Я хотел бы узнать, как работает система «Карго» у нас в республике? Как и за что мне придется платить и сколько в конечном счете примерно выйдет? Знаю, что ваша газета помогает и крупным, и малым предпринимателям. Помогите мне разобраться в этом вопросе и подскажите, какие документы необходимо сдавать предпринимателю на таможне?
Денис Цой.
– По всей вероятности, вы надумали заняться коммерцией, то есть получать грузы (карго) в коммерческих целях. Но не зная, какой товар и откуда вы намерены его получать, ответить, сколько вам придется платить и в какую сумму это выльется, невозможно.
Что касается системы «Карго», то она работает просто. На ваше имя приходит грузовое отправление; вы или нанятый брокер (специалист по таможенному оформлению) заполняете грузовую таможенную декларацию и вместе с пакетом необходимых документов сдаете для оформления таможенному органу; уплачиваете таможенные платежи; получаете свой товар.
ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ТАМОЖНИ
Указом Президента «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству» (от 18.07.2012 г. N УП-4455, далее – Указ Президента N УП-4455) с 1 января 2013 года отменена процедура постановки на учет импортных контрактов в таможенных органах. Также теперь не требуется представлять им импортный контракт и справку о расчетах.
В соответствии с Перечнем документов, представляемых таможенным органам при оформлении экспортно-импортных грузов1 для оформления товаров в таможенный режим «Выпуск для свободного обращения (импорт)», в таможенные органы представляются:
• грузовая таможенная декларация. Согласно Положению о порядке подтверждения таможенной стоимости товаров, ввозимых импортерами – субъектами предпринимательства на таможенную территорию Республики Узбекистан с применением льгот по таможенным платежам (утверждено Постановлением КМ от 22.05.2013 г. N 139) для подтверждения таможенной стоимости импортируемых товаров с применением таможенных льгот необходимо представить экспортную грузовую таможенную декларацию или иной заменяющий ее документ. А также другие документы, подтверждающие расходы, понесенные до таможенной территории Узбекистана;
• сертификат соответствия для отдельных видов товаров, определенных Кабинетом Министров;
• сертификат происхождения товаров, если его необходимость зафиксирована в контракте, национальных правилах страны ввоза или предусмотрена международными обязательствами Узбекистана;
• заключение МВЭСИТ РУз по импортным контрактам (договорам, соглашениям) в случаях, предусмотренных законодательством;
• таможенная декларация страны экспорта при ввозе товаров, включенных в Перечень технологического оборудования, освобождаемого при ввозе на территорию Республики Узбекистан от импортной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость2. При наличии этого документа таможенное оформление производится в течение одного рабочего дня. В ином случае оно осуществляется в общеустановленном порядке;
• платежные документы (платежное поручение, квитанция, акт сверки и т. п.), подтверждающие уплату таможенных платежей. В случаях предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей вместо платежного документа представляется письмо-заключение территориального управления ГТК, подтверждающее обеспечение их уплаты залогом товара и транспортных средств, гарантией банка или внесением на депозитный счет таможенного органа причитающихся сумм;
• транспортные и товаросопроводительные документы (инвойс);
• фитосанитарный сертификат; карантинный (ветеринарный) сертификат в случаях, предусмотренных законодательством;
• лицензия (для товаров, подлежащих лицензированию);
• в необходимых случаях – разрешения уполномоченных органов.
ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ
Во исполнение пункта 5 Указа Президента N УП-4455 Государственный таможенный комитет с 1 января 2013 года предоставляет интерактивную услугу «Электронное декларирование товаров». Благодаря ей необходимые документы можно представить в таможенный орган в электронном виде.
Положение о порядке таможенного оформления товаров в электронной форме (утверждено Постановлением КМ от 29.12.2012 г. N 370) предусматривает двухэтапную процедуру. На первом – уполномоченные органы в установленные сроки выдают и вводят в автоматизированную информационную систему «Электронное декларирование товаров» (АИСЭДТ) разрешительные документы на уровне межведомственного взаимодействия. Перечень разрешительных документов и названия органов, уполномоченных их выдавать и вводить, приведены в приложении N 1 к Положению.
На втором этапе специалист по таможенному оформлению подготавливает грузовую таможенную декларацию в виде электронного документа и сопутствующие документы, подписывает их своей электронной цифровой подписью (ЭЦП) и направляет сотруднику таможни, где будет производиться таможенное оформление товара в электронной форме. Для электронных деклараций установлены те же сроки хранения, что и для ГТД на бумажных носителях.
Приняв решение о таможенном досмотре товаров, сотрудник таможенной службы в течение трех часов отправляет декларанту электронное сообщение с информацией о времени и месте его проведения. При соответствии указанных в электронной декларации сведений результатам таможенного досмотра дальнейшее оформление проводится в обычном порядке. В случае выявления нарушений таможенный орган принимает предусмотренные законодательством меры.
При содействии пресс-службы ГТК.
Практика свидетельствует о росте числа участников внешнеэкономической деятельности, оценивших преимущества безбумажного декларирования. Так, в 2013 году более 10 тысяч участников ВЭД (67,6% от общего количества) применили электронное декларирование.
Согласно предварительным данным, за I квартал 2014 года оформлено более 88 тысяч электронных грузовых таможенных деклараций, что составляет 94,8% от общего объема ГТД.
*Карго (исп. – cargo) – общее обозначение груза, перевозимого на судне, когда не указывается точное его наименование.
1Утвержден МВЭС, МФ и ГТК, зарегистрирован МЮ 8.04.1998 г. N 428.
2Утвержден постановлением МЭ, МФ, МВЭСИТ и ГТК, зарегистрированным МЮ 20.04.2013 г. N 2436.