Указом Президента N УП-6118 от 24.11.2020 г. приняты меры по дальнейшему
совершенствованию системы исполнения судебных актов и актов иных органов.
В документе закреплены статус Бюро принудительного исполнения и его директора, принцип невмешательства в процесс принудительного исполнения и недопустимости незаконного воздействия на госисполнителя. Но над ведомством устанавливается парламентский контроль – с 2021 года начальники территориальных управлений и районных (городских) отделов БПИ каждые полгода будут представлять отчет о своей работе Жокаргы Кенесу Каракалпакстана, кенгашам народных депутатов областей, районов и городов соответственно.
Образуются республиканский и территориальные советы по повышению эффективности исполнения судебных актов и актов иных органов. Они выполняют консультативные и экспертно-аналитические функции, координируют работу органов БПИ без права принимать решения или давать указания о приостановлении исполнительного производства. Минимум раз в месяц проводятся заседания советов, где могут присутствовать главы госорганов, представители общественных организаций и СМИ.
В очередной раз пересмотрены полномочия органов БПИ:
во-первых, с 1 ноября они не занимаются обеспечением полноты и своевременности взыскания с населения обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. Теперь это задача организаций, оказывающих эти услуги. А центры по организации услуг саночистки при территориальных органах Госкомэкологии ведут единую биллинговую систему учета платежей и задолженности, а также взыскивают долги в судебном порядке;
во-вторых, выявление, пресечение и предупреждение административных правонарушений, связанных с пользованием электрической, тепловой энергией и газом, – компетенция органов внутренних дел, а преступлений в той же сфере – Департамента по борьбе с экономическими преступлениями и его территориальных подразделений.
С 1 декабря 2020 года введен ряд изменений:
а) новый порядок распределения следующих средств:
- поступления по исполнительным документам о взыскании ущерба, нанесенного государству в результате совершения преступления;
- госпошлины, уголовные и административные штрафы и иные виды взысканий в пользу государства;
- средства от реализации арестованного имущества, подлежащего обращению в доход государства.
Они аккумулируются на отдельном казначейском счете, после чего 30 % в Ташкенте и 50 % в остальных регионах республики перечисляются пропорционально на расчетные счета, открытые для поддержки граждан, включенных в «Темир дафтар», «Аёллар дафтари» и «Ёшлар дафтари». Остальное распределяется между получателями и уровнями бюджетов бюджетной системы;
б) исполнительные документы о наложении административного штрафа представляются в органы БПИ после истечения сроков добровольной уплаты. К ним обязательно прилагается документ, подтверждающий вручение или направление правонарушителю постановления о наложении штрафа с уведомлением его о возможности добровольной уплаты;
в) имущество должников, арестованное в ходе принудительного исполнения, выставляется на первоначальный онлайн-аукцион, проводимый по принципу повышения цены, со скидкой в 30 % от стартовой цены, а по исполнительным документам о взыскании в Госбюджет – до 50 % по решениям территориальных советов. Исключение составляют исполнительные документы о взыскании задолженности, обеспеченной заложенным имуществом;
г) устанавливаются новые размеры исполнительского сбора, взыскиваемого по исполнительным документам имущественного характера:
- 5 % взыскиваемой суммы – по документам, предусматривающим взыскание не более 1 000 БРВ;
- 2 % взыскиваемой суммы – по исполнительным документам, предусматривающим взыскание свыше 1 000 БРВ.
Напомним, ранее исполнительский сбор по исполнительным документам имущественного характера составлял 1 % взыскиваемой суммы с должника-физлица и 2 % – с должника-юрлица (п. 3 Положения, прил. N 1 к ПП-722 от 1.11.2007 г.).
При объединении исполнительных производств, на которые наложен исполнительский сбор, его размер не изменяется;
д) по исполнительным документам, находящимся в производстве органов БПИ, в Фонд развития Бюро принудительного исполнения отчисляются:
- 100 % сумм исполнительского сбора, налагаемых работниками БПИ;
- 5 % сумм, взысканных в Госбюджет от ведения исполнительных производств (кроме взыскания налоговой задолженности за счет реализации имущества должников).
В более отдаленной перспективе с 1 марта 2021 года:
а) должники смогут платить алименты через Единую информационную систему исполнения и контроля за алиментными обязательствами. Деньги будут поступать на отдельные банковские счета, после чего перечисляться на банковскую карту получателя алиментов, оформленную БПИ;
б) в рамках принудительного исполнения реализовывать имущество на комиссионно-договорных основах будут только торговые организации, внедрившие электронную систему дистанционного онлайн-мониторинга процессов от принятия до реализации имущества. При выборе торговых точек преимущество у торговых организаций, занимающихся реализацией имущества через интернет-магазины;
в) в исполнительных документах в обязательном порядке начнут указывать:
- ПИНФЛ граждан Узбекистана и реквизиты иных документов, удостоверяющих личность, остальных физлиц;
- ИНН должников-юрлиц.
Запланирована масштабная законотворческая работа. В частности, в течение 3 месяцев должны разработать законопроект, расширяющий применение института добровольного исполнения судебных актов без мобилизации принудительной силы государства. А до 1 сентября 2021 года в Законодательную палату внесут проект Кодекса об исполнительном производстве.
Документ официально опубликован в Национальной базе данных законодательства (lex.uz) и вступил в силу 25.11.2020 г.
Олег Заманов.