В приоритетах развития страны на 2014 год главой государства особо отмечались активное внедрение ИКТ во все сферы экономики, дальнейшее развитие и стимулирование электронной коммерции, расширение интерактивных услуг.
В связи с этим Центральным банком подготовлена новая редакция законопроекта «Об электронной коммерции» (ЭК), который учитывает интеграцию экономики страны в мировую, сложившиеся реалии денежного обращения в Узбекистане и мировые тенденции онлайн-торговли и в банковской сфере. Уже сегодня более 10% населения мира делают покупки через Интернет, и процесс идет дальше.
В случае принятия закона в предложенном формате появятся новые возможности для развития бизнеса, оздоровления деловой среды и инвестиционного климата.
При подготовке данного проекта проанализированы опыт и инструменты ЭК стран Ближнего зарубежья и Балтии, Северной Америки, Южной Азии, Океании, Италии, и ряда других стран.
Действующий Закон «Об электронной коммерции» (от 29.04.2004 г. N 613-II) базируется на понятиях и терминах, принятых в законах «Об электронном документообороте» (от 29.04.2004 г. N 611-II) и «Об электронной цифровой подписи» (от 11.12.2003 г. N 562-II). В них определен электронный документ как информация в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП). Применение ЭЦП предполагает наличие предварительных договорных отношений между сторонами либо использование услуг удостоверяющих центров на основе инфраструктуры публичных ключей и имеет ограниченную сферу применения.
В международной практике для осуществления розничных продаж, связанных с покупками через интернет-магазины, как правило, используются другие доступные средства идентификации покупателей в качестве аналога собственноручной подписи, в том числе путем отправки одноразовых идентификаторов на смартфон или е-mail клиента (продавца).
Сегодня в национальной банковской системе реализованы механизмы интернет-оплаты по банковским картам в режиме реального времени, а также широко развита система дистанционного банковского обслуживания. Сообразно зарубежной практике в Правилах организации платежных систем, использующих сети телекоммуникаций общего пользования (утверждены постановлением правления ЦБ, зарегистрированным МЮ 13.02.2008 г. N 1767), в этих системах для подтверждения подлинности операций предусмотрены методы, отличные от ЭЦП.
Именно поэтому для упрощения процедуры заключения сделок новой редакцией закона допускается использование подписи посредством одноразовых идентификаторов и других аналогов, которые позволят значительно упростить электронные сделки.
В проекте также регламентируются отношения, возникающие при использовании электронных документов в иных юридических действиях в ЭК, устанавливаются особенности заключения договоров с использованием электронных документов и требования к участникам ЭК, в том числе к информационным посредникам.
В законопроекте есть еще ряд существенных отличий от действующего Закона:
отменяется обязательное наличие ЭЦП на электронном документе для физических лиц – субъектов ЭК и допускается использование подписи одноразовым идентификатором или другим аналогом, что значительно упростит оформление электронной сделки и совмещение акцепта с механизмами интернет-оплаты по банковским картам;
расширяется состав информационных посредников (операторов сетей телекоммуникаций, платежных агентов, лиц, осуществляющих организацию электронных торгов и оказывающих услуги по депозитарному хранению электронных документов), предоставляющих субъектам ЭК услуги по обеспечению совершения электронных сделок;
устанавливаются дополнительные требования к процедурам оферты, акцепта коммерческих предложений и условиям договоров в ЭК, учитывая особенности заключения договоров с использованием электронных документов и специфику заключения договоров в электронной форме;
вводится норма о возможности оформления счетов-фактур и других необходимых документов в электронной форме. Пока при продаже товаров (работ, услуг) существует необходимость подписания счетов-фактур и других документов по исполнению договоров в бумажном виде, что создает дополнительные барьеры при осуществлении эффективной ЭК;
вносятся нормы о госрегулировании данной сферы уполномоченным органом и устанавливаются его полномочия;
вводятся нормы по обеспечению безопасности информации и защите персональных данных участников ЭК.
При принятии законопроекта значительно сократятся расходы на проведение торговых операций (транзакционные издержки) и исчезнут проблемы, связанные с географической удаленностью друг от друга субъектов ЭК.
Покупателям и продавцам он позволит практически мгновенно получать наиболее полную информацию о ценах, качестве и условиях поставки, предлагаемых различными конкурентами.
В ближайшее время подготовленный законопроект «Об электронной коммерции» (новая редакция) поступит в нижнюю палату парламента – профильный Комитет по вопросам информации и коммуникационных технологий, Комитет по бюджету и экономическим реформам, где пройдет его обсуждение с заинтересованными ведомствами, банковскими структурами и бизнес-сообществом.
Подготовил
Маъруф УСМАНОВ
по материалам пресс-службы
Центрального банка.
Необходимость этого Закона назрела уже давно, надо, чтобы его быстрее принимали - мы значительно отстаем, а от такого вида торговли будут выигрывать в первую очередь потребители.
Это сложившаяся мировая практика.