Опубликованный в прошлом номере «НТВ» материал «Базарные распри»* в очередной раз поднимает актуальный вопрос. Будучи согласным с позицией авторов, хочу дополнить ее своими доводами.
В целях упорядочения торговли на дехканских, вещевых рынках и ярмарках, совершенствования механизма формирования и рационального использования поступающих финансовых средств, усиления борьбы с негативными явлениями в этой сфере, а также повышения качества обслуживания населения Указом Президента «О дополнительных мерах по улучшению организации функционирования рынков и качества обслуживания населения» (от 5.03.1996 г. N УП-1384) в ведение хокимиятов районов (городов) республики переданы дехканские, вещевые рынки и ярмарки и на их базе созданы акционерные общества открытого типа на основе объединения имущества и средств всех заинтересованных участников процесса производства (выращивания), заготовки, транспортировки и реализации продовольственных и иных потребительских товаров.
Все имущество и средства, находящиеся на территории рынков и ярмарок, были объединены и переданы на баланс вновь созданных АО. С этого момента на территории дехканских, вещевых рынков и ярмарок не могут находиться объекты недвижимости, собственниками которых являются физические или юридические лица.
Более того, пунктом 3 Постановления Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации деятельности дехканских рынков и торговых комплексов» (от 26.04.2010 г. N ПП-1326) установлен порядок, который не допускает отвод земельных участков на территории рынков, а также передачу в собственность физическим и юридическим лицам объектов недвижимости, принадлежащих рынку.
В пункте 2 раздела III Минимальных размеров разовых сборов арендной платы и стоимости оказываемых услуг, взимаемых администрациями рынков и торговых комплексов (утверждены постановлением МФ и ГНК, зарегистрированным МЮ 8.01.2014 г. N 2551), установлен минимальный тариф – плата за пользование инфраструктурой рынка с собственников зданий, сооружений и строений на территории рынков и торговых комплексов, а так как юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, не являются собственниками зданий, сооружений и строений на территории дехканских, вещевых рынков, то на них данная норма не распространяется.
Поэтому из пункта 2 раздела III оставляем только плату с собственников зданий, сооружений и строений на территории торговых комплексов. Чтобы ответить на вопрос, что подразумевается под платой за пользование инфраструктурой, рассмотрим определение «инфраструктура торгового комплекса».
Инженерная инфраструктура торгового комплекса – это сети коммуникаций: электроосвещение, водопровод, канализация, вентиляция, телефонная связь, благоустройство прилегающей территории и т.д. Чтобы содержать их в рабочем состоянии, установлена плата за пользование инфраструктурой, которую обязаны платить собственники зданий, сооружений и строений, находящихся на территории торгового комплекса. В качестве аналогии хотелось бы привести взносы на содержание общего имущества в многоквартирном доме, которые платят члены товариществ собственников жилья.
Однако следует помнить, что в разных торговых комплексах различные инфраструктура и расходы на ее содержание, следовательно, сумма платы за нее не может быть одинаковой.
Шарофиддин РУЗМЕТОВ,
наш эксперт.
*«НТВ» N 10 (1022) от 11.03.2014 г.