Я живу в 16-этажном доме. Неработающие лифты стали для нас привычной картиной, хотя привыкнуть к этому невозможно. Для жителей верхних этажей это оборачивается настоящим бедствием. Особенно для пожилых людей, соседей с маленькими детьми. Товарищество постоянно находит разные причины, отвечая на вопрос, почему стоят лифты? То двигатель сгорел, то обслуживать его некому, то кабель украли, то денег нет. Недавно мы узнали, что эксплуатацией лифтов в доме занимался человек с улицы. Видимо, товарищество таким образом решило cэкономить. Но ведь лифты – это сложное оборудование, требующее профессионального подхода. Как можно доверять его случайным людям? Малейший недосмотр здесь может обернуться бедой – ведь речь идет о безопасности жителей. Что надо для того, чтобы лифты работали исправно? Как заставить руководителей ТЧСЖ заботиться об этом?
И.Макеев.
г.Ташкент.
– Лифты являются общим имуществом собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Их обслуживание «сидит» в структуре обязательного взноса на содержание общего имущества. Поэтому жители имеют право требовать исправной работы подъемника. Если членам товарищества не безразлично, в чьих руках находится лифтовое хозяйство их дома, они могут влиять на выбор обслуживающей подъемники организации. Статья 19 Закона «О товариществах частных собственников жилья» (от 12.04.2006 г. N ЗРУ-32) предоставляет им право утверждать на общем собрании выбор способа управления, обслуживания и ремонта общего имущества.
Обслуживание лифтов – это лицензируемый вид деятельности, потому что речь идет о безопасности людей. Поэтому доверять подъемник посторонним лицам – огромный риск и безответственность. Это может обернуться непредсказуемыми последствиями. Экономить на этом, привлекая случайных людей, – все равно что рыть яму самому себе. Если возникнет ЧП, то спросить будет не с кого, потому что с людьми, оказывающими товариществу разовую услугу по ремонту лифтов, нет договора. Точнее, спрашивать будут с руководителя ТЧСЖ, допустившего такое легкомыслие.
Сегодня на рынке действует достаточно профессиональных организаций, которым по договору можно заказать услуги по обслуживанию лифтов. Договор – это прежде всего ответственность и обязательства сторон. В нем оговаривается перечень работ, которые предприниматели могут оказывать товариществу. Они проводят ремонтно-восстановительные работы. У них есть комплектующие, запчасти, и в случае поломок специалисты могут быстро устранить неисправность. Механики регулярно проводят профилактические осмотры, фиксируют все замечания в журнале.
Лифты не работают обычно в финансово несостоятельных товариществах. Там, где много должников, где люди годами не платят взносы, но требуют от товарищества работы. У ТЧСЖ нет средств, чтобы заключить договор со специализированной компанией, вот и ищет оно кого-то на стороне, где подешевле.
Или еще один ракурс проблемы. Товарищество заключило договор с управляющей компанией по обслуживанию лифтов. Но из-за задолженности по обязательным взносам не может проплатить ей за услуги. В результате УК отключает подъемники. Люди жалуются во все инстанции: товарищество такое-сякое, управляющую компанию гнать надо. А лифты-то стоят по их вине – долги жителей парализуют работу товарищества.
Чтобы лифтовое хозяйство в жилой высотке не простаивало, было в целости и сохранности и исправно работало, зависит от жителей, их платежной дисциплины. Исключить хищение оборудования можно, перекрыв доступ посторонних лиц к подъемнику. Для этого надо позаботиться, чтобы в доме были установлены двери с кодовыми замками. Тогда посторонние будут меньше гонять лифт вверх-вниз. А это еще и существенная экономия электроэнергии.
Тематический выпуск ведет Ирина ГРЕБЕНЮК.