Norma.uz
Норма / 2024 йил / № 31 / Дом, в котором мы живем

Обещать не значит жениться

 

Хочется надеяться, что в жарких спорах, кто такие уйбоши и кучабоши, нужны ли они нам и какие у них задачи, будет поставлена точка. Ответы на эти и другие вопросы в какой-то мере дает постановление Кабмина «Об утверждении нормативно-правовых актов по регулированию деятельности махаллей»
N 334 от 13.06.2024 г.
(далее – ПКМ-334, Документ). Точнее, приложение N 2 к нему  – «Типовое положение об организации деятельности старших по улице (кучабоши) и старших по дому (уйбоши)». Документ определяет статус активистов, вводит правовые понятия, устанавливает полномочия, ответственность, предусматривает порядок избрания и механизм взаимодействия с другими органами. По сути, такой документ нужен был давно, потому что его отсутствие вызывало достаточно разногласий среди жителей многоквартирных домов. Особенно много споров было по поводу уйбоши – домкомов. Но содержание ПКМ-334 вызывает ряд вопросов.

 

Выбери меня

Документ устанавливает регламент выбора активистов. Если коротко, то уйбоши и кучабоши избираются большинством голосов сроком на 5 лет на общем собрании жителей улиц или многоквартирных домов, расположенных на территории схода граждан. Они осуществляют деятельность от имени жителей. В уйбоши и кучабоши избираются граждане Узбекистана, достигшие 18 лет, постоянно или временно проживающие на соответствующей территории. Приоритет отдается инициативным кандидатам с жизненным опытом и репутацией среди жителей.

Полномочия старших по дому или по улице могут быть досрочно прекращены в ряде случаев: неэтичного поведения, неисполнения своих обязанностей, письменного обращения более половины избирателей об освобождении их от обязанностей, утрате гражданства РУз, переезде, других причин.

Учитывая, что организовать жителей на любое собрание весьма проблематично, выборы активистов, скорее всего, будут проходить формально. Так же, как проводятся общие собрания собственников жилья
в УК или ТСЖ. Многие считают, что в рядах уйбоши и кучабоши, по всей видимости, окажутся либо самовыдвиженцы, либо назначенцы от махалли.

 

Удивительное рядом

Документ наделил старших по улице и дому широкими полномочиями. Но не подменяют ли они работу других органов? Например, формирование списков жителей, проживающих в многоквартирных домах. По сути, это компетенция участковых и махалли. Очень важное дело. Многочисленные махаллинские общественники занимаются этим спустя рукава. В результате в электронной базе органов самоуправления бывает полно недостоверных данных, «мертвых душ»: либо отсутствуют реально прописанные и проживающие по данному адресу, либо приписаны непонятно откуда взявшиеся граждане. Такая небрежность имеет серьезные последствия. Было дело, когда представители предприятий водоснабжения и организаций по сбору и вывозу бытовых отходов иногда сверяли абонентскую базу в махалле. Исходили из того, что она ближе всех к гражданам и знает реальную обстановку. В результате жителям начисляли несуществующую задолженность за услуги из-за приписок непроживающих граждан.

В обязанности активистов входит также – изучение социально-духовной среды в семьях и внесение
в совет – кенгаш схода граждан предложений по решению выявленных проблем
. Интересно, каким образом, и не будет ли это вмешательством в частную жизнь? Есть пункт об обязанности домкома и старших по улице информировать председателя махалли и инспектора по профилактике правонарушений о ситуациях, угрожающих миру и спокойствию населения. Слишком серьезно, чтобы перекладывать этот вопрос на плечи общественников.

В обязанности уйбоши и кучабоши входит также оказание помощи одиноким, пожилым, инвалидам, неблагополучным семьям, лицам, нуждающимся
в уходе и потерявшим близких.
Это конкретно компетенция маххали и органов социальной защиты граждан. При чем здесь домкомы и главные по улицам?

Еще один сомнительный пункт – содействие экономному использованию населением тепла и электроэнергии, горячей и холодной воды, участию населения в мероприятиях по озеленению и благоустройству территорий, поддержанию их образцового состояния и прочее. Трудно представить,
с помощью каких правовых инструментов могут содействовать этому домкомы и кучабоши.

Согласно Документу они имеют право привлекать к проведению мероприятий и тренингов представителей государственных организаций и ННО, квалифицированных специалистов и иных лиц в целях реализации указанных Типовым положением задач. Тоже вопрос – при чем тут активисты? В результате трудно понять, кто же такие домкомы и кучабоши: представители жителей или работники махалли? Когда нет четкого понимания их обязанностей, на всякий случай грузят по полной программе. Но тогда и отдача может быть соответствуюшей. Имитация бурной деятельности при ее полном отсутствии.

 

Как насчет стимулов?

Конечно, потенциальных претендентов в старшие по дому или улице интересует вопрос стимулирования их работы. В Документе говорится, что активистам будут выплачивать ежемесячные компенсационные выплаты по обязательным платежам за коммунальные услуги на основании ПКМ N 99 от 23.02.2021 г.
Но «будут» не означает, что обязаны. Поэтому домкомам и старшим по улицам не стоит обольщаться. Изучение нового Документа на этот предмет вызывает дежавю – мы это почти проходили. Три года назад
в ПКМ N 99 тоже обещали поощрять активных граждан махалли. Но вот получил хотя бы один из них положенное – об этом ничего неизвестно.

Сомнения относительно стимулирования активистов вызывает и то, что согласно ПКМ-334, домкомы
и старшие по улице осуществляют свою деятельность на общественных началах. Тогда о каких ежемесячных  компенсационных выплатах можно вести речь? Документом установлено, что исполнительные органы, а также органы самоуправления граждан могут награждать активно работающих кучабоши и уй-
боши денежными премиями и памятными подарками, представлять их к государственным и другим наградам. Не слишком ли много «пряников» на этот раз?

Как показывает практика, «могут» – ни к чему не обязывает. Достаточно вспомнить, как 2 года назад городской хокимият разразился циркуляром, в котором нашлось место и домкомам. Им собирались выдавать удостоверения управления внутренних дел и платить зарплату в размере 1,5 млн сумов из государственного фонда занятости. В зависимости от результатов работы обещали доплаты. Многие поверили и тут же нацелились в домкомы. Муссировались слухи, что их посадят на зарплату в РУВД. Но ото всех обещаний быстро отказались, передумали. Тогда жителей многоэтажек загоняли в УК и рассчитывали, что домкомы будут помощниками хокимиятов в этой принудиловке. В результате ни зарплаты, ни доплаты, ни работы. К сожалению, в последнее время процесс законотворчества происходит у нас в таком темпе, что за изменениями порой невозможно уследить. Может поэтому с такой же скоростью и забывают о многих из них. Особенно если это касается обещаний по оплате общественникам.

Прочитано: 123 раз(а)

Агар сиз хато топсангиз, хатоли матндаги жумлани белгиланг ва Ctrl+Enter ни босинг.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика