Предприниматели за разрешением споров все чаще обращаются в третейские суды. Исполнение их решений зависит от состава судей. О вопросах формирования состава третейских судов рассказывает руководитель ННО «BIMO’M» («Biznes va investitsiya muammolarini o’rganish markazi» – «Центр изучения проблем бизнеса и инвестиций») Абдугани МУХАМЕДБАЕВ.
– ННО «BIMO’M» позиционирует себя не только как платформу для профессионального общения, позволяющую поддерживать и развивать деловые и бизнес-контакты, выявлять единственно верный и оптимальный алгоритм действий, содействовать бизнесу и улучшению инвестиционного климата в регионе и Узбекистане в целом, но и как контактный центр возможного осуществления третейского разбирательства.
Мы поставили себе цель – стать тем ресурсом, применение которого было бы призвано уменьшить риски, связанные с ведением финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц. Поэтому одной из наших приоритетных задач является и разрешение споров между субъектами предпринимательства, вытекающих из гражданско-правовых отношений. Передача споров третейским судам является теоретически удобным в целом, а практически – оптимальным в финансовом плане решением для представителей бизнеса и инвесторов в частности.
Деловая и непосредственная атмосфера изданий «Norma» всегда предрасполагает говорить о проблемах и путях их разрешения, и поэтому хотелось бы обратить внимание бизнес-сообщества, практикующих правоведов, представителей смежных направлений на вопрос формирования состава суда в постоянно действующих третейских судах.
В статье 15 Закона «О третейских судах» (от 16.10.2006 г. N ЗРУ-64, далее – Закон) определено, что третейские судьи могут избираться сторонами спора либо назначаться председателем постоянно действующего третейского суда из числа включенных в список третейских судей, утвержденный юридическим лицом, образовавшим данный третейский суд. В рамках данного Закона стороны третейского соглашения могут по своему усмотрению определять число третейских судей, согласовывать порядок формирования состава суда.
На практике с учетом осведомленности, а также процессуального удобства постоянно действующие третейские суды рекомендуют сторонам проект третейского соглашения, где стороны делегируют право назначить состав суда председателю третейского суда, которому будет передан спор.
Процедуре формирования состава третейского суда Законом отведено особое место и значение. И это неслучайно: правильность его формирования определяет возможность принудительного исполнения решения третейского суда.
В частности, рассмотрение спора третейским судом в составе, не соответствующем Закону, может явиться основанием для отмены его решения согласно статье 47 Закона, либо для отказа в выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение, регулируемого статьей 53 Закона. Это подрывает доверие к столь важному для нашего общества механизму защиты нарушенных конституционных прав и свобод.
Такое обстоятельство для сторон спора, наряду с правовой и моральной составляющими, имеет и негативные последствия экономического характера, которые в последующем могут быть обращены на юридическое лицо, образовавшее постоянно действующий третейский суд.
На практике большая вероятность формирования незаконного состава третейского суда встречается в деятельности юридических лиц, при которых образовано несколько постоянно действующих третейских судов.
Причинами этого нарушения считаем нехватку квалифицированных юристов, частые кадровые перестановки, несвоевременное внесение изменений в учетные данные третейского суда.
В соответствии с пунктом 6 Положения о порядке ведения учета третейских судов (приложение N 1 к Постановлению КМ от 30.10.2008 г. N 235, далее – Положение) для осуществления учетной регистрации юридическое лицо, образовавшее постоянно действующий третейский суд, наряду с установленным перечнем документов представляет в регистрирующий орган список третейских судей.
А в соответствии с пунктом 14 Положения в случае изменения состава третейского суда юридическое лицо, образовавшее постоянно действующий третейский суд, направляет в орган юстиции уведомление об этом с приложением документов, указанных в Положении.
Несмотря на то что при юридическом лице может быть образовано несколько постоянно действующих третейских судов, из смысла Закона и Положения вытекает, что каждый из образованных юридическим лицом постоянно действующих третейских судов в отдельности проходит процедуру регистрации и требования упомянутых нормативных документов применяются в отношении них по отдельности.
Это же требование касается и списка судей.
К примеру, при Ташкентском городском филиале Ассоциации третейских судов Узбекистана (далее – АТСУ) образовано более 10 постоянно действующих третейских судов, которые, согласно учетной регистрации, дислоцируются в каждом из районов города. При филиале также действует постоянно действующий третейский суд города Ташкента. В этом случае имеет место стремление представить третейские суды как суды в обычном их понимании (третейский суд …района, города и т. п.), что вводит всех в заблуждение, создает ошибочное представление прежде всего о сущности третейского разбирательства и напрямую наносит вред как самой АТСУ, так и всей философии и идеалам третейского судопроизводства.
Структура АТСУ построена таким образом, что третейские суды, образованные при ее региональных представительствах, действуют во всех районах страны. Но если образование нескольких постоянно действующих третейских судов при отдельно взятом представительстве на местах оправдано их географической спецификой, то в городе Ташкенте, относительно компактном и имеющем отличную транспортную и иную инфраструктуру, на наш взгляд, это нецелесообразно как в плане администрирования, так и в плане его ресурсного и иного содержания.
Спорной является практика назначения так называемых «кураторов», наделенных правом не только контролировать деятельность образованных им третейских судов, но и участвовать в разрешении сложных и требующих необходимой квалификации споров. Участие таких «кураторов» в разрешении споров как минимум вызывает сомнение.
К примеру, Хозяйственный суд города Ташкента, рассмотрев заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, отказал в его удовлетворении. Основанием явилось то, что спор в постоянно действующем третейском суде при Ташкентском городском филиале АТСУ был рассмотрен в незаконном составе. В частности, в нарушение статьи 14 Закона в состав третейского суда были включены лица, не состоящие в его списках, но являющиеся сотрудниками филиала.
В нашей стране внедряются ИКТ, формируются полноценные электронное правительство и документооборот, развивается виртуальная коммерция, создан единый портал услуг и т. д. А что в третейском сообществе? Идти в ногу со временем усложняет тот факт, что нет единого портала, где потенциальная сторона третейского соглашения имела бы возможность ознакомиться с учетными данными и списком судей постоянно действующих третейских судов.
Ассоциация третейских судов выражает большую заинтересованность в активизации третейского разбирательства в стране. Поэтому в качестве вполне реализуемого предложения, имеющего смысл и большие перспективы, целесообразно публиковать (возможно, дублировать) учетные данные третейских судов (постоянно действующих и временных), а также списки третейских судей на сайте АТСУ uzarbitration.uz.
Предельно широкая доступность информации о третейских судах обеспечит прозрачность процедуры формирования состава третейского суда. А это в свою очередь будет способствовать повышению доверия и обращений большего круга субъектов предпринимательства и инвесторов.
Записал
Маъруф УСМАНОВ.
Нужно отдать должное и большую признательность "Norma" за публикуемые интересные материалы по третейскому разбирательству (ни в одном национальном издании аналогов подобному нет!).
Видимо, пора открывать отдельную рубрику по судебным проблемам?
А еще было бы интересным узнать, что с новой редакцией закона о третейских судах.