Norma.uz
Газета НТВ / 2014 год / № 29 / Правила хозяйствования

Поставщик оказался вдруг и не друг, и не враг, а так…

 

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров «О дополнительных мерах по совершенствованию процесса государственных и корпоративных закупок» государственные и корпоративные закупки товаров (работ, услуг), входящие в перечень, определяемый Правительственной комиссией, на сумму по одному контракту, эквивалентную 300 долларов – 100 тысячам долларов США, осуществляются исключительно на биржевых торгах. Согласно пункту 42 Постановления биржа (региональное подразделение биржи) и поставщик, победивший на торгах, или его агент обязаны подписать контракт в течение 5 рабочих дней с момента определения победителя торгов с одновременной его регистрацией биржей (региональным подразделением биржи). С этого момента возникают права и обязательства по контракту у заказчика и поставщика. Заказчики – получатели бюджетных средств, являющиеся юридическими лицами, сами распечатывают копии контрактов, направленные им биржей в электронном виде в персональный кабинет, заверяют их подписью руководителя и печатью организации и представляют для регистрации в обслуживающие их органы казначейства.

1. Считается ли контракт, сформированный биржей и подписанный только поставщиком, заключенным?

2. Можно ли отказаться от предоплаты поставщику, если тот представил ГТД, оформленную на одну организацию, сертификат – на другую, склад – на третью и т. д., и расторгнуть контракт, если его товар не соответствует заявленному, а сам поставщик отказывается от расторжения?

3. Какие требования нужно внести в договор, чтобы максимально обез­опасить предприятие от недобросовестных поставщиков – победителей торгов?

4. Можно ли внести в договор санкции к поставщику еще до предоплаты?

5. Как можно заключить договор, например, с поставщиком, занявшим второе место на торгах? В Постановлении указывается возможность перехода ко второму поставщику только в случае отказа или уклонения иным образом победителя на торгах от подписания контракта. 

 

1. Ссылаясь на пункт 42 Постановления (от 11.06.2013 г. N 166), вы, скорее всего, имели в виду его приложение N 2 – Положение о порядке организации и проведения электронных закупок на Узбекской Республиканской товарно-сырьевой бирже (далее – Положение).

Да, договор, который подписан биржей (ее региональным подразделением) и поставщиком, победившим на торгах (или его агентом), с одновременной его регистрацией биржей (ее региональным подразделением) считается заключенным. Дело в том, что в соответствии с пунктом 6 Положения подготовка к проведению торгов включает в себя, помимо прочего, формирование заявки (лота) заказчика. Под таковой понимается его публичная оферта, размещаемая в электронной системе (абзац двадцать четвертый пункта 3 Положения). Как явствует из части второй статьи 369 Гражданского кодекса (ГК), под публичной офертой признается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля делающего его лица заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто на него отзовется.

Отзыв на предложение осуществляется путем акцепта (подачи поставщиком заявки), что означает полное и безоговорочное принятие им оферты, размещаемой в электронной системе (абзац двадцать пятый пункта 3 Положения). Среди поставщиков определяется победитель торгов – будущий контрагент заказчика.

Поэтому контракт, сформированный биржей и подписанный ею и поставщиком, приравнивается к заключенному. Именно с этого момента у заказчика и поставщика возникают права и обязательства по нему (абзац второй пункта 42 Положения). А это уже указывает на то, что каждая сторона должна выполнять свои договорные обязательства и пользоваться правами, вытекающими из контракта.

 

2. Если заказчик безосновательно отказывается от оплаты авансового платежа и принятия товара, уклоняясь таким образом от исполнения контракта, поставщик вправе обратиться в суд в соответствии с Законом «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов» (от 29.08.1998 г. N 670-I, далее – Закон) и потребовать применения к заказчику санкций, установленных статьями 25–32 Закона, если иное не предусмотрено законодательством или контрактом.

Поэтому расторжение или изменение контракта и решение любых спорных вопросов возможны в порядке, установленном в контракте, а в случае отсутствия в нем такового – в соответствии с законодательством, прежде всего с Законом. При наличии соответствующего отказа поставщика заказчик вправе обратиться в суд.

Заказчику следует помнить, что его электронная заявка должна быть оформлена четко – наряду с другими условиями содержать в себе исчерпывающие требования к товарам (особые условия, характеризующие индивидуальные параметры предмета торгов, и т. п.), не противоречащие законодательству. Поэтому, чтобы заявку выиграл поставщик, не просто предложивший минимальную цену, но и гарантирующий желаемое качество товара, заказчику необходимо подробнее изложить требования к товару, в том числе к его качеству.

Если вы считаете, что торги были проведены с нарушением установленных правил (например, товар победителя торгов не соответствует требованиям заявки), то суд по вашему иску может признать их недействительными. Это влечет недействительность контракта, заключенного с поставщиком – победителем торгов.

 

3. Что касается требований, вносимых в договор для максимального ограждения себя от недобросовестных поставщиков, то вы просто не сможете их внести. Ведь в соответствии с Положением:

контракт – это сформированный электронной системой протокол о результатах торгов, который имеет силу договора (абзац двадцать первый пунк­та 3 Положения);

по результатам совершения в электронной системе сделки оформляется контракт. Форма контракта по размещению госзаказа утверждается биржей и Казначейством МФ (абзацы первый и второй пункта 41).

Как видите, заказчик и поставщик не участвуют в непосредственном составлении типового контракта. Все эти барьеры необходимо предусмотреть в электронной заявке заказчика, которая, являясь, как уже было отмечено, публичной офертой, должна содержать все существенные условия договора. Частью второй статьи 364 ГК определено, что существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Предъявляемые к хоздоговору требования (количество, качество, ассортимент, цена товара (работы, услуги), сроки исполнения, порядок расчета, обязательства и ответственность сторон, порядок разрешения споров и пр.) перечислены в статье 10 Закона. Поэтому заявка заказчика должна содержать все существенные условия договора. Именно с учетом установленных заказчиком критериев товаров (работ, услуг), других изложенных в заявке требований и должны проводиться торги (абзац четырнадцатый пункта 3 и абзац первый пункта 17 Положения).

По смыслу приведенных выше норм при акцепте оферты заказчика поставщиками и выявлении среди них победителя биржа должна внести все существенные условия заявки в текст типового контракта. Четко сформулировав их изначально, заказчик, на наш взгляд, максимально обезопасит себя от недобросовестных поставщиков. Но какие конкретно требования (условия) необходимо внести в заявку, в каждом отдельном случае должен определять сам заказчик, в том числе при содействии юристов и(или) других специалистов.

 

4. Из вопроса о внесении в договор возможности предъявлять поставщику санкции еще до предоплаты неизбежно вытекает другой: за какие именно действия (бездействие) можно будет привлечь поставщика к ответственности, если обязательство поставки товара предусмотренного количества, ассортимента, качества и т. д. он начинает выполнять только после предусмотренной контрактом предоплаты? Об ответственности поставщика можно говорить, лишь когда он не исполнит или ненадлежаще исполнит договорные обязательства. В письме не указано, за неисполнение или ненадлежащее исполнение какого обязательства автор хотел бы внести в договор условия о санкциях. Если это, к примеру, касается представления каких-либо документов на товар до предоплаты, то заказчик вправе указать это условие в своей заявке, акцепт которой поставщиком означает полное и безоговорочное принятие им всех содержащихся в ней условий.

 

5. Ответ на вопрос, как заключить договор с поставщиком, занявшим второе место на торгах, содержится в самом письме. Действительно, в случае отказа или уклонения иным образом поставщика, победившего на торгах, от подписания контракта их победителем становится иной поставщик, предложивший следующую лучшую для заказчика цену, если, конечно, он согласен стать победителем торгов и подписать контракт (абзац первый пункта 47 Положения).

Камал МУЗАФФАРОВ,

наш эксперт-юрист.

Прочитано: 1703 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика