На днях в Национальном пресс-центре Узбекистана состоялась организованная Государственным таможенным комитетом пресс-конференция на тему «Проведение экспертизы ввозимых предпринимательством на территорию республики запасных частей и комплектующих к технологическому оборудованию: порядок, условия и льготы». В ней приняли участие представители ГНК, ОАО «Узбекэкспертиза», Торгово-промышленной палаты, средств массовой информации республики.
– Одним из приоритетов реформирования отечественной экономики является создание эффективной системы стимулов для осуществления хозяйствующими субъектами модернизации, технического и технологического перевооружения собственного производства, оснащения его современным оборудованием, обеспечивающим увеличение выпуска высококачественной, конкурентоспособной, экспортоориентированной продукции. У нас в стране принят целый ряд документов, направленных на реализацию этих задач, – отметил, открывая мероприятие, начальник отдела Главного управления таможенно-тарифного регулирования и учета платежей ГТК Собир Авезов. – В том числе касающихся ввоза технологического оборудования, запасных частей и комплектующих к нему, которые являются особым видом товаров, используемых для производства продукции или оказания услуг.
Учитывая значимость этих товаров и отсутствие их производства в республике, Президент и Правительство страны уделяют большое внимание стимулированию импорта технологического оборудования, запасных частей и комплектующих к нему. Основанием для предоставления тарифных льгот по освобождению от уплаты таможенной пошлины является статья 33 Закона «О таможенном тарифе» (от 29.08.1997 г. N 470-I), от уплаты НДС – статья 211 Налогового кодекса.
Дополнительные льготы и преференции установлены Указом Президента от 24.08.2011 г. N УП-4354. В частности, до 1 января 2016 года хозяйствующие субъекты освобождены от уплаты таможенных платежей (за исключением сбора за таможенное оформление) за ввозимые на территорию республики запасные части и комплектующие к установленному технологическому оборудованию по перечню, утвержденному Распоряжением Кабинета Министров от 17.12.2012 г. N 843-ф.
При этом льготы распространяются на запасные части и комплектующие к установленному технологическому оборудованию, ввозимые хозяйствующими субъектами для собственных производственных нужд, а также по договорам, заключенным с собственником установленного технологического оборудования.
В соответствии с пунктом 5 Указа Президента от 14.03.2007 г. N УП-3860 и Постановлением Президента от 10.09.2012 г. N ПП-1816 Минэкономики, Минфином, МВЭСИТ и ГТК был подготовлен и утвержден совместным постановлением, зарегистрированным МЮ 20.03.2013 г. N 2436, Перечень технологического оборудования, освобождаемого при ввозе на территорию Республики Узбекистан от импортной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость.
С.Авезов пояснил, что льготы по уплате импортной таможенной пошлины и НДС предоставляются на новое технологическое оборудование, коды ТН ВЭД которого включены в этот Перечень. Эти льготы распространяются и на являющиеся неотъемлемой частью оборудования комплектующие изделия и запасные части при условии, что последние поставляются в комплекте к новому технологическому оборудованию в соответствии с контрактом (договором). При этом новым технологическим оборудованием является оборудование, год выпуска которого не превышает 3 лет на момент таможенного оформления в таможенный режим «Выпуск для свободного обращения». Для подтверждения этого факта необходимо представить таможенному органу технический паспорт завода-изготовителя или другой документ, подтверждающий год выпуска ввозимого технологического оборудования.
Об особенностях проведения таможенной экспертизы технологического оборудования, запасных частей и комплектующих к нему проинформировал начальник Центральной таможенной лаборатории Бахтиер Абдуганиев. Он привел примеры, рассказал об отдельных проблемах, касающихся классификации этих товаров по ТН ВЭД. Так, согласно Правилу 2А Основных Правил интерпретации ТН ВЭД, любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде. Недавно при ввозе технологического оборудования для птицефермы возник вопрос классификации вентиляционной системы, являющейся частью комплекта данного оборудования. В силу Правила 2А последняя не может классифицироваться одним кодом, поскольку в некомплектном виде не обладает свойством комплектного, завершенного товара, соответственно, не подпадает под льготы. Этот вопрос был вынесен на рассмотрение межведомственной комиссионной экспертизы, однако и она не смогла принять окончательного решения. В связи с этим направлен запрос во Всемирную таможенную организацию с просьбой оказать содействие в классификации на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.
О деятельности ОАО «Узбекэкспертиза» рассказал его генеральный директор Батыр Раджабов:
– Организацией проводится 10 видов экспертизы, в том числе по классификации товаров. Она осуществляется на основе Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности РУз (версия 2012 года), введенной в действие с 1 октября 2012 года Постановлением Президента от 10.09.2012 г. N ПП-1816. «Узбекэкспертиза» уполномочена выносить заключение об отнесении ввозимого технологического оборудования и запасных частей к нему, а также компонентов, сырья и материалов к категории используемых в технологическом процессе при производстве локализуемой продукции.
В ходе пресс-конференции сотрудники ГТК, представители «Узбекэкспертизы» и ГНК ответили на все интересующие журналистов вопросы. В частности, налоговики пояснили, что целевое и эффективное использование ввозимых запасных частей и комплектующих к установленному технологическому оборудованию в соответствии с утвержденным Перечнем контролирует Государственный налоговый комитет республики. В случае их нецелевого использования высвобождаемые в результате применения льгот средства в полном объеме взыскиваются в государственный бюджет с применением штрафных санкций, предусмотренных законодательством.
Гульнора АБДУНАЗАРОВА,
наш корр.
Такие мероприятия, как свидетельствуют бизнесмены, неплохо бы проводить и в регионах.