Norma.uz
Газета НТВ / 2014 год / № 19 / Внешнеэкономическая деятельность

Внесите коррективы

 

Иностранная компания приобретает материалы за пределами республики под конкретный проект в рамках соглашения о разделе продукции и заво­зит их на адрес зарегистрированного постоянного учреждения. Можем ли мы передать и расходовать эти ТМЦ на другие наши проекты, по которым зарегистрированы отдельные постоянные учреждения? Если «да», то какова процедура оформления?

 

– Пуктом 5 статьи 256 НК «Особенности налогообложения деятельности, осуществляемой в рамках соглашения о разделе продукции» предусмотрено, что «товары (работы, услуги), предназначенные для проведения работ по соглашению о разделе продукции и ввозимые в соответствии с проектной документацией иностранным инвестором или иными лицами, участвующими в выполнении работ по соглашению о разделе продукции, а также вывозимая иностранным инвестором продукция, принадлежащая ему в соответствии с данным соглашением, освобождаются от обложения таможенными платежами, за исключением сборов за таможенное оформление. При нецелевом использовании ввезенных материально-технических ресурсов, в том числе при их отчуждении, все таможенные платежи, подлежащие уплате в бюджет, взыскиваются в порядке, установленном таможенным законодательством». 

Аналогичная норма содержится и в Правилах таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Узбекистан в рамках Соглашения о разделе продукции в отношении участка Кандымской группы месторождений, участков Хаузак и Шады, а также Кунградского участка от 16 июня 2004 года и в рамках Соглашения о разделе продукции в отношении месторождений на территориях Юго-Западного Гиссара и Устюртского региона Республики Узбекистан от 23 января 2007 года1. Их пункт 41 определяет, что в случае нецелевого использования ввезенных товаров, в том числе их отчуждения, соответствующий таможенный орган взыскивает в установленном порядке все таможенные платежи, подлежащие уплате в государственный бюджет, в соответствии с законодательством.

Из этих норм законодательства вытекает, что все предоставленные таможенные льготы при ввозе товаров, сырья и материалов, заво­зимых в рамках выполнения работ по СРП на постоянное учреждение, являются целевыми и контролируются государством. В случае необходимости перенаправления их для использования в качестве расходных товарно-материальных ценностей по другому проекту (договору) следует иметь в виду, что четкий порядок такой процедуры не определен. Однако законодательством установлен порядок корректировки ГТД после завершения таможенного оформления и помещения товаров под определенный таможенный режим. Согласно Положению о порядке корректировки, переоформления и аннулирования грузовых таможенных деклараций2 они производятся в случаях:

необходимости исправить ошибки, допущенные при таможенном оформлении;

передачи прав собственности на оформленный по данной ГТД товар или его части другому субъекту внешнеэкономической деятельности;

изменения условий контракта (договора, соглашения);

технической неисправности транспортных средств, предназначенных для перевозки товаров;

возврата товаров;

в иных случаях, достаточно обосновывающих необходимость корректировки, переоформления и аннулирования ГТД.

Чтобы произвести такие действия, владелец товара или таможенный брокер должен письменно обратиться к начальнику территориального управления ГТК с заявлением, в котором указывается конкретная причина корректировки декларации. К нему прилагаются:

1) копии договора (соглашения);

2) экземпляры первично оформленных ГТД NN 3, 5, 6 (за исключением пятого экземпляра ГТД, оформленной в режиме экспорта);

3) копии счета-фактуры и иные товаросопроводительные документы, использовавшиеся при таможенном оформлении ГТД;

4) в необходимых случаях – справка уполномоченного банка о сумме поступивших товаров по договору, указанной в ГТД, и по их оплате при импорте;

5) в необходимых случаях – справка уполномоченного банка о расчетах и поступлении платежей по договору, указанных в ГТД при экспорте.

Для принятия решения к ним в случае необходимости могут быть приобщены и другие документы, представленные заявителем.

Сроки обращения по вопросам корректировки, переоформления и аннулирования ГТД не могут превышать срок хранения ГТД. В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (зарегистрирована МЮ 3.11.1999 г. N 834)  оформленные ГТД хранятся в порядке, установленном для хранения документов строгой финансовой отчетности. Срок хранения электронной и бумажной формы ГТД, а также их электронных копий составляет 10 лет для товаров, вывозимых в соответствии с таможенным режимом экспорта, и 5 лет для остальных таможенных режимов.

Начальник управления ГТК направляет заявление на рассмотрение специальной постоянно действующей комиссии, которая создается при территориальном таможенном органе. Она тщательно изучает все материалы, связанные с получением или отправлением груза. Особое внимание обращается на причины, вызвавшие необходимость корректировки ГТД. Свое решение комиссия выносит в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента представления всех необходимых по данному вопросу документов.

Из вышеизложенного можно сделать выводы:

если имущество завозилось в Узбекистан в адрес постоянного учреждения для целевого использования в рамках проекта по реализации СРП и передается постоянному учреждению той же компании-нерезидента, зарегистрированному на основании субподрядного контракта, работы по которому проводятся в рамках того же СРП, то в этом случае риски признания нецелевого использования таможенных льгот невысоки. Однако и в этом случае следует согласовать форму уведомления таможенного органа, ведущего учет целевого использования льгот по данному СРП;

если имущество, завезенное на тех же условиях, передается постоянному учреждению той же компании-нерезидента, но при этом ее деятельность не связана с тем же СРП, то в этом случае будет признано нецелевое использование и восстановлены все обязательства по уплате таможенных пошлин.

Таким образом, передача имущества возможна при соблюдении условий целевого использования, уведомления таможенного органа и(или) проведения процедуры корректировки. Так как имущество компании-нерезидента независимо от того, в адрес какого постоянного учреждения оно было ввезено, является собственностью той же компании, то при передаче с одного постоянного учреждения на другое рекомендуется оформлять акт приема-передачи с целью учета расходов при расчете налогов.

В аудиторской практике встречались ситуации, когда одно постоянное учреждение, передав имущество другому, учитывало его у себя в качестве расхода только на основании ГТД. А получившее ТМЦ постоянное учреждение также относило использованное имущество на расходы при расчете налога на прибыль. Во избежание подобных случаев, влияющих на налоговые обязательства, постоянному учреждению следует вести тщательный количественный складской учет и оформлять соответствующие документы по списанию ТМЦ на работы по проекту.

 

Гузаль ИСЛАМОВА,

председатель правления
ООО АО «
BAKER TILLY TASHKENT». 

 

 


1Приложение к постановлению ГТК, МВЭСИТ, МЭ и Агентства «Узстандарт», зарегистрированному МЮ 19.04.2010 г. N 2097.

2Приложение к постановлению ГТК, зарегистрированному МЮ 24.09.2010 г. N 2143. 

Прочитано: 2901 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика