С 1 января 2020 года введен новый порядок добровольной ликвидации предприятий (Положение, прил. N 1 к ПКМ N 704 от 21.08.2019 г.). Ликвидация бизнеса, независимо от ее причин и юридической формы предприятия, предполагает прекращение предпринимательской, финансовой и хозяйственной деятельности, а также прав и обязанностей без правопреемства. Несмотря на то что новый порядок упростил саму процедуру, на практике возникают проблемы, не зависящие от ликвидируемого предприятия. Как действовать в таких ситуациях, разъяснили эксперты по юридическим вопросам компании «Norma» – адвокат Элеонора Мазурова и юрист Альберт Сафин.
Ситуация 1.
Банк не принимает копию решения о ликвидации, ссылаясь на отсутствие налоговой проверки
В соответствии с требованиями ликвидируемое ООО направило в Центр госуслуг и банк копию решения учредителей о добровольной ликвидации предприятия. Центр госуслуг опубликовал на своем сайте информацию о добровольной ликвидации. Обслуживающий банк копию решения принять отказался, сообщив, что примет документ только после проверки предприятия налоговым органом.
Правомерны ли действия банка?
Чтобы разобраться в ситуации, рассмотрим все этапы добровольной ликвидации в хронологическом порядке.
1. Ликвидатор не позднее следующего рабочего дня после принятия учредителями решения о добровольной ликвидации должен направить:
- в Центр госуслуг – копию решения о добровольной ликвидации;
- в банк, обслуживающий основной депозитный счет до востребования, и в банк, в котором аккумулируются средства в инвалюте, – копию решения о добровольной ликвидации и 2 экземпляра карточек с образцами подписей и оттиска печати ликвидатора;
- в банки, обслуживающие вторичные, сберегательные и срочные депозитные счета в национальной валю-
те, – заявление-поручение о закрытии счетов и перечислении остатков средств на основной счет;
- в банки, где открыты счета до востребования, сберегательные и срочные депозитные счета в иностранной валюте, – заявление-поручение о закрытии счетов и перечислении остатков средств на депозитные счета ликвидируемого предприятия по месту открытия основного счета в нацвалюте (п. 16 Положения).
Из вышеперечисленных требований вытекает, что банк обязан принять у вас копию решения о ликвидации, так как с момента уведомления банков:
- списание средств со счетов допускается только по поручению ликвидатора;
- приостанавливается действие картотеки N 2;
- вторичные, сберегательные и срочные депозитные счета закрываются с перечислением остатков средств в национальной валюте на основной счет, остатков средств в иностранной валюте – на счет в инвалюте (подп. «б», абз. 12 п. 18 Положения).
И пока банк не примет документ, вышеперечисленные действия невозможны.
Более того, представляемый документ не имеет никакого отношения к налоговой проверке, проводимой при ликвидации. В свою очередь результаты налоговой проверки в банк не представляются.
Единственное, что будет необходимо предъявить в банк после проверки для закрытия счета, – это заключение налоговой инспекции об отсутствии у вас задолженности по налогам и иным обязательным платежам, а также уведомление Бюро принудительного исполнения об отсутствии в производстве неисполненного исполнительного документа. Такое заключение налоговая служба выдает только после принятия ликвидационного баланса (пп. 32, 33 Положения).
Поэтому если сотрудник банка отказывается принять копию решения учредителей о ликвидации, то вам нужно обратиться к управляющему банка с требованием разъяснить, на каком основании они не принимают документ. Если же проблема не решится, то обратитесь в Центробанк. Сделать это можно по телефону доверия, через портал обращений, письмом или в явочном порядке. Изложите суть проблемы, сошлитесь на конкретные пункты Положения, от выполнения которых уклоняются сотрудники вашего банка.
Ситуация 2.
Со дня уведомления Центра госуслуг о добровольной ликвидации предприятия прошло 2 месяца. Налоговая инспекция до сих пор не провела налоговую проверку. В это же время налоговый инспектор по телефону требует продолжить сдачу отчетов и уплату налогов, связанных с оплатой труда хотя бы одного сотрудника до момента проведения налоговой проверки
Прежде всего налоговая инспекция обязана приступить к проверке финансово-хозяйственной деятельности организации в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления. Уведомляет ее Центр госуслуг в течение
1 рабочего дня после получения копии решения учредителей о ликвидации предприятия (пп. 17, 21 Положения).
К сожалению, проблема затягивания сроков проверки не редкость, когда ее инициатором выступает само предприятие. Но если вы будете терпеливо ждать и не настаивать на проверке, то в дальнейшем это создаст вам дополнительные проблемы.
Так, инспектор может неофициально, по телефону просить уплачивать налог на одного якобы работающего сотрудника, когда ликвидатор уже уволил всех сотрудников. Такие требования ГНИ незаконны, вы можете их игнорировать. Как мы знаем, ликвидатор обязан после принятия решения о добровольной ликвидации расторгнуть трудовые договоры с работниками организации (подп. «а» п. 19 Положения). А несвоевременная проверка предприятия – вина налоговой инспекции, а не ваша. Так как с вашей стороны были совершены все необходимые действия по процедуре добровольной ликвидации, то и последствия в виде финансовых санкций к вам не могут быть применены.
Но может случиться и так, что к вам придет бывший работник за справкой о заработной плате за время работы для оформления пенсии. Как известно, для сбора документов Пенсионный фонд устанавливает ограниченный срок. Так как ваше предприятие находится в стадии ликвидации, все журналы для регистрации документов уже закрыты, но и в архив документы не сданы, так как налоговая проверка еще не прошла. И получается, что не по своей вине ни вы, ни архив не можете дать справку человеку, оформляющему пенсию.
Также необходимо обратить внимание на предоставляемые льготы и сроки для ликвидации. С момента уведомления Центра госуслуг о ликвидации прекращается начисление земельного налога, налога на имущество, налога за пользование водными ресурсами, а также пени по всем видам налогов и иных обязательных платежей. Но если ликвидация не будет завершена в 6-месячный срок, то эти льготы отменяются, а все соответствующие платежи взимаются в полном объеме за период, на который были приостановлены начисления (подп. «а» п. 18, пп. 38, 39 Положения).
Законодательство не дает четкого ответа, что происходит в ситуациях, когда срок ликвидации истекает по вине налоговых органов. И, скорее всего, по истечении установленного срока с вас взыщут налоги и другие платежи за весь период. И лишь потом, обратившись в суд, вы будете доказывать, что все зависящее от вас вы сделали и вина в нарушении сроков ликвидации лежит на налоговых органах.
Поэтому в целях соблюдения 6-месячного срока добровольной ликвидации обратитесь письменно в ГНИ с запросом, по какой причине не проведена налоговая проверка финансово-хозяйственной деятельности. А также укажите, что сотрудники ГНИ нарушают требования законодательства. В суде вам эта переписка поможет. Во всяком случае докажет, что вы сделали все что могли.