14 ноября состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса.
После утверждения повестки дня, предложенной Кенгашем Законодательной палаты, депутаты рассмотрели проект Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2014 год. С докладом по данному вопросу выступили первый заместитель Премьер-министра – министр финансов Р.Азимов, а также заместитель председателя Комитета Законодательной палаты по бюджету и экономическим реформам С.Отамуратов.
Было отмечено, что проект Государственного бюджета страны на 2014 год разработан на основе программы социально-экономического развития страны, определенной Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым на заседании правительства в январе 2013 года, а также прогнозной оценки итогов социально-экономического развития в текущем году. Он направлен на сохранение устойчиво высоких темпов роста экономики, макроэкономической стабильности, сбалансированных показателей роста экспорта, положительного сальдо внешней торговли и платежного баланса, повышение конкурентоспособности экономики. В то же время в 2014 году продолжится активная реализация программ по ускорению и расширению масштабов модернизации, технического и технологического обновления производства, опережающему развитию дорожно-транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры.
В 2014 году предусматривается рост ВВП на 108,1 процента, промышленной продукции – на 108,3 процента, производства сельскохозяйственной продукции – на 106 процентов и капитальных вложений – на 109,5 процента. В проекте Государственного бюджета предусмотрено снижение базовой ставки налога на прибыль юридических лиц с 9 до 8 процентов, что позволит оставить в распоряжении предприятий порядка 132 миллиардов сумов. По налогу на доходы физических лиц предусматривается снижение минимальной ставки шкалы налогообложения доходов с 8 процентов до 7,5 процента.
Главный финансовый документ страны на будущий год имеет четкую социальную направленность. В нем большое внимание уделено дальнейшему развитию социальной сферы, здравоохранения, образования, культуры, в целом повышению уровня жизни населения путем опережающего повышения оплаты труда, обеспечения адресной социальной поддержки. В частности, в 2014 году расходы на образование составят 7,5 процента к ВВП, на здравоохранение – 3,1 процента к ВВП, что позволит обеспечить в полном объеме финансирование мероприятий, предусмотренных в принятых программах по формированию всесторонне развитого и здорового поколения, а также по реформированию системы здравоохранения. Расходы на социальную сферу и социальную поддержку населения с 59,3 процента в 2013 году будут увеличены до 59,6 процента в 2014 году.
Предполагается увеличение расходов на социальное обеспечение граждан. Расходы на выплату социальных пособий, материальной помощи малообеспеченным семьям, а также на компенсационные выплаты предусматриваются в размере 1,4 процента к ВВП.
В рамках реализации Программы дополнительных мер по дальнейшему усилению социальной защиты престарелых, пенсионеров и инвалидов на 2011–2015 годы (приложение N 1 к Постановлению Президента от 30.05.2011 г. N ПП-1542) предусматривается выделение из Госбюджета средств на финансирование нового строительства и реконструкцию медико-социальных учреждений страны, мероприятий по совершенствованию системы социального обслуживания, осуществлению целенаправленного лечения и оздоровления указанных категорий населения, а также улучшению их жилищно-бытовых условий.
В проекте Госбюджета страны на 2014 год предусмотрена также государственная поддержка фермерских хозяйств, выращивающих хлопок-сырец на низкоурожайных землях, улучшения мелиоративного состояния земель, благоустройства и развития социальной инфраструктуры, включая расходы на капитальный и текущий ремонт дорог в сельской местности.
Объем централизованных инвестиций, финансируемых из Государственного бюджета, составит 1,5 триллиона сумов, или 1 процент по отношению к ВВП которые будут направлены на обеспечение сельских населенных пунктов питьевой водой и строительство объектов социальной инфраструктуры, подъездных дорог в создаваемых новых жилых массивах. В частности, на софинансирование Программы по строительству индивидуального жилья по типовым проектам в сельской местности, предусматривающей в 2014 году строительство 11 000 домов, из Государственного бюджета предполагается выделить средства в сумме 0,5 процента к ВВП наряду со средствами индивидуальных застройщиков и займа Азиатского банка развития.
Одним из важнейших приоритетов социально-экономического развития страны в следующем году станет реализация Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения за счет дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства, расширения различных форм надомного труда и семейного предпринимательства, а также трудоустройства выпускников профессиональных колледжей и лицеев. В 2014 году предусматривается создание 983,6 тысячи новых рабочих мест.
После ответов на вопросы состоялось обстоятельное обсуждение Государственного бюджета страны на 2014 год, в ходе которого выступили представители всех фракций политических партий и депутатской группы от Экологического движения Узбекистана. Депутаты подчеркнули важность своевременного и полного финансирования программ развития важнейших отраслей экономики, образования, здравоохранения, науки, культуры и других сфер жизни нашего общества.
С учетом мнений, высказанных в ходе обсуждения, Законодательная палата Олий Мажлиса утвердила Государственный бюджет Республики Узбекистан на 2014 год и приняла соответствующее Постановление.
По сообщению информационной службы
Законодательной палаты Олий Мажлиса.