Norma.uz
Газета Норма / 2014 год / № 15 / Парламентские вести

Информационное сообщение

 

10–11 апреля 2014 года в городе Ташкенте состоялось четырнадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса. На нем присутствовали члены Кабинета Министров, руководители министерств и ведомств, представители других организаций, средств массовой информации. Заседание вел председатель Сената Олий Мажлиса И. Собиров.

 

 

• Сенаторы начали свою работу с рассмотрения Закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117)», внесенного на рассмотрение Парламента Президентом в порядке законодательной инициативы.

Настоящие изменения и дополнения вносятся в целях дальнейшей демократизации системы власти и управления, обеспечения поэтапной реализации принципа «От сильного государства – к сильному гражданскому обществу», расширения роли палат Олий Мажлиса в системе органов государственной власти, их прав и полномочий в реализации стратегических задач внутренней и внешней политики, усиления функций высшего законодательного органа, представительных органов власти по контролю за деятельностью Кабинета Министров и исполнительных органов, а также повышения ответственности правительства, органов исполнительной власти на местах за реализацию задач социально-экономического развития страны.

Сенаторы особо отметили, что Закон станет важным фактором реализации конституционного принципа разделения властей – законодательной, исполнительной, судебной, дальнейшего развития системы сдержек и противовесов между ними.

В Основной Закон вводится институт парламентского контроля.

Важное значение в деле дальнейшего развития парламентаризма, многопартийной системы и межпартийной конкуренции, межфракционной борьбы – этой важнейшей составляющей демократического общества – имеет включение в Конституцию нормы о том, что кандидат на должность Премьер-министра при рассмотрении и утверждении его кандидатуры в Парламенте представляет программу действий правительства на ближайшую и долгосрочную перспективу.

В Законе также предусматривается обязанность правительства представлять Парламенту ежегодные доклады по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны.

Сенаторы подчеркнули важность закрепления в статье 98 Конституции норм, предусматривающих уточнение и расширение полномочий и прав Кабинета Министров.

Значительно усиливают роль и значение гражданских институтов в решении важнейших задач в социально-экономической и гуманитарной сферах поправки к статье 32 Конституции. Норма этой статьи, определяющая, что граждане Рес­публики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, дополняется нормой о том, что это право реализуется также путем развития и совершенствования общественного контроля за деятельностью государственных органов.

В целях усиления независимости и в то же время ответственности органов исполнительной власти на местах перед представительной властью статья 103 Конституции дополняется нормой, устанавливающей обязанность хокима области, района и города представлять соответствующему Кенгашу народных депутатов отчеты по важнейшим и актуальным вопросам социально-экономического развития области, района, города, по которым Кенгашем народных депутатов принимаются соответствующие решения.

Сенаторы также отметили особое значение поправок к статье 117 Конституции, закрепивших конституционные основы организации деятельности, функционирования и статуса Центральной избирательной комиссии как независимого конституционного органа, формируемого Парламентом.

Выступившие сенаторы отметили, что положения инициированного главой государства Закона получают высокую оценку со стороны иностранных политических деятелей и специалистов, которые подчеркивают, что данные нововведения отвечают самым демократическим требованиям и общепризнанным международным стандартам. Закон одобрен сенаторами.

 

• Сенаторы также рассмотрели вопрос о деятельности Сената Олий Мажлиса в 2013 году и приняли соответствующее решение.

 

• Затем сенаторы рассмотрели и одобрили Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117)», в соответствии с которым нормы действующего законодательства приведены в соответствие с поправками, внесенными в Конституцию Республики Узбекистан.

В контексте международной ситуации сенаторы отметили, что Узбекистан, как и мировое сообщество в целом, не может не беспокоить ситуация в Украине и вокруг нее. Выразив поддержку позиции по этому вопросу, изложенной в известных заявлениях МИД от 4 и 24 марта с.г., сенаторы подчеркнули, что события, происходящие в Украине, приведшие к серьезным осложнениям ситуации и противостоянию, могущие привести к еще большей эскалации напряженности и трудно предсказуемым последствиям, создать реальную угрозу суверенитету и территориальной целостности страны, не могут не вызвать глубокой тревоги и озабоченности в Узбекистане.

Сенаторами было высказано мнение – разрешение создавшейся обстановки видится прежде всего в отказе от применения силовых вариантов и использовании политических средств и усилий для решения возникших проблем мирными средствами путем переговоров, основываясь на фундаментальных нормах международного права и Устава ООН.

 

• Сенаторы рассмотрели и одобрили Закон «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», подготовленный во исполнение Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране.

 

• Далее был рассмотрен Закон «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» в новой редакции, разработанный в соответствии с Концепцией дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране и Указом Президента «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству» (от 18.07.2012 г. N УП-4455).

Отмечалось, что Закон направлен на более четкое определение полномочий, прав и ответственности органов корпоративного управления и контроля, повышение роли и значения наблюдательных советов, общих собраний и ревизионных комиссий акционерных обществ с учетом практики применения и новых реалий развития рыночных отношений, повышение прозрачности и доступности информации о деятельности акционерных компаний для всех акционеров и потенциальных инвесторов.

Закон одобрен сенаторами.

 

• Сенаторы рассмотрели также Закон «О профилактике правонарушений». В ходе пленарного заседания отмечалось, что Закон направлен на дальнейшее совершенствование правовых механизмов профилактики правонарушений, повышение эффективности взаимодействия субъектов профилактики правонарушений, в том числе правоохранительных структур, обеспечение координации их деятельности, системности и упорядоченности предпринимаемых мер, а также унификацию многочисленных правовых норм, регламентирующих вопросы профилактики правонарушений.

 

• Затем сенаторы рассмотрели Закон об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей в новой редакции, подготовленный в рамках реализации положений Указа Президента «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов» (от 30.11.2012 г. N УП-4486) и Распоряжения Президента «О совершенствовании деятельности Высшей квалификационной комиссии по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан» (от 29.12.2012 г. N Р-3949).

В ходе заседания было отмечено, что нормы данного Положения направлены на дальнейшее совершенствование системы организационно-правовых механизмов отбора, подготовки кандидатов на должности судей, организации деятельности квалификационных коллегий судей всех уровней, на обеспечение подлинной независимости судебной власти.

 

• Сенаторы также рассмотрели Закон «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан».

Законом вносятся изменения и дополнения в ряд законов – «О нотариате», «О связи», «Об исполнении судебных актов и актов иных органов», «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов», «О Кабинете Министров Республики Узбекистан», «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О рынке ценных бумаг», Уголовный, Гражданский кодексы, ряд других актов законодательства.

 

• Далее был рассмотрен вопрос о внесении изменений в состав Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан и принято соответствующее решение.

 

• Сенаторы также заслушали и утвердили отчет о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмана) в 2013 году. Было отмечено, что деятельность Омбудсмана в прошлом году была направлена на осуществление мер по углублению парламентского контроля за соблюдением прав и свобод человека органами государственной власти и управления, их должностными лицами, содействие совершенствованию законодательства в этой сфере.

В ходе обсуждения сенаторы высказали ряд пожеланий и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсмана).

На этом первый день работы четырнадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса был завершен.

 

* * *

• Второй день пленарного заседания сенаторы начали с обсуждения отчета о деятельности Счетной палаты Республики Узбекистан за 2013 год. Было отмечено, что деятельность Счетной палаты осуществлялась на основе задач, определенных главой государства на заседании Кабинета Министров 18 января 2013 года, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2012 году и важнейшим приоритетам на 2013 год. В отчетном году Счетной палатой проведены контрольные мероприятия на 252 объектах по 43 направлениям в различных министерствах и ведомствах страны.

В соответствии с бюджетным законодательством организован системный контроль за формированием и исполнением Государственного бюджета как на республиканском, так и на местном уровне, проверялись законность, эффективность и целевое использование бюджетных средств. Кроме того, осуществлялся непрерывный контроль за полнотой формирования, целевым и рациональным расходованием средств внебюджетных фондов, консолидируемых в Государственном бюджете. В результате проведенной работы в отчетном году достигнуто возмещение ущерба, нанесенного интересам государства или хозяйствующих субъектов, на сумму более семидесяти миллиардов сумов.

В ходе обсуждения вопроса сенаторы высказали свои предложения и рекомендации, направленные на усиление и повышение эффективности контрольных мероприятий Счетной палаты, принятие необходимых мер по сокращению финансовых правонарушений и их предотвращению в будущем.

 

• При обсуждении отчета председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы было отмечено, что деятельность Государственного комитета по охране природы в 2013 году была направлена на обеспечение государственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, оздоровление экологической обстановки в стране.

В соответствии с программой мероприятий Госкомприродой обеспечено выполнение 48 мероприятий по 14 основным направлениям данной программы. Особое внимание было уделено реализации Программы действий по охране окружающей среды на период 2013–2017 годов, а также принятых на ее основе территориальных программ.

В результате выполненных природоохранных мероприятий на промышленных предприятиях страны значительно сокращены выбросы загрязняющих веществ в атмосферу – на 111,6 тонны. Проводится целенаправленная работа по внедрению возобновляемых источников энергии на социально значимых объектах в регионах страны. Так, завершены подготовительные работы в ряде социально значимых объектов Ферганской, Сурхандарьинской, Кашкадарьинской, Навоийской, Хорезмской, Самаркандской, Сырдарьинской и Бухарской областей по изготовлению, монтажу и установке солнечных фотоэлектрических станций.

В ходе обсуждения отчета сенаторы высказали конкретные предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию деятельности Государственного комитета по охране природы.

 

• Сенаторы также заслушали информацию министра юстиции Республики Узбекистан о состоянии законности в деятельности органов государственного управления, органов государственной власти на местах, правоохранительных и контролирующих органов в 2013 году. Отмечалось, что за истекший период Министерством юстиции в рамках мониторинга нормотворческой и правоприменительной практики отдельных органов государственного управления, органов государственной власти на местах, правоохранительных и контролирующих органов в истекшем году проведена правовая экспертиза более 1 тысячи проектов нормативно-правовых актов, представленных министерствами, государственными комитетами и ведомствами. В области ведомственного нормотворчества прошли государственную регистрацию 403 акта министерств и ведомств.

При этом особое внимание уделялось устранению выявленных в ходе мониторинга нарушений законодательства. В частности, Главным управлением по контролю за соблюдением законодательства Министерства юстиции проведено 16 мониторинговых проверок в системе 18 государственных структур, по результатам которых были приняты конкретные меры по обеспечению соблюдения в их деятельности требований законодательства.

По выявленным недостаткам органами юстиции внесено 957 мер реагирования, направленных на устранение нарушений, а также причин и условий, способствующих их совершению, утверждение верховенства закона, законности в обществе. Заинтересованным министерствам, государственным комитетам и ведомствам предложено разработать более 30 проектов нормативно-правовых актов, направленных на восполнение пробелов и устранение противоречий, выявленных в ведомственных нормативно-правовых актах, реализованы конкретные меры по совершенствованию их нормо­творческой деятельности.

В ходе обсуждения сенаторы высказали ряд рекомендаций и предложений по усилению системного контроля за соблюдением законности в деятельности государственных органов, в том числе правоохранительных и контролирующих органов, а также координации деятельности органов государственного управления в сфере нормотворчества и правоприменительной практики, организации работы по повышению правовой культуры в обществе.

 

• Далее сенаторы рассмотрели вопросы о внесении изменений в составы Верховного суда и Высшего хозяйственного суда, а также другие вопросы, относящиеся к компетенции Сената Олий Мажлиса.

По всем рассмотренным вопросам приняты соответствующие решения.

В ходе двухдневного заседания Сената было рассмотрено 16 вопросов, в том числе 7 законов.

На этом четырнадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса завершило свою работу.

 

По сообщениям пресс-службы

Сената Олий Мажлиса.

 

Прочитано: 2361 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика