Norma.uz
Газета НТВ / 2014 год / № 23 / Резонанс

Пропишите малый бизнес на АЗС

 

Наша газета не раз поднимала тему об оплате услуг автозаправочных станций с помощью корпоративных карточек. Последняя такая публикация «Правомочный корпоративный пластик» появилась в «НТВ» N 17 (1029) от 29.04.2014 г. и вызвала горячее обсуждение на сайте e-gazeta.norma.uz. Мнение одного из его участников мы предлагаем сегодня нашим читателям.

 

 

Беспокойство СП ООО «Poytaxt Oil», с которым полемизирует С. Гурвич, вполне своевременно, и поставленный им вопрос актуален.

В недавнем прошлом – при централизованной плановой экономике – за заправку бензином автомобилей с номерами юридических лиц на АЗС, предназначенных заправлять только частный автотранспорт, работников и руководителей АЗС привлекали к серьезной ответственности. Основная причина – фонды на бензин отпускали отдельно для автотранспорта юридических лиц и для автомобилей населения. Контролировать реализацию бензина было несложно, так как АЗС были специализированные. На АЗС для юрлиц бензин отпускали по талонам. На АЗС для физлиц – за наличный расчет.

Сегодня все изменилось. В стране успешно развивается малый и частный бизнес, действуют основные механизмы рыночной экономики. Нет и законодательно установленной специализации АЗС по типам потребителей. Поэтому закономерно возникают вопросы, где, как и по каким правилам заправлять автомобиль, находящийся, скажем, на балансе малого частного предприятия? 

Чтобы ответить на них, заглянем в еще действующие нормативные акты, принятые в начале 90-х годов прошлого века.

В соответствии с Временным положением о работе частных приватизированных автозаправочных станций1 приватизированная частная станция (далее именуемая АЗС) является предприятием для обеспечения заправки ГСМ автомобилей и других транспортных средств индивидуальных владельцев. Реализация автомобильного топлива и смазочных материалов на этих АЗС осуществляется только за наличный расчет. О юридических лицах сказано следующее: «Отпуск горюче-смазочных материалов АЗС для заправки государственных грузовых автомобилей, автобусов, маршрутных автомобилей, такси и других транспортных средств производится по сумовым электронным карточкам коммерческих банков или в установленном порядке по раздаточным ведомостям и за наличный расчет» (пункт 16 Правил работы автозаправочных станций2). Все выглядит логично – государство как собственник устанавливает контроль за реализацией топлива для государственного автотранспорта, используя систему разрешений, раздаточных ведомостей и т. п. О частном – негосударственном – автотранспорте ничего не сказано.

Нет однозначных указаний на то, что малый и частный бизнес должен пользоваться системой разрешений, раздаточных ведомостей и лимитных книжек, и в Постановлении КМ от 31.12.1998 г. N 542. Ничего не сказано о форме собственности потребителей и в Правилах отпуска нефтепродуктов, сжиженного и природного сжатого газа для заправки автотранспортных средств по разрешениям, раздаточным ведомостям и лимитным книжкам3 (далее – Правила N 2072).

Эту сферу регламентирует еще один важный документ – Положение о специальном порядке реализации стратегических видов материально-технических ресурсов4. В нем, в частности, установлены правила реализации бензина по договорам между потребителями и нефтебазами. Отдельного понятия «потребитель» здесь нет, но речь идет в основном о бюджетных организациях и госпредприятиях – АГМК, НГМК, ГАЖК «Узбекистон темир йуллари», НАК «Узбекистон хаво йуллари», предприятиях городского пассажирского транспорта. Оговаривается и общий порядок реализации автотоплива через биржу: «Покупка автомобильного бензина и дизельного топлива на открытых биржевых торгах осуществляется всеми категориями потребителей республики через соответствующих брокеров» (пункт 36 Положения). А вот о малых и частных предприятиях как потребителях автобензина и иного топлива и здесь ничего не сказано.

Итак, делаем выводы:

1. Ни в одном действующем нормативном акте нет прямого указания на то, что негосударственные структуры – собственники автотранспорта (малые, частные и иные предприятия и организации) обязаны пользоваться системой разрешений, раздаточных ведомостей и лимитных книжек.

2. Ни в одном действующем нормативном акте нет прямого разрешения на использование юридическими лицами банковских пластиковых карт для заправки негосударственного автотранспорта. Только в Правилах N 2072 их разрешается использовать для оплаты заправки командированных автомобилей (пункт 28). Однако законодательством не установлено, за счет какого фонда АЗС должны отпускать ГСМ в таких случаях.

Обосновывать правомочность оплаты банковскими картами приобретаемого малыми и частными предприятиями автобензина Положением о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности5, на наш взгляд, нельзя. Этот документ носит общий характер и не регулирует особенности реализации топлива для автотранспорта, относимого к стратегическим ресурсам. Более того, по нашему мнению, нельзя относить к розничной торговле реализацию бензина малым и частным предприятиям для их потребления.

3. Целесообразно внести изменения и дополнения в действующую нормативную базу для однозначного решения вопроса о заправке автотранспорта, принадлежащего негосударственным юридическим лицам. Представляется, что в условиях, когда государство идет по пути создания максимально благоприятных условий для развития малого и частного предпринимательства и активно противодействует имеющимся бюрократическим барьерам, это решение должно быть рыночным и упрощенным – не обремененным различного рода разрешениями, раздаточными ведомостями и лимитными книжками.

 

Шарофиддин РУЗМЕТОВ,

наш эксперт. 

 


 

1Утверждено Постановлением КМ от 9.06.1994 г. N 290.

2Утверждены Постановлением КМ от 6.05.1994 г. N 240.

3Утверждены постановлением Узгоснефтегазинспекции, Минсельводхоза и УзААРТ, зарегистрированным МЮ 23.01.2010 г. N 2072.

4Утверждено Постановлением КМ от 5.02.2004 г. N 57.

5Утверждено Постановлением КМ от 26.11.2002 г. N 407. 

Прочитано: 6044 раз(а)

Комментарии к статье (12)

2014-06-09 16:03:44, Гость_АЗС:
Спасибо за информацию. Теперь нам следует произвести перерасчет по объему отпуска ГСМ юридическим лицам.
Ведь, точно по пункту 11 МЮ 2072, Отпуск нефтепродуктов с заправочной станции осуществляется согласно разрешению, выданному бухгалтерией поставщика товаров, а это посредническая деятельность для АЗС.
2014-06-09 18:04:51, Гость_Бухгалтер АЗС:
Спасибо за информацию. Теперь нам следует произвести перерасчет по объему отпуска ГСМ юридическим лицам.
Ведь, точно по пункту 11 МЮ 2072, Отпуск нефтепродуктов с заправочной станции осуществляется согласно разрешению, выданному бухгалтерией поставщика товаров, а это посредническая деятельность для АЗС.
2014-06-10 17:23:38, Гость_:
Во время проверок ФХД со стороны налоговых органов и других проверяющих органов нам об этом не сообщалось и ничего не предъявляли.Может теперь точно предъявят?
2014-06-11 10:54:40, Гость_сергей гурвич:
Ничего удивительного, что "во время проверок ФХД со стороны налоговых органов и других проверяющих органов нам об этом не сообщалось и ничего не предъявляли".Мнение автора статьи сугубо индивидуальное.  Он считает, что если нет специального правительственного разрешения на реализацию в розничной торговле какого-то товара, то это означает запрет на его реализацию. Кстати, он в законодательстве не найдет правительственного разрешения на реализацию в магазинах стройматериалов по корпоративным пластиковым карточкам цемента, шифера и угля входящих в состав стратегических материалов по Постановлению 57. Нет также специального  разрешения на продажу колбасы, спичек и мышеловок.  
   Что касается Постановления 57, на которое ссылается автор, то к розничной торговле оно не имеет никакого отношения, оно регулирует оптовую торговлю. Розничная торговля любыми товарами, в том числе и бензином на АЗС осуществляется путем публичной офферты, то есть товар предлагается всем покупателям на одинаковых условиях. Дискриминация покупателей запрещена во всех странах мира. В Узбекистане также как и в других странах за дискриминацию покупателей наказывают согласно законодательству о защите прав потребителей.
   Вообще логика автора интересная. Он в законодательстве ищет запрет на реализацию бензина по пластиковым карточкам.Не находит запрета. Зато находит разрешение в  Положении о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности N 407 от 26.11.2002 г.. Что делать? Ведь законодательство противоречит моему мнению.А пусть оно( Постановление №407) как бы не считается.
   Еще одно замечание. Все крупные и малые предприятия, с целью приобретения бензина и дизельного топлива в производственных целях заключают договор с брокером, покупают тикеты на бирже,заправляются по раздаточным ведомостям,  а для заправки служебных легковых автомашин используют корпоративные пластиковые карточки  без особых проблем. Единственная проблема - это оформление документов при заправке автомашин по карточкам в целях отчета перед бухгалтерией предприятий. Так что если автор статьи прав, то весь Узбекистан шагает не в ногу с автором.
2014-06-11 12:21:45, Гость_Шараф Рузметов:
«Так что если автор статьи прав, то весь Узбекистан шагает не в ногу с автором».
Уважаемый Сергей Гурвич, если эксперты такие не внимательные при изучении норм законодательства, направляют налогоплательщиков по ложному следу, то и шагать они будут не в ногу.
Не пожалейте своего драгоценного времени сходите на АЗС поговорите с бухгалтером и руководителем фирмы, которые реализуют ГСМ.(Как происходит купля продажа на бирже, что делать если на балансе только один автомобиль, «какие тикеты продает биржа»
А по вопросу спичек, колбасы и мышеловок.
Внимательно прочтите понятие, что является розничной торговлей.
розничная торговля это осуществление деятельности в сфере торговли, предусматривающее реализацию товаров поштучно или в небольших количествах за наличный расчет населению для конечного потребления, без права использования его в коммерческих целях.
А реализация по корпоративной карточке ГСМ потребителю, юридическому лицу для собственных нужд, когда расход приобретенного ГСМ юридическое лицо отражает по форме 2 «Финансовые результаты», следовательно ГСМ использован в коммерческих целях, что противоречит понятию розничная торговля.  
Следовательно, данная операция не является розничной торговлей для АЗС, отсюда возникает вопрос:
По какой ставке следует уплачивать налог АЗС с выручки, полученной от реализации ГСМ юридическому лицу?
Эта проблема и при реализации спичек, колбасы и мышеловок для предприятий розничной торговли.
Для решения этих проблем автор ставит задачу внести изменения и дополнения в законодательство.
 
А по вопросу «Дискриминация покупателей», не надо громких речей мой совет, никакой дискриминации покупателей я не вижу и не слышу, просто есть, законные правы и обязанности покупателей и продавцов.
2014-06-11 14:53:47, Гость_сергей гурвич::
Уважаемый автор статьи. Законодательство на эту тему специально изложено в статье «Правомочный корпоративный пластик»   в «НТВ» N 17 (1029) от 29.04.2014 г.: "Согласно пункту 2 Положения о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности  розничная торговля – осуществление деятельности в сфере торговли, предусматривающее реализацию товаров поштучно или в небольших количествах за наличный расчет населению для конечного потребления без права использования в коммерческих целях. Здесь установлен порядок реализации «за наличный расчет населению». А согласно абзацам четвертому–шестому пункта 19 этого же документа предприятиям розничной торговли разрешается осуществлять реализацию товаров юридическим лицам по безналичному расчету и по корпоративным пластиковым карточкам. Здесь важно понять, что эти нормы не противоречат, не взаимо­исключают, а дополняют друг друга."
   Уважаемый автор статьи. Приведенное Вами по Вашему выражению "понятие розничной торговли" - это не определение оптовой торговли, а порядок ее осуществления в Узбекистане, который Вы посчитали как определение.  Если именно Вы повнимательнее просмотрите тот документ (Положения о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности)в пункте 2 которого  Вы взяли по Вашему выражению "понятие розничной торговли" дочитав до 19 пункта, то там прописан и   осуществление розничной торговли и по корпоративной пластиковой карточки. Кстати, осуществление розничной торговли населению по зарплатной картоке за безналичный расчет не подпадает по Вашей логике ни под одно определение: ни под оптовую торговлю ни под розничную. Вас наверно ввело в заблуждение начало пункта 2 "Основные понятия и определения", поэтому Вы посчитали, что  далее приведено понятие и определение "розничной торговли". Но мы, кажется, договорились внимательно читать законодательство. А пункт 2 полностью звучит:"Основные понятия и определения, используемые в настоящем Положении". А это положение согласно его пункту 1 регламентирует порядок осуществления оптовой и розничной торговли юридическими лицами. Поэтому применение этих "понятия и определения" кроме как порядка осуществления торговли неправильно и приводит к заведомо абсурдным выводам.
   И еще по поводу трактовки  коммерческой деятельности.Далеко ходить не надо. Если "внимательно" тот же пункт 2 Положения,то "оптовая торговля - реализация закупаемых товаров по безналичной форме расчетов для использования в коммерческих целях или для собственных производственно-хозяйственных нужд". Здесь   понятия   "коммерческих цели" и "собственные производственно-хозяйственные нужды" - разделены. А вы считаете,   что при приобретении ГСМ юридическими лицами для собственных производственно-хозяйственных нужд "следовательно ГСМ использован в коммерческих целях".
2014-06-11 16:13:56, Гость_Шараф Рузметов:
Действующие нормативные акты, прошлого века найдите ознакомьтесь.
Приложение к ПКМ от 06.05.1994 г. № 240 ПРАВИЛА работы автозаправочных станций
 
Инструкция о порядке применения экономических санкций за нарушения в использовании топливно-энергетических ресурсов МЮ №46 от 27.04.1994г
 
Приложение к ПКМ РУз от 09.06.1994 г. N 290 Временное положение о работе частных приватизированных автозаправочных станций
 
По вопросу Уважаемого Сергея Гурвич
 
Владельцами корпоративной карточки могут быть коммерческие организации, а также некоммерческие и бюджетные организации. Так 19 пункт  положения (ПКМ 407) и введен для некоммерческих и бюджетных организаций, которые используют приобретенный товар не в коммерческих целях.
И то, что разрешается реализовать в пределах 10% товарооборота, и свыше 10% товарооборота и реализация по корпоративной карточке все нормы установлены для некоммерческих и бюджетных организаций. Это же так просто, даже не надо думать.
2014-06-11 16:23:38, Гость_Шараф Рузметов:
«Кстати, осуществление розничной торговли населению по зарплатной картоке за безналичный расчет не подпадает по Вашей логике ни под одно определение: ни под оптовую торговлю ни под розничную».
 
Эта Ваша логика. А мой ответ на Вашу логику такой:
 
При использовании владельцем (физическим лицом) банковской карты для приобретения товара в розничной сети, товар приобретается для конечного потребления.
2014-06-12 14:49:48, Гость_АЗС:
Ш.Рузметову огромное спасибо  за информацию по НПА, если бы эти НПА обновили в соответствии с действующими НПА в настоящее время.
2014-06-12 16:02:15, Гость_Потребитель ГСМ:
Да очень интересная информация, особенно Приложение к ПКМ от 06.05.1994 г. № 240 по пунктам:
 
3. Для обслуживания индивидуального транспорта предназначаются отдельные АЗС.
 
5. АЗС общего пользования подчиняются территориальным органам объединения "Узгоснефтепродукт", а ведомственные АЗС - соответствующим министерствам и ведомствам.
 
10. На каждой АЗС должна быть следующая документация:
- инструкция о порядке отпуска и оплаты нефтепродуктов по кредитным картам (на АЗС, отпускающих нефтепродукты по кредитным картам);
У нас есть такие?
 
19. При отсутствии на АЗС горюче-смазочных материалов по вине руководителя АЗС контролирующий орган вправе ставить перед соответствующими органами вопрос о его увольнении. Это хорошо придумано, но толку нет, если руководитель сам в этом не заинтересован
 
16. Отпуск горюче-смазочных материалов АЗС для заправки государственных грузовых автомобилей, автобусов, маршрутных автомобилей, такси и других транспортных средств производится по сумовым электронным карточкам коммерческих банков или в установленном порядке по раздаточным ведомостям и за наличный расчет.
Гос. грузовых автомобилей, автобусов, маршрутных автомобилей, такси, таких наверное нет давно, ысе уже АО или ООО ит.п.
Наверное пришло время заняться и этими нормативными актами МЮ.
2014-06-13 11:38:40, Гость_:
Правильно в народе говорят, век живи - век учись. Это здорово, что есть программа NORMA, помогает найти документы прошлого века. Спасибо.
2014-08-20 17:02:38, Гость_:
Для разивития предпринимательства, важно чтоб государство само не регламентировало те или иные отношения частного сектора. Нужно дать свободу действий, а не регламентировать правила. Конечно, вывод автора очень правильный "это решение должно быть рыночным и упрощенным – не обремененным различного рода разрешениями, раздаточными ведомостями и лимитными книжками". Хочу добавить что "это решение" по моему личному мнению должно не регламентировать а освободить от регламента вообще, чтоб частный сектор сам имел возможность найти приемлемый для себя порядок решения тех или иных отношений. Пусть АЗС и потребитель сами решают как отпускать товар и как производить платёж. И пусть действует правило "что не запрещено, то можно". А общие правила решений отношений уже имеются: НК, инструкции, национальные стандарты. Не стоит расширять этот круг.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA ONLINE», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 26.02.2016г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «NORMA ONLINE», 2007-2017 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика