Norma.uz
Газета НТВ / 2014 год / № 23 / Внешнеэкономическая деятельность

…Чтобы не платить дважды

или В продолжение к вопросу о налогообложении доходов нерезидента*

 

Тему, поднятую нами в материале «В ногу со временем и в согласии с миром» («НТВ» N 19 (1031) от 13.05.2014 г.), мы хотели бы дополнить освещением еще нескольких моментов, касающихся налогообложения доходов нерезидента, чтобы не только помочь понять, как облагаются те или иные доходы нерезидента, но и сравнить действующую в Узбекистане систему с практикой других стран по применению норм международных договоров.

Каждое государство при конструировании своей системы налогообложения изначально имеет две возможности – либо взимать налог по месту осуществления экономических операций, либо облагать у себя доходы своих резидентов, полученные от деятельности в любой точке земного шара. Но так как налоговые ставки и уровень экономического развития во всех странах разные, то может возникнуть ситуация двойного налогообложения. Международные правительственные соглашения призваны ее предотвратить либо путем предоставления исключительного права на взимание налогов в стране местопребывания, либо сохраняя возможность налогообложения в обоих государствах, но ограничивая его максимальный размер в одном из них.

Мировая практика показывает, что во многих странах существуют свои правила, руководствуясь которыми налогоплательщики могут получить льготы, предоставляемые международными соглашениями об избежании двойного налогообложения. И таких большинство, так как конфликт интересов разных государств является неотъемлемой частью международных отношений. Заключая подобное соглашение, любое государство изначально предусматривает защиту и соблюдение именно своих интересов в области налогообложения.

Не является исключением в этом вопросе и наша страна, которая, интегрируясь в мировую финансовую систему, в национальном законодательстве определила, что если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены налоговым законодательством РУз, то применяются правила международного договора (статья 4 Налогового кодекса (НК). Таким образом, определен приоритет международного законодательства над национальным и в нашей стране. Но его реализация требует обязательного прохождения определенных процедур. Глобализация мирового сообщества вносит свои коррективы и в эту часть жизни общества. Как мы уже говорили, с 1 января 2014 года в нашей стране упростили процедуру избежания двойного налогообложения нерезидентов по таким видам доходов, как роялти, дивиденды и проценты. Им теперь достаточно представить справку, подтверждающую резидентство в государстве, с которым заключено международное соглашение. 

 

КАКОЕ СОГЛАШЕНИЕ ВЫБИРАЕМ МЫ?

 

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения относятся к нормам коллизионного права. Они призваны в первую очередь существенно облегчить ведение международного бизнеса предпринимателям и инвесторам, в которых так заинтересована финансовая система любой экономики мира. К такому выводу страны – лидеры финансовых рынков пришли в 60-е годы прошлого века, когда Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) составила стандартизированные модели международных соглашений об избежании двойного налогообложения (далее – Конвенция ОЭСР), утвердив их в специальной модельной конвенции, тем самым предлагая единообразный подход к решению проблемы. Были сформулированы основные принципы устранения двойного налогообложения путем разделения юрисдикции между страной, где компания является резидентом, и страной, в которой она получает доход. Также были детально прописаны правила уплаты налогов с различных типов доходов. Конвенция ОЭСР стандартизировала понятия, термины, критерии, которыми пользуются специалисты многих стран мира.

Более жесткая по сравнению с европейскими странами позиция США в вопросах «налогового мошенничества» и создания фиктивных фирм с целью уклонения от фискальных обязательств побудила Министерство финансов США в 1976 году разработать и опубликовать собственное модельное соглашение. Правительство США пользуется им как базой при заключении договоров с другими странами, налагая более жесткие (по сравнению с моделью Конвенции ОЭСР) ограничения на пользование предоставляемыми льготами.

Существует и третья модель обсуждаемых международных соглашений. Это так называемая типовая налоговая конвенция ООН, официально рекомендованная в 1980 году. Разработанная в 1979 году, она ставит своей главной целью возможность регулировать налоговые отношения на двусторонней договорной основе между промышленно развитыми и развивающимися странами.

Подписанные Узбекистаном международные соглашения базируются на модели Конвенции ОЭСР. Ее преимущество состоит в том, что она используется как базовый документ для заключения договоров, сопровождается постатейными комментариями, позволяющими договаривающимся сторонам однозначно трактовать понятия, используемые в соглашении об избежании двойного налогообложения.

Схема получения налоговой льготы по таким соглашениям довольна проста. Обычно процедура заключается в том, что получатель дохода, претендующий на уплату налога с него в другой стране по пониженной ставке, обращается в налоговый орган в стране своего постоянного местопребывания за подтверждением своего резидентства в ней. Получить налоговую льготу по вышеуказанным соглашениям можно двумя путями: либо получая предварительное разрешение налоговых властей на уплату налога по пониженной ставке, либо обратившись за возвратом части налога после его уплаты по полной ставке. Порядок получения налоговой льготы подробно расписан в статье 155 НК.

 

НАЛОГИ С ДОХОДОВ НЕРЕЗИДЕНТА

 

Предлагаем проанализировать процедуру налогообложения на примере получения нерезидентом доходов от предоставления юридических и образовательных услуг.

 

ПРИМЕР. ООО – резидент Узбекистана (далее – ООО) заключило договор с юридической компанией – резидентом Казахстана (далее – Иностранная компания), не осуществляющей деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, на оказание юридических услуг по регистрации бизнеса в Казахстане стои­мостью 10 000 долларов США. Договором предусмотрено обязательство по их оплате в течение 10 дней с момента подписания контракта.

 

Расходы при импорте услуг (как и при импорте товаров), полученных от нерезидента, формируются с учетом требований статьи 141 НК, НСБУ N 22 «Учет активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте»1 и Положения о порядке отражения операций в иностранной валюте в бухгалтерском учете2.

Часть четвертая статьи 155 НК определяет, что доходы от выполнения работ, оказания услуг за пределами Республики Узбекистан, за исключением доходов от выполнения работ, оказания услуг, предусмотренных частью третьей этой статьи, не относятся к доходам нерезидентов Республики Узбекистан, облагаемым у источника выплаты в Республике Узбекистан.

В нашем примере услуги оказывались на территории Республики Казахстан, и результатом их действия явилось создание филиала ООО в Казахстане. Так как эти юридические услуги не включены в перечень доходов, облагаемых вне зависимости от территории их предоставления (часть третья статьи 155 НК), соответственно, и уплаченное Иностранной компании вознаграждение не относится к доходам, полученным на территории РУз, и облагается налогами только в Казахстане.

 

НДС С НЕРЕЗИДЕНТА (ОБЛАГАЕМЫЙ ИМПОРТ)

 

Объектами обложения НДС считаются только те услуги, местом оказания которых является Узбекистан (статьи 200, 207 НК). Место реализации определяется в соответствии со статьей 202 НК, согласно которой при оказании юридических услуг местом их реализации признается место осуществления деятельности их покупателя (в нашем случае – ООО). Следовательно, для ООО данные услуги являются оборотом, облагаемым НДС.

Определяем налогооблагаемую базу – она составляет 100% от договорной цены без включения в нее налога на добавленную стоимость (10 000 долларов США по курсу ЦБ, действующему на дату оказания услуг, в данном случае на момент оформления документа, подтверждающего факт оказания услуги). И уже к рассчитанной сумме применяем 20-процентную ставку НДС.

При определении суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, получатель услуг имеет право на зачет суммы НДС, уплаченного по импортируемым услугам (статья 218 НК). Юридические лица, осуществляющие оборот, облагаемый НДС, и не являющиеся плательщиками этого налога, обязаны представлять в налоговые органы по месту налогового учета расчет НДС, но при этом уплаченная в бюджет сумма НДС зачету не подлежит (статья 219 НК).

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 21 ­статьи 145 НК получатель услуг имеет право отразить сумму начисленного НДС на расходах текущего налогового периода и она подлежит вычету при определении налогооблагаемой базы.

Хочется обратить внимание читателей на то, что при заключении контрактов с инопартнерами могут возникнуть различные обязательства или ведущие к ним обстоятельства. Их можно обойти, грамотно составив контракт. О некоторых нюансах, на которые стоит обратить внимание при заключении подобных договоров, мы поговорим в следующей публикации.

 

Камила КАРИМОВА,

специалист по банковскому делу,

 

Татьяна ШАЛУНОВА,

налоговый консультант, аудитор, CIPA, DipIFR, генеральный директор.

 

ОНК ООО «RASTAX GROUP».

 


 

1Утвержден приказом министра финансов, зарегистрированным МЮ 21.05.2004 г. N 1364.

2Утверждено постановлением МФ, МЭ, ГНК, правления ЦБ и Гос­комстата, зарегистрированным МЮ 17.09.2004 г. N 1411.

Прочитано: 2909 раз(а)

Комментарии к статье (5)

2014-06-09 12:13:04, Гость_:
"Обойти..." обязательства... Смелая рекомендация
2014-06-09 12:26:14, Гость_Ахмад:
Очень интересная тема! Хотелось бы уточнить один момент. Является ли плательщиком НДС- нерезидент, осуществляющий деятельность через постоянное учреждение?
2014-06-09 12:46:17, Гость_:
Вопрос направлен в редакцию
Вопросы экономико-правовой тематики, связанные с деятельностью Вашей организации или личные, Вы можете задать:
1)    отправив электронное письмо в редакцию газет «Норма» и «НТВ» по адресам: gazeta@norma.uz; ntv@norma.uz;
2)    по телефону «Горячей линии» 200-00-59, если Вы являетесь пользователем информационно-поисковых систем «Norma», подписчиком газет «Налоговые и таможенные вести» и «Норма»;
3)    воспользовавшись сервисом «Мы отвечаем!» в интерфейсе программных продуктов «Norma».
2014-06-09 14:14:13, Гость_Илес Искандаров:
Хорошая статья, главное своевременная и нужная. Спасибо авторам и редакции.
...а что касается комментариев "Гостя" мне кажется обойти не значит уклониться, и вообще Ваш скепсис непонятен.
2014-06-09 15:32:03, Гость_Шалунова Т.:
Всем большое спасибо за комментарии! Радует, что тема международных договоров очень актуальна. Эту и другие статьи Вы можете увидеть также на нашем сайте: http://rastax.uz/ru/component/content/category/80-nashi-publikacii
 
Гость, Вам уже полноценно ответил Илес Искандаров. Илес Искандаров и Ахмад, спасибо за Ваши высокие оценки!
 
Ахмад, Вы задали очень актуальный вопрос "Является ли плательщиком НДС- нерезидент, осуществляющий деятельность через постоянное учреждение?" Согласно ст. 200 НК РУз. "Работы и услуги, выполняемые и оказываемые нерезидентом РУз. резиденту РУз., включаются в облагаемый оборот получателя указанных работ, услуг в порядке, установленном ст. 207 настоящего Кодекса". Поэтому ПУ НДС платить не будет, его НДС заплатит резидент РУз. в случае, если местом оказания услуг (выполнения работ) является РУз. (критерии установлены ст. 202 НК РУз.). Исключения - льготы (ст.ст. 208-210 НК РУз.).
 
И раз уж мы затронули конкретные вопросы, хотела бы сообщить, что на нашем сайте активно функционирует система электронных консультаций "Econs" - подробнее на сайте: http://rastax.uz/ru/component/content/article?id=84:e-consult&catid=9:uncategorised

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA ONLINE», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 26.02.2016г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «NORMA ONLINE», 2007-2017 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика