На предприятиях традиционно предпочитают держать в штате профессионального бухгалтера, обязанность которого – работа с финансовыми документами. Но, согласно статье 7 Закона «О бухгалтерском учете» (от 30.08.1996 г. N 279-I), организацию бухгалтерского учета и отчетности осуществляет руководитель предприятия, учреждения и организации. Руководитель имеет право: создавать службу бухгалтерского учета под руководством главного бухгалтера или пользоваться услугами бухгалтера, привлеченного на договорных условиях; делегировать на договорных условиях ведение бухгалтерского учета специализированной бухгалтерской фирме или отделу централизованного учета хозяйственного объединения, в состав которого входит субъект бухгалтерского учета; самостоятельно вести бухгалтерский учет.
Так, еще в первые годы независимости Узбекистана была законодательно закреплена возможность вести бухгалтерский учет по принципу аутсорсинга.
АУТСАЙДЕР ИЛИ ШТАТНЫЙ
Аутсорсинг бухгалтерии – это ведение бухгалтерского учета и отчетности предприятия не подразделением компании (бухгалтером или службой), а сторонним юридическим лицом. В этом случае внешняя компания включается в бизнесс-процессы предприятия и осуществляет деятельность, аналогичную внутреннему подразделению, оставаясь самостоятельным юридическим лицом.
Казалось бы, зачем обращаться к сторонней фирме, если можно нанять штатного бухгалтера, который прекрасно справится с возложенными на него функциями? Действительно, а зачем?
Маленькой компании, у которой налогообложение и бухгалтерский учет минимальны, аутсорсинг позволит сократить расходы на оплату труда, создание условий и организацию деятельности специалиста. Мы уже писали о зарплатах в этой сфере («Сколько стоит бухгалтер?», «НТВ» N 41 (1001) от 15.10.2013 г.). Работодатели предлагают им от 500 000 сумов и выше. О расценках на аутсорсинг поговорим позже, но для маленьких организаций он будет стоить дешевле.
Еще один повод задуматься об аутсорсинге – профессионализм бухгалтера. Чтобы привлечь хорошего специалиста на полный рабочий день, необходимо предложить ему значительно больше 500 000 сумов. Ведь на полмиллиона, как правило, соглашаются начинающие специалисты или ведущие учет сразу в нескольких фирмах.
Сотрудники же аудиторских организаций и компаний, специализирующихся на аутсорсинге бухучета, обязаны регулярно повышать свой профессиональный уровень. Это высокопрофессиональные специалисты, так как держать здесь «дешевых», но низкоквалифицированных работников – себе дороже.
Объем работы аутсорсера по ведению бухучета на предприятии определяется договором, в котором прописываются стоимость услуг, обязанности, режим труда специалиста и обязательно его ответственность. Поэтому при составлении контракта следует внимательнее отнестись не только к «цене вопроса», но и к другим нюансам.
ЧЕМ ЗАНИМАЕШЬСЯ, ЗАКАЗЧИК?
Поставщики услуг аутсорсинга к вопросу ценообразования подходят индивидуально. Прежде всего определяют, какую систему налогообложения применяет заказчик. Плательщикам единого налогового платежа (малым предприятиям и микрофирмам) услуги обходятся дешевле.
При определении стоимости аутсорсинга компании чаще всего исходя из планируемой работы определяют затраты человеко-часов. За сравнительно небольшой их объем и оплата соответствующая. Немаловажна и специфика деятельности потенциального клиента. Бухгалтерия в строительной сфере отличается от общепита, оптовой и розничной торговли. Поэтому и цена услуг будет рассчитываться по-разному.
Некоторые организации на своих сайтах указывают, что при расчете стоимости они ориентируются на количество производимых в месяц операций – чем их больше, тем услуги аутсорсинга дороже. Согласно опубликованным данным, начальная точка отсчета начинается с 20 операций в месяц. При необходимости проводить их менее 20 – стоимость аутсорсинга минимальна, начиная с 60 операций – оплата уже договорная.
Другие организации во главу угла ставят прибыль клиента. Не ориентируясь на количество операций, они мотивируют это тем, что компания может продавать недорогие, мелкие товары, а может заниматься реализацией автомобилей или авиабилетов. Количество операций может быть минимальным, а штат сотрудников и сложность ведения учета – обратно пропорциональными.
В любом случае вопрос ценообразования индивидуален, и, прежде чем назвать стоимость услуг, аутсорсер сам изучит и оценит будущий фронт работ.
СКОЛЬКО СТОИТ БУХГАЛТЕРИЮ «ПОСТРОИТЬ»?
Итак, мы подошли к самому главному вопросу – стоимости услуг. Данные по расценкам и особенностям рынка аутсорсинга в Ташкенте получены в результате телефонного опроса и на основе информации, опубликованной на сайтах. Цены, приведенные в нашем обзоре, указаны за месяц. Четко структурированного прайс-листа практически нигде нет ввиду специфики работы и индивидуальных особенностей предприятий. Поэтому, чтобы узнать стоимость услуг аутсорсинга именно для вашей компании, следует говорить с представителем аутсорсера лично.
Самая низкая цена на ведение бухгалтерии в компании с минимальными количеством операций и трудозатратами начинается с 400 000 сумов в месяц. В отдельных случаях стоимость увеличивается до 1 млн сумов. Однако чаще не превышает 600 000. Напомним, что зарплата бухгалтера, предлагаемая компаниями, начинается с 500 000 сумов.
Пиковая стоимость ведения бухучета на предприятиях с упрощенной системой налогообложения составляет 3 млн сумов. Средняя (она же распространенная) – 1 млн сумов. Для сравнения, труд бухгалтера с определенной специализацией (материальный, офис-менеджер) на предприятии максимально оценивается в 1,5 млн сумов. Реже встречаются предложения в 500 000 сумов.
Разброс цен на аутсорсинг в сегменте малого бизнеса не такой значительный – порядка 600 000–800 000 сумов. Объясняется это тем, что большинство микрофирм и малых предприятий выбирают упрощенную систему налогообложения, что значительно облегчает работу бухгалтера.
Компании и предприятия, которые таким правом не обладают, традиционно имеют более сложные структуры и виды деятельности, вести учет в них сложнее и квалификация у бухгалтера должна быть выше. Озвучить максимальную стоимость услуг аутсорсера в рамках общеустановленной системы налогообложения смогли не все респонденты, чаще всего звучал ответ: «Договорная». В принципе, оно и понятно: не зная фронта работ, сложно сказать о цене. Те же, кто это сделал, назвали 1 млн сумов – как среднеарифметическую сумму и 6 млн – как пиковую. Вернемся к труду бухгалтера, максимальная зарплата которого, теперь уже главного, – 3 млн сумов, но на крупных производствах учет ведет не один главбух, а целый штат профессионалов.
Рассмотрим также стоимость ведения бухучета в компаниях по видам деятельности: строительство, розничная, оптовая торговля, услуги, общепит, производство.
Строительная сфера по праву считается одной из самых сложных. Именно здесь имеется множество вопросов по учету и хранению материальных ценностей, поставкам стройматериалов, договорных нюансов подрядных и субподрядных отношений, которые «ложатся» на плечи бухгалтеров и аутсорсеров. Поэтому стоимость ведения учета в таких компаниях чаще всего максимальна. Согласно полученным данным, минимальные деньги, за которые бухгалтерская фирма возьмется курировать компанию, – 1,6 млн сумов. Однако чаще респонденты озвучивали сумму в 2 млн.
Второй по сложности ведения учета аутсорсеры считают сферу производства. Это определяется прежде всего тем, что именно производственники чаще всего имеют право на целевые льготы и преференции. А потому, фиксируя тонкости их применения, должны вести учет максимально корректно. Но производство производству рознь. А потому цены, названные в качестве минимальных, колеблются от 800 000 до 2 млн сумов. Средняя стоимость ведения бухучета на производстве – 1,2 млн сумов.
Минимальная стоимость работы аутсорсеров для компаний, занятых в сфере общепита, колеблется от 500 000 до 1,2 млн сумов в месяц. Наиболее часто звучала цифра в 1 млн сумов.
Торговля может рассчитывать на минимальную стоимость аутсорсинга бухгалтерских услуг в пределах от 500 000 до 1,2 млн сумов – для розничников и от 1 млн до 1,5 млн сумов – для оптовиков. Средняя цена для первых составляет 900 000 сумов, для вторых – 1,3 млн сумов.
Минимальные цены для сферы услуг начинаются с отметки в 500 000 сумов, реже были названы суммы в 1 и 1,5 млн сумов. Средняя же стоимость аутсорсинга для предоставляющих услуги – 800 000 сумов – сопоставима с зарплатой штатного бухгалтера. Но напомним, что в каждом конкретном случае цена аутсорсинга будет определяться индивидуально. И она может быть ниже или выше названных в нашем обзоре сумм.
Поэтому, чтобы ответить на вопрос «Кому доверить бухгалтерию?», прежде всего определите, какие задачи вы ставите перед бухгалтером. Иногда действительно невыгодно держать целый штат «счетоводов». Но в ряде случаев такая служба просто необходима.
В любом случае главное в ведении бухгалтерского учета – профессионализм и точность подсчетов. А кто будет этим заниматься – штатный специалист или компания-аутсорсер – решать вам!
Рынок аутсорсинга бухгалтерских услуг изучала
Ольга КИРЬЯКОВА, наш корр.
Наверное хотели сказать: АУТСОРСЕР ИЛИ ШТАТНЫЙ.
Аутсайдер в данном случае как-то не к месту...
Работают без отпуска, больничных и декрета
оплата перечислением через банк
используют свою программу, оргтехнику, связь, офис, транспорт, курьеров,
обслуживают комплектом: отдел кадров+кассир+главный - с правом подписи+расчет з.п.+ материальный бухгалтер!
предоставляют гарантии на качество услуг!