предприятия, передавшие ведение бухгалтерского учета на аутсорсинг, и внешние аудиторы, ежегодно проверяющие финансовую отчетность, должны удостовериться в адекватности внутреннего контроля бухгалтерских фирм. Международный стандарт аудита (МСА) 402 рекомендует, чтобы сервисные организации, берущие на аутсорсинг ведение бухучета, проходили сервисный аудит и получали отчет первого или второго типа от внешнего аудитора. Требования к документации и составлению таких отчетов установлены профессиональным стандартом (ISAE) 3402, выпущенным IFAC.
В Европе и США степень развития рынка бухгалтерского аутсорсинга позволяет компаниям спокойно заниматься основной деятельностью, предоставляя налоговую отчетность и иные сегменты бухгалтерского учета профессионалам. Так, в Европе услугами аутсорсеров пользуются 86% компаний малого и среднего бизнеса, в США – 92%, в Израиле – 96%. Компании как малого, так и среднего бизнеса передают в первую очередь на аутсорсинг такие функции, как расчет заработной платы и налогов.
Провайдеры аутсорсинговых услуг утверждают, что бухгалтерское обслуживание предприятия обходится в 3–5 раз дешевле, чем наем квалифицированного бухгалтера.
http://gaap.ru/
КТО ЛУЧШЕ?
Но только ли финансовая выгода является главным аргументом в пользу привлечения сторонней организации для ведения бухгалтерского учета?
Объективности ради давайте проанализируем ситуацию в трех аспектах:
1) когда предприятие нанимает бухгалтера в штат;
2) если предприятие периодически (например, ежеквартально) пользуется услугами бухгалтера (в основном без права второй подписи);
3) при найме бухгалтерской фирмы.
Штатный бухгалтер |
|
Достоинства |
Недостатки |
1. Всегда на рабочем месте.
|
1. Затраты на оборудование рабочего места. |
Приходящий бухгалтер |
|
Достоинства |
Недостатки |
1. Небольшая стоимость.
|
1. Как правило, ведет учет в нескольких организациях (возможно, даже у конкурентов). |
Аутсорсинговая фирма |
|
Достоинства |
Недостатки |
1. Оборудованное рабочее место. 3. Учет ведется при поддержке других специалистов фирмы (юристов, аудиторов, налоговых консультантов). |
1. Связь со специалистом, ведущим учет, чаще всего осуществляется по телефону или электронной почте.
|
Резюмируя результаты представленных таблиц, можно сказать, что на аутсорсинг передают процессы и функции для снижения стоимости их выполнения, улучшения системы управления организацией, экономии общих затрат, приобретения необходимых экспертных знаний, методологий и опыта, налоговой оптимизации.
Что же касается отмеченных недостатков, то, на наш взгляд, одна из основных причин, препятствующих широкому распространению аутсорсинга в странах СНГ и, в частности, в Узбекистане, – угроза утечки важной информации. Решение этой проблемы видится в подборе исполнителя с достойной репутацией, который имеет опыт подобной работы и положительный отзыв партнеров, а также способного выполнять широкий спектр работ.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Как видим, целесообразность привлечения аутсорсинговой фирмы к ведению бухгалтерского учета очевидна. Причем в первую очередь – для предприятий малого бизнеса. Хотя и для крупных корпораций передача отдельных бухгалтерских функций внешним профессионалам может стать вполне реальной и полезной.
Существуют, однако, стереотипы в виде опасений, что аутсорсинговая компания, имеющая достаточно узкую специализацию, может не учесть всех особенностей ведения бизнеса. Уверяем, эти опасения беспочвенны и основаны, в большей степени, на неверно полученной информации. Безусловно, каждый бизнес имеет свою специфику, но на ведении бухгалтерского учета это отражается весьма условно. Для минимизации имеющегося риска предпочтение следует отдавать опытной профессиональной фирме с эффективным внутренним контролем.
Мировая статистика и примеры успешных решений внушают оптимизм в использовании аутсорсинга и в нашей стране. Поэтому с ростом малого бизнеса в Узбекистане можно прогнозировать, что аутсорсинг также будет развиваться и практиковаться во всех сферах предпринимательства, способствуя эффективному функционированию профильной деятельности организаций.
Однако одновременно с этим возникнет необходимость регламентации деятельности и требований к качеству услуг специализированных бухгалтерских фирм, прохождения ежегодного аудита. Все это позволит развить профессиональный рынок бухгалтеров, повысит уверенность потенциальных заказчиков в качестве оказываемых услуг и снизит риски заключения договоров с недобросовестными бухгалтерскими фирмами.
К тому же нам видится целесообразной обязанность бухгалтерских фирм иметь в штате сертифицированного налогового консультанта, так как они составляют расчеты налогов в рамках своей деятельности. В соответствии с Законом «О налоговом консультировании» (от 21.09.2006 г. N ЗРУ-55) оказание помощи при составлении налоговой отчетности является услугой по налоговому консультированию и осуществлять ее может только сертифицированный специалист.
Подводя итог, отметим, что развитие бухгалтерских фирм позволит частично компенсировать недостаток квалифицированных бухгалтеров, который наблюдается в условиях реформ бухгалтерского учета и финансового управления, повысит прозрачность финансовой и налоговой отчетности, будет способствовать экономическому развитию страны.
Татьяна ДАУРОВА,
руководитель проекта «Bizouts»,
Татьяна Шалунова,
налоговый консультант, руководитель
ОНК «Rastax Group».
1Аутсорсинг (англ. outsourcing) – использование внешнего ресурса. То есть передача организацией на обслуживание определенных бизнес-процессов другой компании, специализирующейся в данной области и обладающей соответствующими знаниями, опытом и техническими ресурсами.
2«Упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства» (утвержден приказом министра финансов, зарегистрированным МЮ 14.08.2013 г. N 2501).
Поэтому я для себя решила, что когда я все-таки открою свой бизнес, то не буду жалеть ни на оплате опытному бухгалтеру, ни на привлечении юридических и аудиторских услуг. Потому что тут стоит вопрос не только ответственности перед налоговыми и государственными органами, но и вопрос развития своего бизнеса: любой бизнесмен должен четко видеть что из чего у него вытекает, на что идут средства, где появились лишние траты, а где наоборот стоит увеличить вложения. Ну да что объяснять :)