Norma.uz
Газета Норма / 2013 год / № 51 / Актуально!

Потребители влияют на… теплоснабжение

 

С 1 декабря 2013 года владельцам жилых помещений, не установившим счетчики потребления горячей и холодной воды, включили экономические регуляторы – они начали платить за услуги горячего и холодного водоснабжения в полтора раза больше предусмотренного тарифа. Это установлено Постановлением Кабинета Министров от 6.11.2013 г. N 300 (далее – Постановление N 300), определившим широкую программу действий по финансовому оздоровлению тепло- и водоснабжающих организаций страны. Этот программный документ направлен на обеспечение устойчивой работы предприятий водо- и теплоснабжения в отопительный сезон, сокращение кредиторской задолженности перед поставщиками энергоресурсов, ликвидацию предпосылок к сверхнормативному отпуску теплоэнергии, сокращение убытков и непроизводительных расходов. В частности, он предусматривает разработку схем развития и модернизации системы теплоснабжения в 28 крупных городах республики на 2014–2020 годы; реализацию Программы по совершенствованию и обновлению нормативно-правовых актов и методических документов в сфере коммунального обслуживания в 2014–2015 годах. В Комплексе мер по повышению эффективности работы и финансовому оздоровлению теплоснабжающих организаций республики – введение биллинговой программы, обеспечивающей автоматизированный учет потребителей и объемов реализованной тепловой энергии.

Большинство потребителей вряд ли задумываются о том, что эффективная работа теплоснабжающих организаций, качество и бесперебойное обеспечение населения теплом и водой в определенной мере зависят и от них самих. Таково реальное положение дел. В Постановлении N 300 определены причины, которые привели поставщиков к сложному финансовому состоянию. Немалую роль в этом играют потребители. Огромные потери вызваны неплатежами населения, незаконными вмешательствами в схему теплоснабжения, сверхнормативным потреблением теплоэнергии.

Какие меры предусмотрены для устранения и минимизации негативно влияющих на эффективную работу отрасли факторов, порождаемых жителями? На эту тему наш специальный корреспондент беседует с начальником службы метрологии и стандартизации УП ПО «Тошиссиккуввати» (далее – «Таштеплоэнерго») Артуром ГРИГОРЬЯНЦЕМ, его заместителем Низамидином КАМАЛОВЫМ и начальником ПТО Алексеем ПИЛИПЧУНОМ.

 

КТО НЕ УСПЕЛ – ТОТ ОПОЗДАЛ?

– Тепловики считают Постановление N 300 своевременным и решительным шагом по улучшению состояния теплоснабжающих предприятий. Потребители – не очень-то приятным сюрпризом к Новому году, жестким и даже нарушающим их права документом. Он был принят 6 ноября 2013 года, а с 1 декабря уже введены меры финансового воздействия на абонентов, не установивших в свое время приборы учета. За горячую воду они стали платить с применением повышающего коэффициента 1,5 к установленным тарифам. Потребители говорят, что им не дали времени для установки счетчиков.

– Времени для этого было более чем достаточно – целых 8 лет. Законодательством Узбекистана предусмотрена обязанность собственников жилого фонда установить счетчики на горячую воду. В 2006 году была принята Программа установки приборов учета холодной и горячей воды (утверждена Постановлением КМ от 8.08.2006 г. N 166), которая продлевалась несколько раз. В 2007 году началась реализация инвестиционного проекта «Оснащение жилищного фонда Республики Узбекистан приборами учета холодной и горячей воды» в рамках льготного кредита Китайской Народной Республики (Постановление Президента от 3.01.2007 г. N ПП-553). Он был продлен до 2010 года и оказался невыполненным из-за того, что многие отказывались тогда устанавливать водомеры. Все это время постоянно разъяснялись необходимость, важность, выгоды, которые получат потребители. Одновременно население информировали об ответственности за нарушение законодательства о ресурсосбережении. Но люди не хотят видеть выгоду ресурсосбережения для себя (что уж говорить об экономике страны), если она связана с затратами на приобретение приборов учета.

Государственная программа не может продлеваться бесконечно. Приходит время, когда она завершается, и к тем, кто препятствует ее выполнению, принимаются решительные меры: либо ты устанавливаешь счетчик и платишь за реальное потребление горячей воды, либо «экономишь» на приборе учета и платишь больше. Это нормальная практика.

Другими словами, кто не успел – тот опоздал? Получается, что повышение оплаты без счетчика – это «кнут». Он должен подстегнуть тех, кто откладывал установку водомеров в долгий ящик и наказал сам себя? Получат ли потребители «пряник»?

– Ну почему же опоздал?.. Установить счетчик никогда не поздно. А в качестве «пряника» – экономия средств на оплату горячей воды, что по фактическому расходу гораздо меньше норматива. Новый документ еще раз напоминает потребителям о необходимости установить счетчики. Им предусмотрены льготы для малообеспеченных семей, получающих пособия в органах самоуправления граждан. Они могут установить водомеры в установленном порядке за счет средств поставщика коммунальных услуг и на основе договора погасить их стоимость в течение 12 месяцев.

– Каков механизм решения этого вопроса?

– Махаллинские комитеты представляют списки малообеспеченных граждан в хокимияты. Те передают их районным структурам «Таштеплоэнерго». Там эти данные уточняют – ведь у кого-то счетчики уже могут быть установлены, определяют необходимое количество приборов учета, составляют графики их установки. Сейчас формируются бригады, которые будут этим заниматься. Договоры с малообеспеченными жителями будут заключаться на месте. Потребителей о дне и времени установки предварительно проинформируют. Это большой объем работы, механизм его уточняется.

А если кто-то из малообеспеченных жителей откажется устанавливать водомеры?

– Если все превентивные меры будут исчерпаны, наверное, включатся другие рычаги, которые должны подвигнуть потребителей к действию.

Но в то же время при установке водомеров может возникнуть еще один барьер – допуск работников «Таштеплоэнерго» в подвалы многоэтажек. При установке приборов учета товарищество должно отключать системы горячего водоснабжения. А во многих ТЧСЖ они не в порядке, «на сливе». Чтобы тепловики не составили акт о нарушениях, руководители товариществ правдами и неправдами стараются их туда не пускать.

 

ОДИН ПИШЕМ – ПЯТЬ В УМЕ

Постановление урегулировало вопрос, связанный с оплатой за горячую воду без счетчика в квартирах, где никто не прописан. По мнению потребителей, сделано это достаточно жестко: в квартире никто не проживает, не пользуется горячей водой, а платить придется, да еще с повышающим коэффициентом.

– Этот серьезный вопрос давно вызывал противоречия между потребителями и теплоснабжающими организациями. Дело в том, что нередко в квартире никто не прописан, а реальное потребление коммунальных продуктов зашкаливает. Просто в ней без прописки живет масса народу. Зачем им устанавливать счетчик? Они не заинтересованы в учете фактического потребления, так как оно у них в несколько раз выше нормативного. В лучшем случае собственник жилья платил по нормативам за одного человека, в худшем – качал права, приносил справки, мол, никто в квартире не живет, так за что ему платить? Порой прописан один, а проживают несколько. Проблема решается очень просто: надо установить счетчик, который будет хорошим арбитром в таких спорах, реально покажет, надо ли платить и сколько.

Если же не хочешь устанавливать водомер, то, согласно Постановлению N 300, при отсутствии счетчика в помещении, в котором нет прописанных граждан, расчеты за потребление горячей воды осуществляются по нормам потребления с применением повышающего коэффициента 1,5 к тарифам исходя из следующего расчета: на одного человека в 1- и 2-комнатном жилом помещении; на двух человек в 3-комнатном; на трех – в 4-комнатном; на четырех – в 5-комнатном. Меры воздействия в виде повышающего коэффициента должны стимулировать потребителей устанавливать приборы учета и сокращать сверхнормативные потери.

Какова статистика оснащенности жилфонда приборами учета горячей воды в столице?

– В Ташкенте более 9 000 многоквартирных жилых домов, в которых насчитывается свыше 424 000 квартир. На 1 ноября этого года в 254 641 квартире работало 323 128 приборов учета горячей воды. Необходимо установить водомеры еще более чем в 170 000 квартир.

 

ОБЩЕДОМОВЫЕ СЧЕТЧИКИ СНИЗЯТ ОПЛАТУ, СЭКОНОМЯТ РЕСУРСЫ

– До 1 апреля 2014 года намечено разработать программу установки общедомовых приборов учета на вводах в многоквартирные жилые дома. Для чего это нужно?

– Общедомовые счетчики устанавливаются в подвалах многоквартирного жилья и обеспечивают реальный учет теплоэнергии и горячей воды, поставляемых для всего дома. Сегодня мы подаем тепло по принципу: сколько примет дом, без всякого учета. Отсюда возникает разница между объемами поданной в дом воды и зафиксированной квартирными водомерами. Общедомовые счетчики позволят определить и ликвидировать причины потерь.

Для мониторинга потребления в столице было установлено 32 таких прибора. Они показали, что фактический расход во многих домах значительно выше нормы, но люди платят при этом меньше потребления. А это прямые убытки для отрасли.

Причин перерасхода много. Наиболее затратные – неудовлетворительное состояние внутридомовых и внутриквартирных систем, нарушение схемы теплоснабжения в доме. Это когда люди устанавливают батареи на балконах, увеличивают число секций радиаторов или снимают их вообще; обустраивают полы с подогревом; сносят перегородки, что также меняет тепловой режим в квартире; сливают теплоноситель из радиаторов и внутридомовых сетей. От такой самодеятельности страдает весь дом. Ведь один изгиб трубы может изменить всю схему, а значит, и работу системы. Обеспечивая комфортные условия для себя, квартировладельцы ухудшают их соседям. Даже если в таком доме заменят все трубы на новенькие, система не будет эффективно функционировать, тепло не сможет доходить до него в полном объеме.

Сверхнормативное потребление порождают и перетопы. Бывает, за окном +18 Со, а в квартире раскаленные батареи. Люди открывают окна, форточки, отапливая улицу. Общедомовые приборы дают возможность регулировать поставку теплоэнергии в зависимости от наружной температуры воздуха, исключать перетопы. Товариществу надо искать и ликвидировать причины потерь. Но из-за неудовлетворительного состояния внутридомовых теплосетей многие ТЧСЖ боятся общедомового учета. Чтобы они были в нем заинтересованы, должны работать реальные экономические стимулы.

– Чем выгодны жителям общедомовые приборы учета?

– Они позволят реально экономить средства собственников жилья, уменьшить оплату при расчетах за ресурсы. Ведь общедомовые приборы фиксируют не только объемы, но и другие параметры воды и теплоэнергии, в частности их температуру. Поэтому жители смогут обоснованно претендовать на снижение оплаты, если они не будут соответствовать установленным нормативам. Сейчас это не получается, потому что законодательно не урегулирован вопрос, как производить взаиморасчеты по общедомовому прибору между поставщиком и потребителями. Хотя у нас есть дома, где такие счетчики дают хорошую экономию ресурсов. Получается, что пока они больше нужны тепловикам. Но экономят, по большому счету, не приборы, а бережливые и рачительные хозяева.

 

САНКЦИИ ЗА ПЕРЕПЛАНИРОВКУ

Документом намечено введение экономических санкций к владельцам перепланированных квартир.

– Эта серьезная проблема тоже нашла урегулирование в Постановлении N 300. Ведь перепланировка и реконструкция ­жилья чаще всего проводится без соблюдения установленных норм и правил. Последствиями квартирного самостроя являются нарушение гидравлического режима, сверхнормативное потребление. Постановлением N 300 предусмотрено проведение энергоаудита многоквартирных домов, в которых перепланированы балконы, с присоединением их площадей к отапливаемым объемам. По его результатам для перепланированных квартир намечено ввести повышающий коэффициент при расчете оплаты стоимости услуг отопления. В рамках инвентаризации потребителей намечено выявить дополнительно отапливаемые площади, за которые тоже будут идти начисления с учетом фактически потребляемой теплоэнергии.

Будут ли внесены коррективы в договор между теплоснабжающей организацией и потребителем услуг в соответствии с новациями?

– Документом предусмотрено дополнить действующий договор условием об обязательствах поставщика по обеспечению договорной температуры. Но давно назрела необходимость разработки трехсторонних договоров, где, кроме поставщика и потребителя, должно фигурировать и товарищество. Сегодня отсутствует регламент взаимоотношений теплоснабжающей организации с ТЧСЖ, которое отвечает за содержание внутридомовых систем. При установке приборов учета на дом товарищество, выступающее от имени жильцов, должно следить за их сохранностью, быть заинтересовано в их исправности, контролировать и фиксировать договорные параметры, следить, чтобы жители не рушили систему перепланировками, другими словами – тесно взаимодействовать с поставщиками тепла. В договоре должно быть предусмотрено условие о допуске тепловиков в подвал дома, квартиру. Иначе как проводить инвентаризацию по выявлению дополнительно отапливаемых площадей, энергоаудит? Некоторые товарищества не пускают наших работников в подвал, где стоят наши общедомовые приборы для снятия показаний. А что уж говорить о жителях? Значит, в таких ТЧСЖ не в порядке внутридомовые сети. Нам так и говорят: «У вас договор не с товариществом, а с потребителями, поэтому в подвал не пустим». При подготовке к отопительному сезону товарищества должны производить некоторые работы в присутствии тепловиков.

Ряд предусмотренных Постановлением N 300 мер направлен на подготовку внутридомовых систем к отопительному сезону. Но это же повседневная практика ТЧСЖ.

– Без них не будет эффективно работать система теплоснабжения в доме. Поэтому правительственным документом еще раз обозначена важность этих мероприятий. Например, в нем указана необходимость установки строго расчетных сужающих устройств. Элеваторные узлы в доме должны работать при определенном давлении. Чтобы тепло распределялось равномерно, для каждого дома делается гидравлический расчет, определяющий, какое сужающее устройство надо поставить на входе в дом. При транспортировке теплоэнергии от котельной к дому давление теряется. Если нет сужающих устройств или они большого размера, то первые дома от котельной забирают больше тепла, другие получают меньше. Поэтому эти устройства строго рассчитываются для каждой многоэтажки.

Но делают расчет гидравлики для нормально работающей системы. Элеваторный узел не будет эффективно работать, если в доме забиты или срезаны стояки, изменена схема теплоснабжения. Предположим, в одном здании установлено устройство, понижающее давление до нормального, а в соседних многоэтажках внутридомовые системы не в порядке. В результате в здание пришло уже недостаточно тепла. Чтобы повысить давление и согреть дом, товарищество снимает сужающее устройство и этим включает цепную реакцию: в других домах меняются давление, расход воды, идет гидравлическая разрегулировка на всех участках сети, нарушается ее работа. Вот почему так важно, чтобы схему теплоснабжения не портили инициативы жителей, а товарищество выполняло свои обязанности по содержанию внутридомовой системы.

– Благодарю за интервью. От имени редакции и наших читателей поздравляем вас с наступающим Новым годом. Желаем, чтобы ваши замыслы воплощались в жизнь и меняли ее к лучшему. Пусть все системы работают надежно и бесперебойно, а дома и отношения с потребителями всегда будут теплыми.

Интервью брала

Ирина ГРЕБЕНЮК,

наш спец. корр.

 

Прочитано: 10533 раз(а)

Комментарии к статье (7)

2013-12-24 17:41:47, Гость_:
В случае перепланировки и  объединения  балкон с жилой комнатой мощности  котельных убывают, т. е. с каждым годом батареи становятся холодней. Отопление необходимо уже переводить на каждую квартиру индивидуально.
2013-12-24 23:51:27, Гость_Максим:
Со многими ответами Теплокоммунэнерго не согласен и хочу возразить. Приведу примеры:
1. "Он был продлен до 2010 года и оказался невыполненным из-за того, что многие отказывались тогда устанавливать водомеры. Все это время постоянно разъяснялись необходимость, важность, выгоды, которые
получат потребители."
Какие именно выгоды полачат потребители, установившшие водомер? В межотопительный период будут по 20-30
минут просто сливать воду, так как она не горячая, но будут за неё платить. И введённый коэффициен в 6%
процентов не покроет стоимость сливаемой воды.
2. "Сегодня мы подаем тепло по принципу: сколько примет дом, без всякого учета."
Какому именно дому вы подаёте тепло по принципу сколько примет? В наш дом №11 по ул. Кадырова вы подаёте
тепло с параметрами ниже нормы. Температурный график 150/70 градусов не соблюдаете. Нормативный перепад
давлений теплолносителя перед элеватормом в 1,5 атм. не выдерживаете.
3. "Причин перерасхода много. Наиболее затратные – неудовлетворительное состояние внутридомовых и
внутриквартирных систем, нарушение схемы теплоснабжения в доме."
Прежде чем говорить, что состоянии внутридомовых и внутриквартирных систем неудовлетворительное надо
сначала подать на дом теплоноситель с нормативными параметрами. Если после этого отопление в доме будет
плохое, тогда конечно виноваты внутридомовые и внутриквартирные системы.
4. "Общедомовые приборы дают возможность регулировать поставку теплоэнергии в зависимости от наружной
температуры воздуха, исключать перетопы."
Регулировать поставку теплоэнергии в зависимости от наружной температуры воздуха должны на котельной. Есть
температурный график 150/70 градусов, в котором определено, какая должна быть температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах на вводе в жилой дом в зависимости от температуры воздуха.
5. "Например, в нем указана необходимость установки строго расчетных сужающих устройств. Элеваторные узлы
в доме должны работать при определенном давлении. Чтобы тепло распределялось равномерно, для каждого дома
делается гидравлический расчет, определяющий, какое сужающее устройство надо поставить на входе в дом"
Элеваторные узлы в доме должны работать не при определённом давлении, а при определенной разнице давлений в подающем и обратном трубопроводах тепловой сети на вводе в здание. Эта разница должна быть 1,5 атм.
Посмотрите Изменение № 1 КМК 2.04.05-97 - “Отопление, вентиляция и кондиционирование”. В нашем доме эта
разница составляет 0,2 атм, то есть в 7,5 раз меньше нормативного. Батареи слегка тёплые. О каких сужающих
устройствах может идти речь? После этого  батареи в доме станут холодными.
2013-12-26 14:12:39, Гость_:
Не согласна по поводу того, что устанавливать счетчик выгодно даже с учетом применения повышающего коэффициента для квартир без счетчика. все равно будут расходы на поверку, на установку счетчика, не говоря уже о том, что сам процесс установки и сверки отнимает много времени.
2013-12-27 01:54:42, Гость_:
Установка счетчика выгодна только самим установщикам и поставщикам воды. Горячая вода на 23 квартале Чиланзара идет чуть теплая или комнатной температуры, а ночью совсем холодная. Потребителей загнали в такие жесткие условия, что за все должны платить только они: за счетчик, за установку, за поверку, а поставщики оказываются как-бы в стороне, они ни за что не отвечают и не исполняют свои прямые обязанности поставлять воду согласно температурным нормативам. Они только могут повышать тарифы.  По-моему, необходимо разрешить потребителям отказываться от установленных счетчиков и платить по среднему тарифу по количество проживающих в квартире.
2013-12-27 05:07:37, Гость_:
Цитата - "Времени для этого было более чем достаточно – целых 8 лет. Законодательством Узбекистана предусмотрена обязанность собственников жилого фонда установить счетчики на горячую воду". Надо уточнить какими документами и сроками!
2013-12-27 11:55:50, Гость_Т.М. Туребеков, ТГЮУ:
По этому материалу и следующему "Как установить счетчик на горячую воду?" в этой же рубрике следует отметить, что поставщики услуг и служба стандарта исключают презумпцию прав  потребителя, подозревая его в искажении показаний и пр.В таком случае нужно вернуться к ранее принятой схеме установки приборов учета: поставщик услуг  предлагает сам прибор и обеспечивает его установку, получая за эту услугу сразу или в рассрочку-лизинг, а затем по плану совместно со "стандартщиками" производить его платную поверку. Думается, что сегодня Таштеплоэнерго и Водоканал не хотят "замораживать" свои средства на приобретение большого количество счетчиков.
У меня и моих знакомых такие приборы были установлены поставщиками ранее поэтому проблем нет, представляется  нормальным если такую практику продолжат - никто в данной ситуации финансово страдать не будет.
2016-01-10 18:16:17, Гость_:
В нашем доме не только установили жители балконное отопление , но и незаконные врезки. Хокимият и его коммунальное ведомство безмолвствует на жалобы и обвиняет самих потерпевших ущерб собственников!

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика