Norma.uz
Газета НТВ / 2014 год / № 30-31 / Памятка акционера

АО в вопросах и ответах

 

Новая редакция Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» (от 26.04.1996 г. N 223-I, в редакции Закона от 6.05.2014 г. N ЗРУ-370, далее – Закон) требует от акционеров привести деятельность своих АО в соответствие с его требованиями. Наша редакция благодарит за содействие Центр по координации и развитию рынка ценных бумаг при Госкомконкуренции в подготовке ответов на вопросы по практике применения нового Закона.

 

 

– Как новый Закон трактует понятие акций?

– Раньше Закон указывал, что акции отражают обязательства АО по отношению к его акционерам. В новой его редакции указывается, что акции удостоверяют права акционеров по отношению к АО (статья 3 Закона).

 

– Как изменилось понятие самого АО?

– Прежний Закон определял АО как хозяйствующий субъект, а новый указывает, что акционерные общества – это коммерческие организации исходя из Гражданского кодекса. Более того, он не разделяет их на открытые и закрытые, введя вместо этого единую форму АО.

 

– Как теперь определяется местонахождение АО?

– Раньше местонахождение АО определялось местом его регистрации. Теперь оно вправе предусмотреть иной адрес в своем уставе.

 

– Сколько учредителей должно иметь АО?

– Предыдущий Закон устанавливал ограничения для ЗАО – учредителей в нем должно было быть не менее 3, но не более 50 лиц. Новая редакция прямо указывает, что число учредителей и акционеров АО неограниченно. Но уставом АО с количеством акционеров не более 50 может быть предусмотрено пре­имущественное право акционеров и АО на покупку акций, продаваемых другими акционерами (статья 6 Закона). Ранее такое право предоставлялось только в закрытых АО.

 

– Является ли собственностью АО имущество, переданное ему в уставный капитал?

– Да, АО имеет в собственности обособленное имущество, в том числе переданное ему в уставный капитал (статья 3 Закона). Оно вправе им владеть, пользоваться и распоряжаться.

 

– Могут ли госорганы учреждать и быть акционерами АО?

– Нет, государственные органы не могут учреждать и быть акционерами АО, кроме случаев, предусмотренных законом, решениями Президента или Кабинета Министров. При этом если государственная организация будет преобразована в АО, то учредителем выступает орган, уполномоченный распоряжаться государственным имуществом (статья 11 Закона).

 

– В каких случаях не надо проводить учредительное собрание для создания АО?

– Статьей 12 Закона предусмотрено, что при преобразовании государственной организации в АО и при его учреждении единственным учредителем учредительное собрание не проводится.

 

– Когда новому АО нужно утвердить внутренние документы?

– Положения АО об общем собрании акционеров, наблюдательном совете, исполнительном органе, а также о ревизионной комиссии (ревизоре) общества теперь необходимо утвердить в течение 3 месяцев со дня государственной регистрации (статья 14 Закона).

 

– Что должен обязательно содержать устав АО?

– Перечень обязательной для указания в уставе информации значительно сокращен, поскольку ответы на многие вопросы организации деятельности АО регламентированы Законом. Согласно статье 13 Закона устав должен содержать:

полное (при наличии сокращенное) фирменное наименование, местонахождение (почтовый адрес) и адрес электронной почты АО;

предмет (основные направления) и цели деятельности;

размер уставного фонда (уставного капитала);

количество, номинальную стоимость, типы (простые, привилегированные) акций АО;

структуру управления АО, число членов наблюдательного совета, ревизионной комиссии и исполнительного органа АО, порядок формирования и полномочия этих органов.

Устав АО, в отношении которого государство вводит специальное право на участие в управлении АО («золотая акция»), должен содержать положения об использовании государством этого права.

По желанию АО устав может содержать и иную информацию.

 

– Какую часть эмиссионных ценных бумаг надо разместить, чтобы выпуск был признан состоявшимся?

– Новый Закон устанавливает, что в случае размещения акций и иных эмиссионных ценных бумаг на бирже или через организаторов внебиржевых торгов ценными бумагами их выпуск признается состоявшимся, если объем размещения составляет не менее 30% от общего количества акций и иных эмиссионных ценных бумаг данного выпуска. В иных случаях, как и прежде, требуется разместить не менее 60% эмиссионных ценных бумаг выпуска (статья 33 Закона).

 

– Есть ли у акционера и у самого АО преимущественное право покупки акций, продаваемых другим акционером?

– Да, если:

число акционеров АО не превышает 50 лиц;

право преимущественной покупки указано в уставе АО.

Само АО вправе их купить, если другие акционеры отказались от преимущественного права на покупку. Срок использования акционером и АО преимущественного права, которое никому нельзя уступить, не может быть менее 10 и более 30 дней с момента предложения акций на продажу (статья 6 Закона).

 

– Кто назначает руководителя филиала или представительства АО?

– Руководитель исполнительного органа АО ­(статья 79 Закона).

 

– Какие изменения новый Закон предусматривает в части создания акционерным обществом предприятий?

– Право принятия решения о создании дочерних и зависимых хозяйственных обществ сохранилось за наблюдательным советом АО (статья 75 Закона). Статья 8 Закона уточняет, что АО могут создавать дочерние и зависимые общества только в форме АО или ООО.

 

– В какой валюте необходимо выражать уставный капитал АО?

– В статье 16 Закона четко указано: уставный капитал АО выражается в национальной валюте Узбекистана и составляется из номинальной стоимости акций АО.

 

– Какие источники увеличения уставного капитала предусмотрены новой редакцией Закона?

– Увеличение уставного капитала АО путем размещения дополнительных акций может быть произведено за счет привлеченных инвестиций, собственного капитала общества и начисленных дивидендов. Если источником является собственный капитал АО, то акции распределяются среди всех акционеров пропорционально ­(статья 18 Закона).

 

– Какой номинал может иметь акция?

– В целях защиты прав миноритарных акционеров и повышения инвестиционной привлекательности акций их номинал не может превышать 5 000 сумов (статья 23 Закона).

 

– Где АО должно осуществлять публичное размещение акций?

– Публичное размещение акций может проводиться только на бирже или через организаторов внебиржевых торгов ценными бумагами. Если в уставе или решении общего собрания акционеров не указан способ размещения акций, то им может быть только открытая подписка (статья 33 Закона).

 

– Где должно осуществляться обращение акций АО?

– Как и прежде, новый Закон не устанавливает конкретных требований к месту обращения акций АО. Вместе с тем, согласно изменению, внесенному Постановлением Кабинета Министров от 2.07.2014 г. N 176 (далее – Постановление КМ N 176) в пункт 5 Положения о порядке совершения и регистрации сделок с ценными бумагами на территории Республики Узбекистан (приложение N 2 к Постановлению КМ
от 8.06.1994 г. N 285, далее – Положение N 285)
, сделки на вторичном рынке по купле-продаже акций осуществляются исключительно на биржевом и организованном внебиржевом рынке ценных бумаг, за исключением сделок по выкупу обществом акций по требованию акционеров.

 

– Определяет ли Закон понятие «рыночная стоимость ценной бумаги»?

– Да, теперь определяет. Под рыночной стоимостью акции и иной ценной бумаги понимается наиболее вероятная цена, по которой данная ценная бумага может быть отчуждена на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют в своих интересах разумно и без принуждения, располагая всей необходимой информацией, а на цене сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, включая обязанность одной из сторон вступить в данную сделку. Примечательно то, что цена биржевой котировки ценных бумаг, включенных в листинг фондовой биржи, признается их рыночной стоимостью (статья 24 Закона).

 

Для справки. В республике есть только одна биржа, проводящая сделки с ценными бумагами, – Республиканская фондовая биржа «Тошкент» (www.uzse.uz). 

 

– Может ли акционер, на акции которого установлено ограничение на отчуждение, голосовать по ним и получать дивиденды?

– Да. Установление ограничения на отчуждение акций не лишает права акционера – их владельца участвовать в управлении обществом и получать дивиденды по ним в порядке, установленном настоящим Законом (статья 26 Закона).

При этом, согласно изменению, внесенному Постановлением КМ N 176 в пункт 251 Положения N 285, депозитарий:

устанавливает ограничение на отчуждение акций и иных ценных бумаг только при наличии письменного требования соответствующего госоргана, которое должно содержать наименование (имя) владельца ценных бумаг, его идентификационные данные, срок действия наложенного ограничения, а также основание для наложения ограничения;

обязан в течение 2 рабочих дней письменно уведомить соответствующий госорган о невозможности выполнения требования по установлению ограничения на отчуждение ценных бумаг, если оно не содержит информации, указанной в абзаце втором пункта 251 Положения N 285;

обязан информировать владельца ценных бумаг об установлении ограничения на отчуждение принадлежащих ему ценных бумаг в течение 2 рабочих дней с момента установления (наложения) ограничения.

 

– Какие новшества предусмотрены для выпуска корпоративных облигаций?

– АО вправе выпускать обеспеченные имуществом корпоративные облигации в пределах размера собственного капитала на дату принятия решения об их выпуске (статья 30 Закона).

 

– Можно ли выплачивать дивиденды по акциям за счет резервного фонда АО?

– Да, но, как и прежде, только по привилегированным акциям. Резервный фонд АО предназначен для покрытия его убытков, погашения корпоративных облигаций, выплаты дивидендов по привилегированным акциям и выкупа акций общества, но теперь только в случае отсутствия иных средств (статья 32 Закона).

 

– Определено ли понятие «чистые активы» АО?

– Новым Законом внесена ясность, каким образом рассчитать чистые активы АО. Их стоимость определяется как разница между активами АО и общей суммой его обязательств (статья 32 Закона).

 

– В какой срок нужно завершить размещение акций и иных эмиссионных ценных бумаг?

– Срок размещения определяется решением о выпуске акций и иных эмиссионных ценных бумаг, но он не должен превышать 1 года со дня государственной регистрации. По истечении этого срока неразмещенные акции и иные эмиссионные ценные бумаги общества подлежат аннулированию (статья 33 Закона).

 

– Предусмотрен ли в новом Законе срок исковой давности для признания недействительной сделки по размещению акций?

– Нет. Но в статье 59 Закона «О рынке ценных бумаг» (от 22.07.2008 г. N ЗРУ-163) установлено, что срок исковой давности для признания недействительными принятых эмитентом и Центром по координации и развитию рынка ценных бумаг (далее – Центр) решений, связанных с выпуском эмиссионных ценных бумаг, признания недействительными их выпуска и сделок по размещению эмиссионных ценных бумаг составляет всего 1 год с момента окончания срока размещения выпуска.

 

– Что будет с акциями, если сделка по их размещению признана недействительной после истечения срока размещения?

– Акции и иные ценные бумаги общества, являющиеся предметом сделки, признанной недействительной после истечения срока их размещения, подлежат аннулированию, если данная сделка была заключена при размещении ценных бумаг (статья 33 Закона).

 

– Предусматривает ли новый Закон право покупателя требовать возмещения убытков, если сделка по покупке ценных бумаг признана недействительной?

– Добросовестный приобретатель акций и иных ценных бумаг общества вправе требовать возмещения с виновных лиц понесенного ущерба в результате признания судом недействительными сделок по размещению и обращению акций и иных ценных бумаг общества (статья 33 Закона).

 

– Указан ли в новом Законе порядок определения цены размещения акций АО?

– Да. В отличие от прежней редакции Закона, в новом установлено, что при принятии решения о размещении акций, в том числе среди акционеров, цена размещения (выставления на биржевой и организованный внебиржевой рынок ценных бумаг) акций устанавливается общим собранием акционеров или наблюдательным советом общества (если уставом АО или общим собранием акционеров ему предоставлено такое право) исходя из конъюнктуры цен, складывающихся на площадках организаторов торгов. Вместе с тем оплата дополнительных акций, выпущенных за счет собственного капитала АО либо дивидендов, производится по номинальной их стоимости (статья 34 Закона).

 

– Если акционер голосовал против выпуска дополнительных акций, то имеет ли он право на их преимущественную покупку?

– Уставом АО может быть предусмотрено, что при размещении акций, оплачиваемых денежными средствами, акционеры – владельцы голосующих акций имеют преимущественное право на их приобретение. Акционер, в том числе голосовавший против либо отсутствовавший на общем собрании акционеров, имеет преимущественное право приобрести акции пропорционально количеству принадлежащих ему акций этого типа (статья 35 Закона).

 

– Должно ли АО оповещать акционеров о возникновении у них преимущественного права покупки дополнительных акций?

– Как и прежде, АО обязано оповещать акционеров о возникновении у них преимущественного права покупки дополнительных акций. Но теперь это надо сделать в течение 10 дней после регистрации выпуска акций, опуб­ликовав соответствующее сообщение в СМИ (статья 36 Закона).

 

– В течение какого срока действует преимущественное право покупки акций?

– Новая редакция Закона содержит прямое указание о сроке:

• он не может быть менее 10 и более 30 дней с момента опубликования уведомления;

• срок прекращается, если до его истечения от всех акционеров получены письменные заявления об использовании или отказе от использования преимущественного права;

• АО не вправе до окончания этого срока передавать акции лицам, не имеющим преимущественного права их приобретения;

• оставшиеся после окончания срока акции реализуются АО в порядке, определенном в решении об их выпуске.

 

– Какой орган управления АО вправе принимать решение о выкупе обществом акций?

– Если выкуп совершается с целью уменьшения уставного капитала АО, то решение принимает общее собрание акционеров. Если целью выкупа является перепродажа акций, то решение вправе принять наблюдательный совет АО (статья 37 Закона).

 

– В какие сроки и как АО должно уведомить акционеров о выкупе акций?

– АО должно за 10 дней до начала выкупа уведомить акционеров о приобретении обществом акций посредством публикации в СМИ и на официальном веб-сайте АО (статья 37 Закона).

 

– Вправе ли акционер требовать от АО выкупить у него акции?

– Да, но только в случаях, установленных Законом. Их перечень дополнен случаем: когда АО приняло решение о консолидации размещенных акций, а акционер голосовал против или не принимал участия в голосовании по уважительным причинам, то он вправе требовать выкупа его акций акционерным обществом (статья 40 Закона).

 

– Может ли АО отказаться от выкупа акций?

– Как и прежде, общая сумма средств, направляемых на выкуп акций, не может превышать 10% стоимости чистых активов АО на дату принятия решения, которое повлекло возникновение у акционеров права требовать выкупа принадлежащих им акций. Но теперь оно не распространяется на случаи, когда выкуп производится в связи
с преобразованием АО. Если число заявленных к выкупу акций превышает их количество, которое может быть выкуплено обществом с учетом указанного ограничения, то они выкупаются у акционеров пропорционально заявленным требованиям (статья 41 Закона).

 

– Кто вправе давать поручение о формировании реестра акционеров АО?

– Теперь реестр акционеров АО формирует Центральный депозитарий по письменному обращению акционеров в случаях, предусмотренных Законом. Сохранилось положение о праве самого АО и Центра давать поручения Центральному депозитарию на формирование такого реестра акционеров (статья 44 Закона).

 

– Изменилось ли определение понятия «дивиденд»?

– Да, теперь оно определяется так: дивидендом является часть чистой прибыли общества, распределяемая среди акционеров. Дивиденды могут выплачиваться ценными бумагами, но не по привилегированным акциям (статья 48 Закона).

 

– Как АО должно оповещать акционеров о выплате дивидендов?

– Оно обязано публиковать данные о размере выплачиваемых дивидендов на официальных веб-сайтах Центра (openinfo.csm.gov.uz) и на своем официальном веб-сайте (статья 55 Закона).

 

– Обновлены ли нормы о конвертации дивидендов, начисленных акционерам-нерезидентам, в иностранную валюту?

– Да, нормы Закона о конвертации в иностранную валюту дивидендов, причитающихся нерезидентам, изложены более четко. Акционер-нерезидент должен письменно обратиться в АО за конвертацией дивидендов, а АО обязано
ее произвести с переводом средств на указанный заявителем банковский счет. Основанием для конвертации служат заверенные обществом выписка из реестра акционеров АО и справка его бухгалтерии о сумме и дате начисления дивидендов (статья 51 Закона).

 

– Какие еще нормы о конвертации в иностранную валюту причитающихся акционерам средств предусмотрены в новом Законе?

– Закон устанавливает, что ликвидируемое АО обязано произвести конвертацию перечисляемой акционеру – иностранному инвестору части ликвидационной стоимости имущества в иностранную валюту (статья 100 Закона).

 

– Кто уполномочен председательствовать на собрании акционеров?

– Общее собрание акционеров ведет председатель наблюдательного совета АО. Если он не может участвовать в нем по уважительным причинам, тогда председательствует один из членов наблюдательного совета (статья 77 Закона).

 

– Может ли АО, учрежденное единственным акционером, не проводить собрания акционеров?

– В новой редакции Закона предусмотрена возможность АО, все простые акции которого принадлежат одному акционеру, общие собрания акционеров
не проводить (статья 58 Закона).

 

– Изменилась ли с принятием нового Закона компетенция общего собрания акционеров АО?

 – Да. Кроме вопросов, которые были и ранее в компетенции общего собрания акционеров, в статью 59 Закона введены полномочия по принятию решения о:

• выпуске и выкупе корпоративных облигаций;

• выпуске производных ценных бумаг;

• определении цены размещения (выставления на организованные торги) акций;

• установлении исполнительному органу АО вознаграждений и(или) компенсаций, а также их предельных размеров;

• утверждении организационной структуры АО;

• утверждении положения о ревизионной комиссии (ревизоре);

• заслушивании заключений ревизионной комиссии (ревизора);

• определении количественного состава комитета миноритарных акционеров АО, избрании его членов и досрочном прекращении их полномочий;

• образовании исполнительного органа, избрании (назначении) его руководителя, досрочном прекращении его полномочий.

При этом право принимать решения о проведении аудиторской проверки, определении аудиторской организации и предельного размера оплаты ее услуг входит в компетенцию наблюдательного совета АО.

 

– Какие полномочия собрание акционеров может делегировать наблюдательному совету?

– Согласно статьям 59 и 75 Закона оно вправе уполномочить наблюдательный совет АО принимать решение по следующим вопросам:

• увеличение уставного капитала и внесение соответствующих изменений в устав;

• определение цены размещения и выставления акций;

• выпуск и выкуп корпоративных облигаций;

• выпуск производных ценных бумаг;

• образование исполнительного органа АО, избрание (назначение) его руководителя, досрочное прекращение его полномочий;

• установление размеров выплачиваемых исполнительному органу вознаграждений и компенсаций (но предельный их размер устанавливает общее собрание акционеров);

• утверждение годового бизнес-плана.

 

– Коснулись ли изменения процесса голосования?

– Введены понятия «простое» (более 50%) и «квалифицированное» (75% и более) большинство голосов акционеров, принимавших участие в собрании. При этом кумулятивное голосование применимо только к избранию членов наблюдательного совета АО.

 

– Решение по каким вопросам общее собрание принимает квалифицированным большинством?

– К ним относятся:

• внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение его новой редакции;

• реорганизация общества;

• ликвидация АО, назначение ликвидатора (ликвидационной комиссии) и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

• определение предельного размера объявленных акций;

• заслушивание отчетов наблюдательного совета и заключений ревизионной комиссии (ревизора) АО по вопросам, входящим в их компетенцию;

• отсутствие единогласия наблюдательного совета по вопросу совершения крупной сделки;

• решение о совершении крупной сделки, предметом которой является имущество, балансовая стоимость или стоимость приобретения которого на дату принятия решения составляет свыше 50% чистых активов АО;

• решение об одобрении сделки с аффилированным лицом в случае, когда два и более членов наблюдательного совета являются аффилированными лицами.

 

– Какой орган принимает решение об одобрении сделки с аффилированным лицом?

– Решение об одобрении сделки с аффилированным лицом принимается единогласно участвующими в заседании членами наблюдательного совета АО. Если два и более членов являются аффилированными лицами, решение по сделке принимается на общем собрании акционеров АО. Аффилированное лицо не может участвовать в обсуждении и не имеет права голоса при принятии наблюдательным советом или общим собранием акционеров решения по такой сделке (статья 88 Закона).

 

– Кто такой представитель государства в АО?

– Представитель государства бывает только в АО, в котором у государства имеется специальное право участия в управлении им («золотая акция»).Оно реализуется посредством назначения в наблюдательный совет АО представителя государства, который участвует в общем собрании акционеров и заседаниях наблюдательного совета с правом наложения вето на решения по указанным в Законе вопросам (статья 22 Закона).

 

– Изменились ли требования к назначению даты проведения собрания акционеров?

– Да, она не может быть установлена менее чем за 10 и более чем за 30 дней со дня принятия решения о проведении общего собрания акционеров (прежняя редакция не позволяла созвать собрание менее чем за 30 дней) (статья 64 Закона). Сообщение о нем публикуется на официальном веб-сайте АО, в СМИ, а также направляется акционерам по электронной почте не позднее чем за 7 дней, но не ранее чем за 30 дней до даты проведения собрания (статья 62 Закона).

 

– Может ли акционер заменить ранее выдвинутых им кандидатов в наблюдательный совет и ревизионную комиссию?

– Да, акционер вправе поменять выдвинутых им ранее кандидатов в наблюдательный совет и ревизионную комиссию не позднее 3 рабочих дней с даты опубликования сообщения о проведении годового общего собрания акционеров
(статья 63 Закона).

 

– Что изменилось в созыве внеочередных соб­раний акционеров?

– Согласно статье 65 Закона право инициирования внеочередного общего собрания получили акционеры, обладающие не менее 5% акций (раньше требовалось иметь не менее 10%). 

 

– Как изменились требования к кворуму собрания акционеров?

– В соответствии со статьей 68 Закона планка кворума общего собрания снижена с 60 до 50%, а при повторном его проведении (взамен несостоявшегося) планка понижается до 40% от общего числа размещенных голосующих акций. Собрание акционеров, созванное взамен несостоявшегося, теперь называется повторным (раньше – новым).

 

– Кто утверждает форму бюллетеня для голосования?

– Раньше ее мог утверждать только наблюдательный совет АО. Теперь этим правом наделены и иные лица, полномочные созывать собрание, включая акционера, владеющего не менее 5% голосующих акций АО ­(статья 70 Закона).

 

– Изменились ли формулировки в бюллетенях для голосования?

– Новшество коснулось бюллетеня для кумулятивного голосования – теперь он должен содержать только вариант «за» по перечисленным избираемым кандидатурам (статья 70 Закона).

 

– Как изменилась компетенция наблюдательного совета?

– Согласно статье 75 Закона основными изменениями в этой части являются:

• наблюдательный совет при созыве собрания определяет время и место его проведения (раньше Закон предписывал определять только дату);

• если уставом предусмотрена должность корпоративного консультанта, то положение о нем должен утверждать наблюдательный совет;

• принимает решения о проведении аудиторской проверки, определении аудиторской организации и предельного размера оплаты ее услуг (если уставом АО это не отнесено к компетенции общего собрания акционеров);

• заключает сделки, связанные с участием АО в коммерческих и некоммерческих организациях (раньше компетенцией наблюдательного совета были только сделки по участию в других хозяйственных обществах);

• принимает решение о выкупе корпоративных облигаций АО, если такое право ему делегировало общее собрание акционеров;

• избирает (назначает) членов правления АО (кроме его председателя), досрочно прекращает их полномочия, если такое право предоставлено ему уставом.

 

– Как изменились полномочия неполного состава наблюдательного совета?

– Когда число оставшихся членов наблюдательного совета составляет менее 75% установленного количества, они могут не только созвать собрание акционеров для доизбрания совета, но и назначить временно руководителя исполнительного органа АО, если таковой отсутствует (статья 78 Закона).

 

– Как изменились другие регламенты работы наблюдательного совета?

– Ему предоставлена возможность заочного голосования (принятия решений опросным путем). Но они должны приниматься единогласно.

Уточнено, что протокол заседания совета передается для исполнения исполнительному органу в день его подписания, а информация о решении созыва собрания акционеров – в день проведения заседания наблюдательного совета.

 

– Аналогичный вопрос о регламентах исполнительного органа АО.

– В соответствии со статьей 79 Закона должность руководителя исполнительного органа теперь называется «директор», если исполнительный орган представлен одним лицом, и «председатель правления», если в обществе имеется коллегиальный исполнительный орган, который теперь именуется только как правление АО, а входящие в него лица – членами правления. Напомним, что предыдущая редакция предусматривала возможность наряду с понятием «правление» использовать «дирекция» для обозначения коллегиального исполнительного органа. Из него также исключена возможность иметь одновременно и единоличный, и коллегиальный орган, что на практике понималось неоднозначно.

Полномочия исполнительного органа АО можно передавать по договору только коммерческой организации, именуемой доверительным управляющим.

 

– Предусмотрены ли Законом новые институты защиты прав миноритарных акционеров АО?

– Да, предусмотрена возможность создания в АО комитета миноритарных акционеров для защиты прав и законных интересов миноритарных акционеров.Он создается из числа миноритарных акционеров. Предложения по кандидатурам в его состав вносятся так же, как и в наблюдательный совет. Членов комитета избирают акционеры, которые не выдвигали кандидатов в наблюдательный совет общества либо выдвинутые ими кандидатуры не были в него избраны (статья 82 Закона).

 

– Как изменились определение и порядок осуществления крупных сделок?

– В соответствии со статьей 84 Закона за основу определения крупной сделки берется соотношение балансовой стоимости отчуждаемого или стоимость приобретаемого имущества с чистыми активами АО. Если оно превышает 15%, то сделка признается крупной и к ее совершению предъявляются дополнительные требования. Решение о заключении такой сделки принимают:

• наблюдательный совет – если сделка составляет от 15 до 50% чистых активов АО;

• общее собрание акционеров – если сделка составляет более 50% чистых активов АО либо если наблюдательный совет не смог принять единогласного решения по ней.

Требования Закона к заключению крупных сделок не распространяются на обычные для АО текущие хозяйственные сделки и сделки по размещению ценных бумаг (статья 83 Закона).

 

– Изменилось ли понятие сделки с заинтересованностью в АО?

– Да, теперь они называются сделками с аффилированными лицами, и порядок их совершения регламентирует глава 9 Закона.

 

– Какие требования установлены Законом к аффилированным лицам?

– Статьей 85 Закона для отнесения к аффилированным лицам определено 11 критериев для юридических лиц и 3 критерия – для физлиц. Закон обязывает аффилированное лицо информировать АО о своей аффилированности в совершении обществом сделки путем направления письменного уведомления не позднее 3 рабочих дней с момента возникновения оснований аффилированности, перечисленных в статье 85 Закона (статья 105 Закона). В нем должны быть указаны сведения о предполагаемой сделке: ее участники, предмет сделки, существенные условия соответствующего договора.

Закон подробно описывает процедуру изучения таких сделок исполнительным органом и службой внутреннего аудита (если она имеется в АО). Результаты анализа должны оформляться протоколом, отражающим юридические, финансовые, технические и другие существенные аспекты сделки и ее возможное влияние на деятельность АО (статья 87 Закона).

Эта информация о сделке вносится наблюдательному совету, который не позднее 15 дней после ее получения должен принять по ней решение. Если он не может принять его единогласно, то вопрос выносится на собрание акционеров, которое принимает решение квалифицированным большинством (статья 88 Закона).

 

– Как Закон регулирует оспаривание сделок с аффилированными лицами?

– В статье 89 Закона подробно описаны полномочия акционера получать от АО исчерпывающую информацию по сделке, привлекать к ее изучению аудитора (для этого надо иметь не менее 10% акций), обращаться в суд непосредственно или через компетентные органы, которые вправе от его имени выступать истцом по признанию сделки с аффилированным лицом недействительной, в результате которой нанесен ущерб обществу либо будет нанесен в будущем вследствие ее совершения. Оспорить в суде сделку с аффилированными лицами может любой акционер,
не согласный с решением о ее одобрении либо не участвующий в его принятии. Также перечислены случаи, когда сделка может быть признана недействительной,
а когда нет.

Статья 90 Закона посвящена возмещению ущерба, полученного в результате сделки с аффилированным лицом. Согласно ей лица, изучавшие сделку, несут ответственность
за достоверность выводов и заключений по ней, а аффилированное лицо АО, вина которого доказана судом, обязано возместить причиненный ущерб и расходы, связанные
с рассмотрением сделки и иска в суде.

Статья 91 Закона содержит перечень случаев неприменения положения о сделках с аффилированными лицами. Оно не применяется:

• к АО, состоящим из одного акционера, который одновременно является директором общества;

• к сделкам, в совершении которых заинтересованы все акционеры АО;

• к сделкам, совершаемым для производственных и хозяйственных нужд АО, если их предметом являются монопольная продукция, стратегические виды материально-технических ресурсов, для которых законодательством установлен специальный порядок реализации;

• к сделкам, совершаемым через биржевые и аукционные торги, если их предметом являются сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, а также производимая АО готовая продукция;

• при осуществлении преимущественного права приобретения размещаемых АО ценных бумаг;

• при приобретении АО размещенных акций;

• при осуществлении процедур по реорганизации АО;

• при размещении акций среди акционеров;

• при реализации ценных бумаг на организованных торгах;

• при наличии заблаговременного решения об одобрении сделки.

 

– Какие изменения коснулись реорганизации, преобразования АО?

– Прежняя редакция не разделяла реорганизацию АО с участием юрлиц иных организационно-правовых форм и оперировала только понятием «общество». Теперь этот существенный аспект прописан более ясно.

В частности, по реорганизации в форме слияния предусмотрена возможность слияния по схеме «АО + АО» либо «АО + ООО» и запрещается слияние АО с юридическими лицами других (кроме ООО) организационно-правовых форм (статья 93 Закона).

Статьей 97 Закона предусмотрено, что АО может преобразоваться в другое юридическое лицо. Законом, решениями Президента и Кабинета Министров могут быть установлены требования по созданию организаций, осуществляющих отдельные виды деятельности, только в форме АО.

 

– Кто подтверждает достоверность финансовых документов АО?

– Достоверность предоставляемой акционерам информации в финансовых документах АО подтверждается аудиторской организацией (раньше это была обязана делать и ревизионная комиссия). Аудиторская организация несет ответственность перед АО за причинение ущерба вследствие составления аудиторского заключения, содержащего неправильный вывод о финансовой отчетности и иной финансовой информации АО (статья 109 Закона).

 

– Изменился ли формат представления АО документов по запросу акционера?

– Да, АО вправе представить запрашиваемые акционером документы в электронной форме (статья 104 Закона).

 

– Какие требования установлены Законом к разглашению информации о деятельности АО?

– АО, акции которого включены в листинг фондовой биржи «Тошкент», обязано опубликовать на ее сайте устав и иную информацию, подлежащую обязательному раскрытию. Фондовая биржа не вправе взимать за это плату. Такое раскрытие информации не освобождает АО от обязанности предоставлять ее по письменному запросу госорганов в случаях, предусмотренных Законом. При этом акционер не вправе разглашать информацию об АО или его деятельности, составляющую служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну ­(статьи 104 и 106 Закона).

 

– Как изменился контроль деятельности АО?

– В новый Закон внесены следующие изменения:

• квалификационные требования к ревизору или членам ревизионной комиссии АО устанавливаются общим собранием акционеров;

• одно и то же лицо не может избираться в состав ревизионной комиссии одного и того же АО более трех раз подряд;

• инициировать проверку финансово-хозяйственной деятельности АО теперь может акционер, владеющий 5% акций (раньше требовалось 10%);

• ревизионная комиссия должна ежеквартально вносить наблюдательному совету заключение о наличии сделок с аффилированными лицами и крупных сделок, а также о соблюдении требований законодательства и внутренних документов общества к их совершению. Это заключение, включая информацию о фактах нарушения законодательства и порядка ведения бухучета и представления финотчетности, заслушивается также на годовом общем собрании акционеров.

 

– Должно ли АО иметь электронную почту (e-mail) и веб-сайт?

– Да, обязанность АО иметь электронную почту предусмотрена статьей 3 Закона, как и обязанность АО письменно уведомлять о его изменении регистрирующий орган, а путем опубликования в СМИ этой информации – акционеров.

Также в новой редакции предусмотрена обязанность АО уведомить акционеров о значимых событиях (созыве собрания, выплате дивидендов и др.) путем публикации соответствующей информации на своем веб-сайте.

Кстати, Постановлением КМ N 176 утверждено Положение о требованиях к корпоративным веб-сайтам акционерных обществ, которое вводится в действие с 1.01.2015 г.* Согласно пункту 3 Положения к информации, подлежащей обязательному размещению на корпоративном веб-сайте, относятся предмет и цели деятельности, информация о стратегии развития, перечень аффилированных лиц, кодекс корпоративного управления, существенные факты, квартальные и годовые отчеты, заключения аудиторской организации общества, сведения о начисленных и выплаченных акционерам дивидендах и другие сведения.

 

– Обязан ли инвестор раскрывать информацию о приобретении акций?

– Требование по раскрытию информации инвестором установлено в Законе «О рынке ценных бумаг». В соответствии с его статьей 42 владелец ценных бумаг в течение 5 дней с даты совершения сделки, в результате которой он вступил во владение 35% или более любого вида ценных бумаг эмитента, обязан раскрыть эту информацию в порядке, установленном законодательством.

А согласно статье 43 указанного Закона инвестор обязан раскрывать информацию о приобретении самостоятельно и(или) совместно с аффилированными лицами в результате одной или нескольких сделок пакета акций, составляющего в совокупности 20% и более от уставного фонда акционерного общества. Правила предоставления и публикации информации участниками рынка ценных бумаг (утверждены приказом гендиректора ЦККФРЦБ, зарегистрированным 31.07.2012 г. N 2383) также содержат требования о раскрытии данной информации владельцем ценных бумаг эмитенту.

 

– Является ли доходом акционера повышение номинальной стоимости акции в случае увеличения уставного капитала?

– В Законе отсутствуют нормы по данному вопросу.

При этом надо учитывать, что реальная рыночная стоимость акций может значительно отличаться от номинальной, несмотря на ее увеличение либо уменьшение. И номинальная стоимость не означает минимальную цену продажи этих ценных бумаг. Вполне вероятно, что акции могут продаваться как дороже, так и дешевле их номинальной стоимости.

В то же время в целях налогообложения следует иметь в виду, что понятие «дивиденды» (статья 22 Налогового кодекса (НК), в частности, трактуется и как доходы акционера, полученные в виде увеличения номинальной стоимости акций. А дивиденды облагаются налогами в порядке, предусмотренном НК.

 

 


 

*Опубликовано в газете «Норма» N 28 (469) от 8.07.2014 г.

Прочитано: 11733 раз(а)

Комментарии к статье (1)

Ошибка: Xbb_Tags_Color не найден.Ошибка: Xbb_Tags_A не найден.
2020-06-17 12:13:58, Гость_:
Если Вы являетесь клиентом компании Norma (подписчиком годового комплекта электронной/печатной версии газет или пользователем программного продукта "Законодательство РУз", заключившим договор на 12 месяцев), Вы можете задать вопросы экономико-правовой тематики,  воспользовавшись Справочной службой «Мы отвечаем»!

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика