Norma.uz
Газета Норма / 2014 год / № 24-25 / Вестник аудитора

Демпинг: реальность и как с ним бороться

 

Одной из животрепещущих тем для всех аудиторских организаций является оказание аудиторских услуг по искусственно заниженным ценам, а именно демпинг. Эта проблема существует уже давно, однако аудиторское сообщество не принимает действенных мер по ее решению.

 

АУДИТОРЫ ВТК

Наличие проблемы демпинга на рынке аудиторских услуг наглядно демонстрирует таблица динамики совокупной валовой выручки аудиторских организаций Республики Узбекистан за 2008–2013 гг.

Период

 

Совокупная выручка

за период

(в млн сум.)

Рост (в процентах) совокупной выручки аудиторских организаций
по сравнению с предыдущим годом

 

Рост (в процентах) платных услуг в Узбекистане по сравнению
с предыдущим годом

 

Отклонение

(+/–)

2007

 

9 979,8

 

 

 

 

2008

 

17 552,5

 

75,9

 

21,3

 

+ 54,5

 

2009

 

21 424,8

 

22,1

 

12,9

 

+ 9,1

 

2010

 

27 275,2

 

27,3

 

13,4

 

+ 13,8

 

2011

 

30 392,2

 

11,4

 

16,1

 

– 4,6

 

2012

 

31 928,0

 

5,1

 

14,3

 

– 5,9

 

2013

 

35 831,1

 

12,2

 

13,5

 

– 1,3

 

  

Как видно, рост совокупной выручки аудиторских организаций по сравнению с ростом платных услуг начиная с 2009 года неуклонно снижается. И это в условиях стабильно развивающейся экономики Узбекистана с ежегодным приростом ВВП не менее 8%! Возникает вопрос: в чем основные причины данного явления, каковы его последствия и что несет оно рынку аудита в будущем?

 

Сегодня можно смело утверждать, что эта ситуация обусловлена тем, что отдельные аудиторские организации из стабильно функционирующих компаний превратились, используя терминологию прошлых времен, во «временные трудовые коллективы» (ВТК). Их сотрудники трудятся на ниве аудита от случая к случаю, а в остальное время решают заботу о «хлебе насущном» самостоятельно. Чтение лекций на обучающих курсах, работа в службах внутреннего аудита, ведение бухгалтерского учета больших и малых компаний – вот далеко не полный перечень услуг, оказываемых аудиторами, числящимися на постоянной работе в аудиторских организациях, «на стороне».

 

Методика ценообразования в таких компаниях складывается исходя лишь из суммы гонораров членов таких ВТК, помноженной на обусловленный с руководителем компании процент. В результате руководители аудиторских организаций несут расходы, связанные лишь с оплатой услуг своих сотрудников на конкретных проектах, и не связывают себя обязательствами по укреплению материально-технической базы, предоставлению своим сотрудникам социальной поддержки и повышению их профессиональной квалификации. При этом корпоративные бюджеты, стратегические планы развития, имиджевые и обучающие программы руководителями компаний не разрабатываются и, соответственно, не финансируются. Если и финансируются, то на самом минимальном уровне, исключительно для выполнения обязательных лицензионных требований (например, ежегодное повышение квалификации аудиторов). Подобная практика, ставящая во главу угла только личные интересы персонала и руководства компаний и противоречащая интересам рынка аудита в целом, приводит к резкому снижению цен на аудиторские услуги.

 

 

 

НИЗКИЕ ЦЕНЫ И ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ

 

 

В итоге на рынке аудита Узбекистана складывается ситуация, когда руководители аудиторских организаций, практикующие системный подход к аудиту, вынуждены «скрипя зубами» снижать цены, урезать свои корпоративные планы, сокращать квалифицированный персонал. Наглядным примером служит тот факт, что на 1 апреля 2014 года максимальное количество аудиторов в одной организации равно 14, а аудиторских организаций, насчитывающих в своем составе более 10 аудиторов, – всего 6. Хотя после реформы 2007 года количество сертифицированных аудиторов в отдельных аудиторских организациях доходило до 30. Не получила развития инициатива ряда аудиторских организаций создать действительно крупные компании с разветвленной сетью филиалов. Практически повсеместно аудиторские организации, ранее открывшие филиалы в регионах, либо закрывают их, либо существенно снижают их количество. Таким образом, сегодня складывается парадоксальная ситуация, когда аудиторская организация, стремящаяся организовать свою работу в соответствии с общепризнанными стандартами и практиками аудита, становится в заведомо невыгодное положение по отношению к другим участникам рынка.

 

Свидетельством уменьшающегося количества сертифицированных аудиторов является статистика, полученная в результате анализа опубликованной на официальном сайте Министерства финансов информации (см. таблицу ниже). Причем сокращение числа аудиторов идет опережающими темпами по сравнению с уменьшением количества аудиторских организаций, что приводит к уменьшению среднего количества аудиторов, приходящегося на одну аудиторскую организацию (см. колонку 5). Данная ситуация является еще одним тревожным сигналом об уменьшении престижа профессии и нежелании людей заниматься аудитом.

 

 

 

Дата

 

Количество аудиторских организаций

 

Общее количество сертифицированных аудиторов

 

Количество сертифицированных аудиторов, числящихся
в аудиторских организациях

 

Среднее количество аудиторов, приходящееся на одну аудиторскую организацию (*)

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

1 декабря 2007 г.

 

522

 

1 389

 

Нет данных

 

2,7

 

1 апреля 2008 г.

 

79

 

1 343

 

Нет данных

 

17,0

 

1 апреля 2009 г.

 

133

 

1 043

 

Нет данных

 

7,8

 

1 апреля 2010 г.

 

113

 

770

 

Нет данных

 

6,8

 

1 апреля 2011 г.

 

107

 

654

 

Нет данных

 

6,1

 

1 апреля 2012 г.

 

104

 

714

 

614

 

5,9

 

1 апреля 2013 г.

 

104

 

683

 

601

 

5,8

 

1 апреля 2014 г.

 

102

 

664

 

592

 

5,8

 

 

  

(*) Цифры в колонке 5 получены следующим образом:

 

на 1 декабря 2007 года и на 1 апреля 2008–2011 годов – построчным делением цифр из колонки 3 на цифры из колонки 2;

 

на 1 апреля 2012-го, 2013-го и 2014 годов – построчным делением цифр из колонки 4 на цифры из колонки 2. 

 

 

Малое количество аудиторов в аудиторских организациях делает невозможным для одной отдельно взятой аудиторской организации проведение качественного и полноценного аудита крупных корпораций и холдингов, включающих десятки, а порой и сотни, областных и районных подразделений. Соответственно, качество аудиторских проверок подобных гигантов, проводимых малочисленным персоналом за ничтожные суммы, вызывает справедливое нарекание и усугубляет негативно-пренебрежительное отношение к аудиторам как к непрофессионалам и халтурщикам со стороны клиентов.

 

Подготовка квалифицированных кадров ввиду ее затратности и продолжительности во многих аудиторских организациях сведена к минимуму. Критерием гарантированного приема на работу является наличие квалификационного сертификата аудитора и немалый бухгалтерский опыт претендента. В результате ежегодно сотни выпускников вузов, обучающихся по профилю «Бухгалтерия и аудит», остаются невостребованными аудиторскими организациями.

 

 

В ПОИСКАХ ВЫХОДА

  

Подытоживая вышесказанное, можно сделать однозначный вывод о том, что рынок аудита активно не развивается. Для обеспечения его роста необходимо принимать самые решительные меры, аналогичные тем, что были приняты государством в 2007 году для исправления ситуации, сложившейся на тот момент на рынке аудита. Сегодня очевиден тот факт, что выполнение комплекса мер, предусмотренных Постановлением Президента «О дальнейшем совершенствовании деятельности  аудиторских организаций и повышении их ответственности за качество оказываемых услуг» (от 4.04.2007 г. N ПП-615), послужило мощным толчком для развития аудиторской деятельности. Наглядной демонстрацией эффективности принятых решений явилось увеличение совокупной выручки аудиторских организаций в 2008 году на 54,5% по сравнению с 2007 годом (см. первую таблицу), а также увеличение более чем в 3 раза среднего количества аудиторов, приходящегося на одну аудиторскую организацию (с 2,7 человека в 2007 году до 8,5 человека в 2008 году). И это при сокращении общего числа аудиторских организаций почти в 4 раза (с 522 в 2007 году до 133 в 2008 году)!

 

На мой взгляд, одним из ключевых факторов, позволивших добиться столь впечатляющих результатов, явилось принятие законодательного требования о минимально допустимом количестве сертифицированных аудиторов в штате аудиторских организаций различных уровней – 2, 4 и 6 человек. Данное требование послужило началом для консолидации аудиторских организаций, укрепления их кадрового и производственного потенциала, создания прозрачной конкурентной среды.

 

Для искоренения проблемы демпинга и дальнейшего развития рынка аудиторских услуг считаю необходимым законодательно повысить значения минимально допустимого количества сертифицированных аудиторов в штате аудиторских организаций различных уровней в полтора–два раза: 3, 6 и 12 человек.

 

Действенность данной меры в борьбе с проблемой демпинга обусловлена следующими факторами:

 

1) более четкое размежевание аудиторских организаций по кадровому потенциалу и по сегментам аудиторского рынка, позволяющее хозяйствующим субъектам правильно оценить способность той или иной аудиторской организации своевременно и качественно выполнить предлагаемый объем работ. Это позволит обеспечить большую прозрачность деятельности каждой аудиторской организации для других участников рынка (клиентов, других аудиторских организаций, государственного регулятора). Оно сделает труднореализуемым для аудиторских организаций, не обладающих необходимым потенциалом, за счет политики демпинга обеспечивать свое конкурентное преимущество;

 

2) экономическая нецелесообразность для аудиторских организаций высоких уровней (не менее 6 и 12 аудиторов) держать в штате значительное число частично занятых специалистов, услуги которых по предоставлению «во временное пользование» сертификата аудитора так или иначе оплачиваются. Значительно возросшие затраты на оплату труда большего числа квалифицированных специалистов делают нерентабельным для руководителей аудиторских организаций частые простои своего персонала и побуждают к более эффективному использованию трудовых ресурсов;

 

3) наличие в штате аудиторской организации большего числа квалифицированных специалистов ставит перед ее руководством непростые задачи по внедрению современных методов эффективной организации аудиторских проверок. А именно: создание эффективной системы управления проектами и организацией в целом, выработка единых методологических и практических подходов к проведению проверок и оформлению их результатов, что в итоге приведет к повышению качества оказываемых услуг;

 

4) заинтересованность практически всех аудиторских организаций в новых аудиторах, выражаемая в создании благоприятных условий труда и справедливой оценке их деятельности, подготовке новых и обучении существующих специалистов и, как следствие, рост престижа профессии.

 

Для коренного оздоровления рынка аудиторских услуг, на мой взгляд, необходимо установить законодательное требование, согласно которому аудиторские организации, осуществляющие аудиторские проверки всех хозяйствующих субъектов, должны иметь не менее 12 штатных сотрудников. Данная мера приведет к консолидации аудиторских организаций, укреплению их потенциала и, главное – к необходимости пересмотра подходов к организации труда, подготовке квалифицированных кадров и в конечном счете к справедливому ценообразованию на рынке аудиторских услуг.

 

В качестве первого шага на пути решения стоящих перед аудиторским сообществом задач предлагаю провести круглый стол с участием всех заинтересованных сторон: руководителей аудиторских организаций, представителей Министерства финансов и профессиональных общественных объединений для выработки конкретных предложений с последующим их внесением в законодательные органы.

 

Собир САФАЕВ,

директор аудиторской организации
ООО «TSIAR-FINANS».
 

Прочитано: 14390 раз(а)

Комментарии к статье (18)

2014-06-17 16:09:03, Гость_:
искусственное увеличение минимального количества аудиторов приведет к еще большей зависимости руководителей аудиторских организаций от исполнителей, которые воспользуются ситуацией и также искусственно "взвинтят" запросы по вознаграждениям без повышения производительности! Не надо уповать на меры "сверху"- надо каждому руководителю мобилизоваться и внедрять изложенные мероприятия в статье по повышению качества вне зависимости от конъюнктуры. То есть, применять современные методы маркетинга в аудиторских услугах. Очередная попытка искусственного укрупнения и "раздела рынка" приведет к еще большему падению качества! Поэтому и нужна конкуренция, чтобы пробивался сильнейший. История крупнейших международных брендов в разных отраслях убедительно свидетельствует, что даже на сверхдемпинговых рынках, лидеры в качестве и маркетинге получают премиальную наценку за качество, технологии, квалификацию, персонал, сервис и другие факторы, обеспечивающие конкурентоспособность! Есть еще выход- диверсификация услуг, а не только непосредственно аудит- это глобальный тренд в последние 5-6 лет. таким образом, на наш взгляд, причина совершенно не в количестве аудиторов для аудиторских проверок, а в низком качестве менеджмента и маркетинга в целом. В качестве примера - организации налоговых консультантов, которые не уповают на количество, а уверенно "отбивают" данный сегмент у аудиторов за счет напора, энергии и профессионализма - а ведь для них нет обязательного перечня клиентов, чтобы под него же "повысить" минимальное количество специалистов и , таким образом, воспользоваться, по сути, очередными преференциями, не повышая реально конкурентоспособность
2014-06-17 16:15:19, Гость_:
в ряде аудиторских организаций с большим количеством аудиторов в настоящее время и применяется "конвейерный" способ работ и они получат преимущество. Дело не в количестве! Это не гарантирует развитие методологии- чем проще , тем быстрее: было, есть и будет! и не в материально-технической базе - был один стол на двоих- станет один стол на четверых. Надо повышать эффективность
2014-06-18 11:46:05, Гость_Мансуров Ботир:
Во всем виноват "обязательный аудит". Если бы не было обязательного аудита, то на рынке остались бы профессионалы. И систему рейтинга надо менять, может быть основным критерием поставить не выручку от аудит. проверок, а от консалтинга (инвест. проектов, по налогообложению и т.д.). В этом случае будет видно, кто на что горазд.
2014-06-18 12:19:49, Гость_:
Международная практика, а также процедуры международных финансовых институтов предусматривают две оценки! Сначала техническую, а уже после финансовую! Поэтому первый этап (в короткий список) проходят более серьезные компании с опытом, технологиями и подтверждением возможностей персонала (резюме). Надо совершенствовать процедуры отбора аудиторов и консультантов. Тогда у них будет стимул демонстрировать качественные характеристики. Сейчас 99% тендеров основываются только на финансовой оценке "по старинке", а после удивляются почему качества нет. Считаю, что регулированием количества сертификатов либо (были и такие "оригинальные предложения", установлением каких-либо минимальных пороговых ценовых значений) ситуацию не решить - аудиторам надо самим совершенствовать и развивать практику, расширять линейку услуг, повышать качество и "свой" достойный клиент всегда найдется!
2014-06-18 15:24:20, Гость_А.А.Мухамедбаев:
Во многом согласен с ГОСТЬ (к сожалению который не представился)! И думаю не стоит повторяться о сказанном.
Хочу ещё раз заметить, что рынок аудиторских услуг, в отличие от куда более социально значимых направлений экономики, в достаточной мере "лоббирован" государством.
Как эксперт, считаю что всё должно регулироваться естественными рыночными механизмами.
2014-06-22 17:27:50, Гость_Шараф Рузметов :
«по искусственно заниженным ценам, а именно демпинг. Эта проблема существует уже давно, однако аудиторское сообщество не принимает действенных мер по ее решению».
Демпинг, коррупция, кто и что порождает к данному действию, алчность, сокрытие  доходов.
Мне как известно контроль демпинга установлен за государством, и есть определенные рычаги, базовая стоимость при ввозе товара с которых начисляются таможенные платежи.
При исчислении налогов объектом является себестоимость товара. А аудиторское сообщество, что за меры должно принимать?   Эта же конкуренция для них, и не может называться демпинг !
Автор статьи отмечает, что «Для искоренения проблемы демпинга и дальнейшего развития рынка аудиторских услуг считаю необходимым законодательно повысить значения минимально допустимого количества сертифицированных аудиторов в штате аудиторских организаций различных уровней в полтора–два раза: 3, 6 и 12 человек»  Какое отношение к демпингу кол-во аудиторов.
Стоимость услуг зависит от расходов аудиторской компании (АК). Если АК имеет трехэтажный офис, транспорт ит.п., тогда и стоимость будет ….., а если небольшой офис для работы ноутбук и флэшка «NORMA» и обязательно  мозги профессионала, как мы можем определить, по стоимости услуг, что это демпинг.
Анализ представленной статистики в статье:
Совокупная выручка за период 2013г. (в млн сум.) - 35 831,1  
 
Количество сертифицированных аудиторов, числящихся в аудиторских организациях
1 апреля 2013 г. – 601
 
На одного сертифицированного аудитора выручка сос-т 2013 году (в млн сум.) -  59619,1
 
Доход одного сертифицированного аудитора 40%, то есть в год (тыс.сум) – 23847,6, в месяц –
1987,3.  Жить можно.
 
Аудиторское сообщество проанализировало бы факты выявленных при ходе проверок предприятий с гос.долей в 2013-2014гг. нарушений и нанесенного ущерба государству. Правильность обязательных проверок со стороны аудиторских организаций и со стороны проверяющих органов, здесь бы всё стало ясно кто «демпенгует», а кто решает вопросы.
2014-06-23 00:12:46, Гость_ Уже Главбух:
Аудиторы не должны заменять собою более 40 контролирующих органов, включая СЭС, Цветмет, КРУ, налоговую и других! У них совершенно иные задачи, а вот почему бизнес-сообщество не понимает их - огромный недостаток в деятельности общественных организаций аудиторских, которые заняты преимущественно   обучением и "выяснением отношений" по данным вопросам между собой, большей частью!
  Основную задачу - быть представителем интересов аудиторов перед государством и бизнес-сообществом "подзабыли", равно как и развитие методик, систем качества, развития персонала в аудите, разработку рекомендаций по маркетингу, выбору аудиторов, консалтингу. Кто информирован о планах мероприятий и работ на каждый год!? Целевое использование средств от обучения, оплаты за рейтинг и т.д. на развитие профессии даже спрашивать как-то не очень удобно.В этом смысле данные организации давно "консерваторы" и осторожно!продвигают современные знания, навыки и компетенции. Все хотят учить чему-то "международному" и контролировать, а вот создать "площадку" для профи пока не удается, а надо бы! Согласен с автором статьи, что профессия не много потеряла свой "романтизм" и некоторые уходят обратно в главбухи и внутренние аудиторы, где выше уровень мотивации, а риски меньше, ведь чуть-что - "во всем виноват аудитор"!)) Однако, есть профессиональные, увлеченные и преданные этому делу специалисты!
2014-06-23 00:19:57, Гость_:
Бороться с демпингом и повышать конкурентоспособность за счет увеличения постоянных затрат - интересная идея! Кто выживает, тот, может быть, повысит качество. С другой стороны - а зачем?! И так выиграл на количестве аудиторов.
2014-06-23 11:29:52, Гость_Шалунова Т.:
Спасибо, Собир САФАЕВ, очень актуальная статья!
Виной всему, как сказал Ботир Мансуров, действительно обязательный аудит, который хочешь, не хочешь, но все равно проведешь. Только его отменять ни в коем случае нельзя - во всем мире есть сектор экономики, подлежащий обязательной аудиторской проверке, т.к. в нем сфокусированы интересы государства и/или общественности.
Краеугольный камень - это желание КАЖДОГО клиента заполучить самое дешевое аудиторское заключение вне зависимости от качества самих услуг. Отсюда и удивительная скорость одного аудитора, который может проверить ВСЮ ФИНАНСОВУЮ ОТЧЕТНОСТЬ за 1, максимум 2, дня. Согласитесь, даже в малом бизнесе, это просто нереально!
При этом есть клиенты, которые действительно, желают получить квалифицированную помощь, но что будет, если они отдадут предпочтение более дорогому предложению?! А если в них есть гос. доля...
Абсолютное снижение стоимости аудита - это путь в никуда! Тогда за счет каких средств аудиторские фирмы будут повышать качество своих услуг, профессионализм персонала?! Может есть смысл внедрить механизм тендерных торгов, ориентированный на нескольких показателях, среди которых также будет и ценовая составляющая, только уже НЕ  самая важная?!? На мой взгляд, этот вариант, сможет обеспечить компромисс между ценой и качеством.
2014-06-23 12:09:24, Гость_:
Спасибо Автору за статью интересную.
  Во-первых, снижение стоимости аудита- позитивное явления для бизнеса в целом!
  Во-вторых, для аудиторов также понижение цен является отличным экзаменом на устойчивость. Именно это побуждает искать  новые ниши и услуги, повышать качество, снижать издержки и не держать не нужных специалистов, совершенствовать деятельность и управление, чтобы остаться на рынке и обеспечить конкурентоспособность.  
  Такие же явления, вне сомнений, есть и у адвокатских фирм и организаций налоговых консультантов, да и в других направлениях профессиональной деятельности   Если отдельные фирмы в этих сферах рассчитывали на "вечный" адмресурс, так надо перестроиться и спокойно дальше работать без сверприбыли и гарантированных объемов.
2014-06-23 13:50:03, Гость_Собир Сафаев:
Специально для Шарафа Рузметова небольшое уточнение:
 
Совокупная выручка аудиторских организаций Узбекистана за 2013 год составляет 36,393 млрд.сум, из которых 11,825 млрд.сум приходится на долю трех аудиторских компаний – представителей «большой четверки», осуществляющих свою деятельность в Узбекистане. При этом общее количество сертифицированных аудиторов в Узбекистане на 1 января 2014 года составляло 669 человек, в том числе в компаниях «большой четверки» - 20 человек.
 
Таким образом, исключив для «чистоты эксперимента» нехарактерные для большинства аудиторских организаций показатели «большой четверки», получаем, что на долю оставшихся 649 аудиторов приходится выручка в размере 24,568 млрд.сум (36,393 – 11,825), или по 37,855 млн.сум на брата/сестру.
 
При обусловленном Вами 40-процентном доходе, на одного аудитора приходится 15,142 млн.сум в год, или 1,262 тыс.сум в месяц. Жить стало веселее?
2014-06-23 14:45:00, Гость_Шалунова Т.:
Гость_, написавший сообщение 2014-06-23 в 12:09:24, Вы действительно считаете, что падение цен - это нормальный процесс? Один вариант падение цен на одну кастрюльку, когда общий объем выручки растет. И совсем другая ситуация, когда уменьшается объем выручки по всему сектору экономики, при этом, как минимум, инфляцию никто не отменял.
2014-06-23 15:02:47, Гость_Шалунова Т.:
Шараф Рузметов, Вы посчитали доход одного сертифицированного аудитора в месяц – 1 987,3 тыс. сум, Собир Сафаев подредактировал Вашу оценку до 1 262 тыс. сум...
Я не очень понимаю вообще эту дискуссию в отношении дохода каждого отдельного аудитора, когда речь идет о развитии аудиторского сектора!
И потом, допустим, человек получает 1,3 млн. сум. Это большая цифра? Что на нее можно сделать? Только экзамен DipIFR стоит 300 долл. - получается для сдачи экзамена нужно потратить месячный оклад? Кто может себе это позволить, особенно, если у человека несколько детей?
Собир Сафаев говорит о развитии сектора экономики, что в следствии, безусловно, положительно скажется на развитие нашей страны. Кому от этого будет хуже? В Кодексе этики МФБ есть отдельное требование, что аудиторская фирма НЕ МОЖЕТ проводить аудит ниже своих затрат - это и есть борьба с демпингом. А что у нас? Клиенты выбирают самые низкие цены! Я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда аудиторская фирма (АФ) "берет" за проверку 1 млн. сум и проверяет 1 аудитор в течение 1 дня. Безусловно, это выгодно АФ, но насколько это качественно?! Четкая направленность только снизить цену по сути приводит к некачественным услугам. И снова, кому от этого хуже?
2014-06-23 15:47:11, Гость_:
1. Рынок аудиторских услуг растет стабильно. к примеру 2012/2013 с 31,9 млрд. до 35,8 млдрд. сумов.
То есть "кастрюлька" в целом растет даже на фоне, как бы, падения цен- это разные показатели!  https://www.mf.uz/media/file/audit/obzor2013.pdf
2.  А вот то, что себестоимость выросла на 31% и доля консультационных услуг очень низкая в общем объеме- это не правильно. Подтверждает сформировавшийся перекос внутри аудиторских фирм, а не давление внешней конъюнктуры!Рынок диктует цены - кто не справился, уходит. Все просто
3. Предлагается не приводить "условные" примеры с рынка- не совсем этично и слишком не аргументированно- кто так делает- не является достойным представителем профессии безусловно, как и налоговые консультанты из бывших сотрудников, за которых "просят" перед предприятиями местные налоговые, так и адвокаты с адмресурсом и т.д.- это отдельные темы! Цена в 1 млн за 2 дня- это вообще не аудит, но дело здесь уже не в цене, а в общей "притворности" сделки! Поэтому нормальным аудиторам не надо вообще на этом поле "конкурировать"!
4. Не надо вмешиваться в цены и регулировать их, как и формальные требования! Тендеры, основанные на качественной оценке- согласен, необходимы! Извините, цены на базаре, воспитание детей и другие очень, очень важные аспекты вне дискуссии, так как эмоциональны и не могут служить ориентиром для оценки ни в каких отраслях        Важна эффективность и профессионализм компаний и их персонала. Не важно в какой нише: аудиторы, адвокаты, налоговые консультанты и другие важные профессии! Поэтому цены сами по себе не повысятся- надо работать комплексно по направлениям, чтобы "убедить" бизнес платить больше за более качественные услуги не только по аудиту, но и в сфере помощи в развитии самого бизнеса (актуальная услуга, не освоенная консультантами!) .
2014-06-23 16:17:11, Гость_Шалунова Т.:
Гость_, спасибо за Ваш ответ! Вмешалась, т.к. тема действительно актуальна. Продолжу по-Вашим же пунктам:
1. К сожалению, не так. Были неоднократные дискуссии относительно, так называемых, субподрядных работ. Таким образом, один и тот же объем выручки "проходит" по двум организациям одновременно с небольшой разницей в виде вознаграждения АФ, с которой заключен договор. Поэтому реальные цифры рынка нам просто неизвестны.
2-3. Абсолютно согласна. Возможно, я высказалась несколько неэтично. К сожалению, такие факты есть, и они приводят к тому, что многие клиенты просто формально относятся к аудиторским услугам. Лично мне, как представителю этой профессии, хотелось бы изменить мнение о моих коллегах и профессии. Только по этой причине я поддерживаю текущую дискуссию.
4. Вы сами пишите "Тендеры, основанные на качественной оценке - согласен, необходимы!". Именно этого я и хочу. Просто один вариант, когда это обычная коммерческая организация, которая может внедрить свое внутреннее Положение по закупкам, и совсем другой вопрос, когда речь идет о предприятии с гос. долей.
Думаю, эту тему можно продолжать бесконечно... :)
2014-06-23 16:54:57, Гость_:
С другой стороны, статистика не учитывает наличие целых аудиторско-консалтинговых групп и консолидированных объемов, как принято в международной практике ( к вопросу о рейтинге!). Так что, оперируем тем, что есть в наличии.
   Почему бизнес стал искать "дешевые заключения" - надо задуматься над следующим - а что до этого предложили аудиторы по качеству услуг, сервису по обслуживанию, поддержке бизнес-процессов и развитию бизнеса, маркетинге, технологиях?  Послушно пошли за теми, кто стал демпинговать, рассчитывая, что это вечное состояние! Не секрет, что в 90-е и начале двухтысячных ежегодно можно было повысить цены на 30-50% и всех были счастливы, а сейчас, когда предел мечтаний 10-15% (и это вполне нормально!!!) вдруг осознали, что надо бы совершенствовать деятельность! Сейчас, и это тренд международный, бизнес делает запрос не на обязательный аудит, а именно на помощь в развитии и повышении конкурентоспособности, в т.ч. международной, а это совсем иные задачи и более высокий уровень профессионализма- следующая эра! А мы все спорим обязательный аудит-не обязательный аудит, количество аудиторов, ставить подпись- не ставить подпись на каждой странице, чтобы "отвечал"!))
   Поддерживаю Вас в стремлении повысить престиж профессии и развитие рынка цивилизованными и продуманными методами!)) Каждому руководителю и аудитору надо задуматься над темой дальнейшего развития или их будут "эффективно строить" как и прежде. Пора вырасти из "коротких штанишек"!)Один из основных вопросов - чем мы можем помочь бизнесу!? Ответите и он завалит вас объемами:)
2014-06-23 17:36:49, Гость_Шалунова Т.:
Гость_, не знаю кто Вы, но поддерживаю абсолютно в Ваших высказываниях! :)
Кстати, почитайте наши статьи в НТВ в отношении развития профессии:
Часть 1: Международный опыт - http://e-gazeta.norma.uz/publish/doc/text105123_torjestvenno_klyanus?paper=ntv
Часть 2: Квалификация обязательна - http://e-gazeta.norma.uz/publish/doc/text105708_torjestvenno_klyanus1?paper=ntv
Может тоже скажете Ваше мнение...
Заранее спасибо!
2014-06-23 21:15:25, Гость_Шараф Рузметов:
2014-06-23 15:02:47, Гость_Шалунова Т.:
Шараф Рузметов, Вы посчитали доход одного сертифицированного аудитора в месяц – 1 987,3 тыс. сум., Собир Сафаев подредактировал Вашу оценку до 1 262 тыс. сумов ...
Я не очень понимаю вообще эту дискуссию в отношении дохода каждого отдельного аудитора, когда речь идет о развитии аудиторского сектора!
И потом, допустим, человек получает 1,3 млн. сум. Это большая цифра? Что на нее можно сделать? Только экзамен DipIFR стоит 300 долл. - получается для сдачи экзамена нужно потратить месячный оклад? Кто может себе это позволить, особенно, если у человека несколько детей?
 

Вот Вы и ответили на один из вопросов: почему нет развития. Руководитель АК должен быть заинтересован в повышении квалификации и сдаче экзаменов своих аудиторов. За счет АК оплачивать обучение.
А 60 % куда расходовать - на дивиденды.
Демпинг – продажа организацией товаров или услуг ниже себестоимости. Это мы все знаем.
Но кто может определить себестоимость аудиторских услуг, какие затраты должны мы включать?
Для первой проверки берется АК с авторитетом, но это до первой проверки компетентными органами. Бывают случаи, когда предприятия во время проверок компетентными органами кричат АУ, но не могут найти аудитора. Клиент ушел.
Да и в последнее время руководители не заинтересованы платить огромные суммы за услуги аудиторов, так как проблем и «РАСХОДОВ» у них от этого не становится меньше.
 
Правильно отмечает: 2014-06-23 16:54:57, Гость_:  Поддерживаю Вас в стремлении повысить престиж профессии и развитие рынка цивилизованными и продуманными методами! Каждому руководителю и аудитору надо задуматься над темой дальнейшего развития или их будут "эффективно строить", как и прежде. Пора вырасти из "коротких штанишек"! Один из основных вопросов - чем мы можем помочь бизнесу!? Ответите и он завалит вас объемами.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика