Norma.uz
Газета Норма / 2014 год / № 36 / Дом, в котором мы живем

Дом будет таким, каким сделаем его сами

 

Гули АКБАРОВА, член правления ТЧСЖ «Азиз Обидов биринчи коммуналчи», г.Ташкент:

– Иногда я думаю, что история нашей девятиэтажки может стать хорошей основой для сценария фильма о ЖКХ. О том, как люди учились быть хозяевами своего дома. Как менялись их отношение к нему, психология. На нашем примере можно проследить историю становления ТЧСЖ. Вначале это было огромное сообщество домов. Потом в поисках оптимальной формы управления из него вышла группа многоэтажек. Затем жители выделились в товарищество на базе нашей девятиэтажки – самое эффективное для ТЧСЖ объединение собственников. Примеряя разные формы содержания общего имущества, пришли к наиболее приемлемому варианту: передали дом по договору в управление профессиональной управляющей компании. Каждая трансформация была очередным этапом в развитии товариществ. Мы набирались опыта, учились. Часто на собственных ошибках. Главный урок, который получили за эти годы: ТЧСЖ – это мы сами. Дом наш будет таким, каким мы захотим его видеть, каким его сделаем сами.

 

 

ЗАМАХНЕМСЯ НА ФОНТАН

Не хочу идеализировать свое ТЧСЖ, но сегодня наша девятиэтажка стала примерно такой, о какой мечтали лет 10 назад. Хотя до совершенства еще далеко. Крыша не течет, полностью покрыта; в квартирах тепло – у нас везде новые системы коммуникаций; в подъездах новенькие двери с домофонами; аккуратные козырьки; лифты и электрохозяйство – в порядке. Берем кредиты, расплачиваемся за них досрочно – у нас нет должников. Поскольку первоочередные ремонты выполнены, займы используем на работы, которые в других домах могут считать роскошью. Например, замена старых рам в подъездах на пластиковые. Некоторые так и говорят о нас: «Красиво жить не запретишь». Многое выполняем за свой счет. Планируя перспективу, жители в шутку или всерьез предлагают соорудить фонтан у дома. А что? В будущем хотим обустроить детскую площадку и автостоянку для членов ТЧСЖ. Может, замахнемся и на фонтан.

Дом – как живой организм, за здоровьем которого надо постоянно следить. Своевременно проводить профилактику, обследование, вовремя принимать меры, чтобы его состояние не дало сбой. Думаю, что многое удается нам потому, что передали девятиэтажку по договору на полное обслуживание управляющей компании «Береза коммунал сервис». А это одна из лучших УК в городе. Она не только выполняет работы, которые мы заказываем, но и помогает сплотить жителей, привить им чувство хозяев, без чего невозможно добиться успеха. Ведь прежде всего люди должны понять, что это их дом. Только они должны беречь его и заботиться о нем. Все жалобы на плохую работу товарищества – это жалобы на самих себя. Почему ТЧСЖ не может выполнить ту или иную работу? Потому что у многих не хватает на это средств. А почему не хватает средств? Потому что жители не платят, не понимают, из чего складываются их взносы, на что они идут.

Добиться того, что имеем сегодня, удалось благодаря долгой, кропотливой работе с людьми, личному примеру. Иногда дело доходило до курьезов. Как-то вместе с председателем ТЧСЖ приводили в порядок территорию. Одна из жительниц не узнала нас: «Ну надо же, все работают и работают. Даже не обедают. Надо покормить их, нельзя заставлять людей так много работать». Другой раз наняли двух мардикеров, вместе чистили арыки. Пошли за обедом для них. Смотрим, навстречу люди идут с нашими лопатами, ломом. Спрашиваем: «Откуда это у вас?». – Говорят: «Да двое ребят только что продали нам». Это пока мы им обед несли.

 

СЛЕДСТВИЕ ВЕДЕТ ТОВАРИЩЕСТВО

В доме постоянно происходит ротация жильцов. Сейчас много квартирантов из сельской местности, прежде проживавших в индивидуальных застройках. Не все из них знают, как управляться не только с общим имуществом в многоэтажке, но и с внутриквартирной сантехникой. Все это им должны объяснять хозяева. Ведь сплошь и рядом происходят затопы соседей, засорение канализации. Поэтому с ними надо постоянно вести разъяснительную работу. И не только товариществу, но и ассоциациям ТЧСЖ, хокимиятам, другим общественным организациям. До людей трудно донести, что кроме прав у них есть обязанности. Они должны заботиться о своем общем имуществе, платить для этого взносы, следить за чистотой и порядком в подъездах, во дворах, принимать решения по важным вопросам деятельности ТЧСЖ на общих собраниях.

Сегодня в жилых массивах остро стоит вопрос с санитарным состоянием придомовых территорий. Иногда я думаю, что случилось с людьми? Почему дворы зарастают мусором, пакетами, которые люди не доносят до мусорок? Смотришь – только дворники навели чистоту, не успели оглянуться – пакеты уже в арыках у дома, за домом. Ведь не было прежде такого... Объявления и призывы соблюдать чистоту не приносят результата. Дело дошло до того, что мы стали исследовать содержимое пакетов с мусором в надежде по каким-то признакам выявить нерадивых хозяев. Нашли написанное заявление, по нему вычислили жительницу дома. Пришли к ней, а она говорит: «Это не я. Это ребенок выбрасывал». Но надо воспитывать своего ребенка, объяснять ему, что такое хорошо, а что такое плохо. Или вот кассовые чеки. Тоже нашли в пакете с мусором. Оплата за продукты произведена с помощью пластиковой карточки, где пробиты имя и фамилия владельца. Ищем его. А это непросто, как найти иголку в стоге сена.

Иногда видишь, как пакет с мусором летит прямо из окна. Но ведь эти люди прежде жили в махалле, содержали в чистоте и порядке свои дворы и территории рядом с домом. Это всегда было в традиции народа. Почему же так меняется психология, когда они попадают в многоквартирные дома?

СЭС или санитарной милиции легче оштрафовать за тот же пакет с мусором товарищество, чем искать конкретного человека, бросившего его. А ведь они должны делать это, потому что в соответствии с законодательством имеют право применять штрафные санкции за нарушение норм и правил по обеспечению чистоты и санитарного порядка как к гражданам, так и к должностным лицам. У товарищества таких полномочий нет.

 

ЛИФТЫ, САМОСТРОЙ И ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Несколько слов о лифтах. Они являются общим имуществом собственников квартир. Значит, мы должны сами следить за их сохранностью. Это сложное техническое оборудование, ремонт которого требует огромных затрат. При небрежном пользовании подъемников затраты пойдут из кармана жильцов. Поэтому их надо беречь, но многие не знают, как ими пользоваться. Управляющая компания вывесила правила пользования лифтом – их тут же сорвали. В то же время один из жителей постоянно жаловался: почему дверь лифта не открывается сразу после нажатия кнопки. Обновили обшивку в кабине, вскоре ее кто-то повредил. Люди должны понимать, что ремонт приведет к увеличению взноса. Своей безответственностью они наказывают сами себя. Или жители заходят в лифты с детскими колясками, что тоже запрещено правилами. Это ухудшает работу подъемника, является угрозой безопасности. Иногда мамаши заняты по хозяйству, говорят детям: «Идите, покатайтесь в лифте». Вот они и гоняют его туда-сюда.

Многие, въехав в дом, начинают бесконтрольно перестраивать свои квартиры. В одной из них вообще снесли все стены – грубейшее нарушение законодательства, тоже угроза безопасности. Хозяева говорят: «В БТИ нам сказали, что мы собственники, можем делать в квартире что хотим». Не могут им такого сказать. Сплошь и рядом люди перестраивают свое жилье, как им вздумается. Кто должен контролировать самострой? Статьей 15 Закона «О товариществах частных собственников жилья» (от 12.04.2006 г. N ЗРУ-32, далее – Закон о ТЧСЖ) предусмотрено, что ТЧСЖ в целях сохранности общего имущества в установленном порядке осуществляет согласование реконструкции, перепланировки и переоборудования помещений собственников. Но как должен действовать этот порядок? Пока – только декларация. ТЧСЖ не имеет никаких рычагов воздействия на перестройщиков. В случае выявления самовольной реконструкции или выполнения работ с нарушениями градостроительных норм и правил следует обращаться в хокимият, махаллинский комитет либо в районное управление по архитектуре и строительству, которые должны составить акт и выдать предписание о приостановлении работ (пункт 25 Положения о порядке осуществления реконструкции, перепланировки и переоборудования помещений в многоквартирных домах, обеспечивающих безопасность устойчивости зданий (ШНК 1.04.05–06), утвержденного приказом Госкомархитектстроя от 23.03.2006 г. N 20).

Помощь в улучшении технического состояния многоквартирных домов, проведении капитального ремонта сегодня оказывают многие структуры. И это дает хорошие результаты. Но некоторые необоснованно вмешиваются в работу ТЧСЖ, диктуют, что им делать. Может быть, там, где дела идут из рук вон плохо, и не помешает подсказать что-то. Но если речь идет об успешном товариществе, где жители сами решают, что им делать и на какие средства, такое администрирование идет во вред. Вот совсем свежий пример. У нас есть план работ, утвержденный на общем собрании, смета доходов и расходов, согласно которой проводим ремонт и обслуживание общего имущества, используем заемные средства. Но нас настойчиво заставляют белить подвал, хотя он у нас сухой, отремонтированный, чистый. Высота подвала 6 м. На его побелку пошло бы порядка 7,5 млн сумов. Где взять такие деньги, если работа не запланирована, не заложена в смету? Да и необходимости в ее проведении нет.

 

ОДИН ПРОПИСАН – ЖИВУТ ПЯТЕРО

Пунктом 6.2 Примерного устава ТЧСЖ (приложение N 1 к Постановлению КМ от 30.05.2006 г. N 100) установлена обязанность его членов представлять товариществу контактную информацию для связи с ними или их представителями, своевременно сообщать об изменениях этих данных. Если квартировладелец сдает помещение в наем или аренду, то он должен в 10-дневный срок проинформировать об этом ТЧСЖ. В том числе передал ли он свою обязанность по внесению обязательных взносов и платежей нанимателю (арендатору), что предусмотрено статьей 30 Закона о ТЧСЖ. Даже при продаже квартиры собственник должен уведомить об этом товарищество и представить информацию о новом собственнике. Но этого не делается. В результате ТЧСЖ бывает сложно выяснить, кто живет в доме. Сейчас у нас много квартирантов, одни из них имеют временную прописку, другие – нет. Люди постоянно идут за справками в ТЧСЖ, а там понятия не имеют, кто они и откуда, в первый раз их видят. Уплачивать взносы, выйти на субботник – они квартиранты. А нужна справка – хозяева. Так не должно быть. Товарищество ближе всех к жителям и должно знать всех проживающих. Но их учет – прерогатива участкового.

Законодательство предусматривает обязательное нотариально заверенное заключение договора найма на жилое помещение. Его отсутствие влечет за собой административную ответственность. В договоре указан полный адрес нанимателя и наймодателя. Может быть, ввести требование, чтобы перед тем, как получить справку из ТЧСЖ, квартирант представлял такой договор? Раньше, чтобы получить прописку, требовалась справка из жэка. Надо подумать, есть ли резон вернуть хорошо забытое старое, наладив таким образом учет в ТЧСЖ, обратную связь с участковыми.

Конечно, каждому хочется жить в благоустроенном, чистом, комфортном доме. Чтобы сделать его таким, надо уметь договариваться друг с другом, согласовывать свои мнения, интересы с соседями. И помнить, что его благополучие зависит исключительно от нас самих.

 

Тематический выпуск ведет Ирина ГРЕБЕНЮК.

Прочитано: 1917 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика