Рациональное использование бюджетных средств имеет большое значение в обеспечении эффективности осуществляемых в республике реформ, обеспечении мира и стабильности, а также повышении уровня жизни и благосостояния населения.
На основании утвержденной программы совместных работ Счетной палатой и Министерством финансов Республики Узбекистан на системной основе проводятся контрольные мероприятия по соблюдению в бюджетных организациях бюджетного законодательства.
Во исполнение возложенных задач в первом полугодии 2014 года осуществлена проверка в 143 организациях, финансируемых из республиканского и местных бюджетов.
При проведении контрольных мероприятий в Государственном комитете Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру и в его подведомственных организациях установлено, что в результате необоснованного применения полевых надбавок при определении стоимости выполненных работ государственным унитарным предприятиям «Центральная аэрогеодезия» и «Самаркандская аэрогеодезия» излишне начислено и выплачено 170,5 миллиона сумов и 106,8 миллиона сумов соответственно.
В ходе контрольных мероприятий, проведенных в территориальных управлениях Комитета, также установлены факты несоблюдения бюджетной дисциплины и действующего законодательства.
К примеру, в Комитете и его территориальных управлениях в нарушение требований постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 мая 2011 года N 153 содержатся 14 сверхлимитных служебных автомобилей общей стоимостью 110,4 миллиона сумов. При этом, согласно действующим нормам, данные автомобили должны быть реализованы через аукционные торги, а 50 процентов от вырученных средств подлежат перечислению в доход бюджета.
Кроме того, в ходе изучения деятельности подведомственных подразделений Комитета в Бухарской области установлены факты некачественного выполнения работ по инвентаризации приусадебных участков Вабкентского, Пешкунского и Каганского районов стоимостью свыше 200,0 миллиона сумов, за допущение которых Комитетом в отношении виновных учреждений были начислены штрафные санкции в размере 40,0 миллиона сумов.
По итогам проверки допущенные упущения и недостатки были устранены, а измененные данные по инвентаризации представлены в районные налоговые органы.
Территориальными подразделениями Комитета не приняты надлежащие меры по взысканию сумм потерь при выделении земель юридическим и физическим лицам для целей, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства, в сумме 7 404,0 миллиона сумов, а также не начислена пеня за несвоевременную уплату в размере 1 283,1 миллиона сумов.
В течение 2012–2013 годов структурными подразделениями Комитета при выдаче кадастровых справок физическим лицам применялся завышенный тариф, применение которого повлекло получение ими необоснованного дохода в сумме 1 581,1 миллиона сумов.
Государством выдаются дотации сельскохозяйственным предприятиям, занимающимся производством хлопка-сырца на низкоурожайных землях. При проверке выявлено, что 44 сельскохозяйственным предприятиям, имеющим высокоурожайные земли, необоснованно выплачены бюджетные средства в сумме 131,4 миллиона сумов, а в результате искусственного завышения размера посевных площадей 36 фермерским хозяйствам излишне выплачено 28,8 миллиона сумов.
Кроме того, вследствие неправильного определения членами районных комиссий объема недополученного урожая на 1 066 сельскохозяйственных предприятиях излишне выплачено 1 931,0 миллиона сумов.
Осуществлено сравнение показателей балл бонитета засеянных хлопком площадей, учтенных районными комиссиями, с аналогичными показателями, указанными в земельных картах районных отделов земельных ресурсов и государственного кадастра. В ходе сравнения выявлено, что 386 сельскохозяйственными предприятиями в районную комиссию представлены сведения с занижением показателей балл бонитета земель. В результате чего данным 386 сельскохозяйственным предприятиям незаконно выплачено 625,5 миллиона сумов.
При изучении исполнения местного бюджета Навоийской области за 2013 год дополнительно начислено налогов, сборов и других платежей на сумму 508,4 миллиона сумов, из которых 429,6 миллиона сумов взысканы.
Контрольно-аналитические мероприятия по изучению целевого и адресного использования бюджетных средств, выделенных на социальную поддержку населения, показали, что со стороны органов самоуправления в нарушение действующих нормативных актов, без достаточного изучения доходов семей, на основе поддельных документов и без решения комиссий выдавались пособия и материальная помощь.
В результате в 34 органах самоуправления Кызылтепинского района 56 гражданам неправильно назначено 31,5 миллиона сумов, в 22 органах самоуправления Навбахорского района 60 гражданам – 39,4 миллиона сумов, в 18 органах самоуправления Нуратинского района 61 гражданину – 23,6 миллиона сумов и в 29 органах самоуправления Хатырчинского района 36 гражданам – 29,3 миллиона сумов, из которых 63,8 миллиона сумов были выплачены.
Также при проверке подлинности документов, подтверждающих образование педагогов, работающих в образовательных учреждениях области, у 72 педагогов 57 образовательных учреждений выявлены поддельные дипломы, которым были выплачены 1 693,3 миллиона сумов бюджетных средств.
При изучении соблюдения бюджетной и сметно-штатной дисциплины в учреждениях системы здравоохранения выявлено, что в результате включения в штатные расписания изученных медицинских объединений сверхнормативных 8,75 штатных единиц допущено излишнее планирование на 63,8 миллиона сумов, из которых 44,1 миллиона сумов были выплачены, а в результате завышения разрядов работников допущено излишнее расходование 11,8 миллиона сумов бюджетных средств.
При анализе планирования бюджетных средств на строительство подъездных дорог и сетей водоснабжения в массивах, строящихся по типовым проектам индивидуальных жилых домов, колледжей и спортивных школ выявлено завышение стартовой стоимости строительства по шести объектам на 276,2 миллиона сумов, из них по четырем объектам излишне затраченные 168,5 миллиона сумов уменьшены с последующего финансирования.
Также при проведении контрольных мероприятий по изучению затрат на указанных объектах выявлены завышение объемов и некачественно выполненные работы на 208,7 миллиона сумов.
В частности, неэффективное использование 13,7 миллиона сумов, выделенных на строительство объектов водоснабжения массивов «Янгикишлок» и «Галлабек» Хатырчинского района, а также установка 12 неработающих отопительных котлов в профессиональном колледже «Агросервис» на сумму 62,2 миллиона сумов не позволили обеспечить объекты питьевой водой, а здания – теплом.
На основании договора, заключенного между областным управлением народного образования и ГУП «Укув таълим таъминот», поставка 8 276 тонн угля учреждениям системы осуществлялась пятью транспортными предприятиями, которым за оказанные транспортные услуги в объеме 698,1 тысячи т/км оплачено 418,9 миллиона сумов или излишне оплачены бюджетные средства на сумму 129,0 миллиона сумов.
Также установлено, что при оснащении 6 районных детских центров «Баркамол авлод» путем подделки «счетов-фактур о выполненных работах» 668,3 миллиона сумов бюджетных средств были перечислены частному предприятию, при этом было поставлено инвентаря всего на 43,5 миллиона сумов и таким образом допущена его недостача на 624,8 миллиона сумов.
При проведении проверок в семи высших учебных заведениях педагогического направления выявлены факты необоснованной выдачи заработной платы за счет бюджетных средств педагогическим сотрудникам, не выполнявшим установленные учебные нагрузки.
Например, педагогам в Узбекском государственном университете мировых языков за невыполненные 563 часа учебной нагрузки необоснованно выплачено 7,2 миллиона сумов, в Навоийском государственном педагогическом институте – 9,7 миллиона сумов, в Ташкентском областном государственном педагогическом институте – 11,2 миллиона сумов.
В результате искусственного завышения итоговых показателей успеваемости студентов за счет бюджетных и внебюджетных средств излишне выплачены стипендии в Ташкентском государственном педагогическом университете на сумму 105,6 миллиона сумов, в Узбекском государственном университете мировых языков – 43,2 миллиона сумов, в Ташкентском областном государственном педагогическом институте – 20,2 миллиона сумов, в Нукусском государственном педагогическом институте –16,9 миллиона сумов, в Кокандском государственном педагогическом институте – 9,2 миллиона сумов.
При проверке целевого использования бюджетных и внебюджетных средств в Государственном комитете Республики Узбекистан по охране природы и его 21 подразделении выявлено 37 легковых автомобилей сверхустановленной предельной численности, на содержание которых излишне израсходовано 106,4 миллиона сумов.
Не зачислены в бюджет 234,8 миллиона сумов, или 50 процентов средств, полученных от продажи основных средств, закупленных организациями системы Госкомприроды за счет средств бюджета.
В организациях системы Госкомприроды не на должном уровне установлен контроль над использованием природных ресурсов страны. Этим пользуются недобросовестные предприниматели и расхищают наши природные ресурсы.
Например, частными предпринимателями Р. Закировым и А. Хегай экспортировано 525,36 тонны и 635,76 тонны корня солодки соответственно. При изучении документов выявлено, что разрешения на экспорт указанной продукции были подделаны. В результате этого не был оплачен сбор за выдачу разрешения на экспорт продукции в размере 274,3 миллиона сумов и 310,6 миллиона сумов соответственно. Кроме того, из-за сбора указанного растения без получения разрешения нанесен ущерб на общую сумму 25,7 миллиарда сумов.
Допущены недостатки при исчислении и оплате арендных платежей хозяйствующими субъектами, занимающимися рыбоводством на природных водоемах страны.
Выявлено, что только в Джизакской области недоначислено 1,8 миллиарда сумов арендных платежей, а из начисленных на момент проверки не было оплачено 1,2 миллиарда сумов. Предпринимателям, не уплатившим своевременно арендные платежи, со стороны ответственных организаций не выставлены штрафные санкции на сумму 2,1 миллиарда сумов.
Бюджетные средства – это собственность государства и народа. Есть соответствующая ответственность за их нецелевое и неэкономное использование.
С этой точки зрения материалы по итогам финансового контроля с проведенным анализом выявленных финансовых нарушений и недостатков переданы в правоохранительные органы.
В этом контексте хотелось бы еще раз напомнить, что со стороны Счетной палаты и Министерства финансов Республики Узбекистан будет продолжен системный государственный финансовый контроль в организациях, финансируемых из бюджета, и каждый ответственный работник, допустивший нерациональное, нецелевое использование выделяемых бюджетных средств, понесет ответственность в соответствии с законодательством.
Счетная палата
Республики Узбекистан.
Главное контрольно-
ревизионное управление Министерства финансов
Республики Узбекистан.
*«Народное слово» N 144 (6044) от 25.07.2014 г.
Когда в нижней палате парламента рассматривался отчет Счетной палаты за 2013 год, то подробно давались не только факты нецелевого использования бюджетных средств, но и меры воздействия и ответственности виновных лиц.
Надо писать и о конкретных результатах, тогда будет работать принцип неотвратимости наказания за совершенное преступление