Состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса.
На нем депутаты рассмотрели в первом чтении проекты законов:
- «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2021 год». Наряду с законопроектом, парламентариям представлены прогнозы основных направлений социально-экономического развития страны на 2022–2023 годы. Они разработаны исходя из того, что пандемия коронавируса может продолжиться и в следующем году.
Основное внимание обращается на сохранение макроэкономической стабильности: рост ВВП составит 5,1 %, сохраняя положительную динамику в последние годы. Объем промышленного производства увеличится на 5,8 %, строительства – на 6,5 %, сельского хозяйства – на 2,7 % и услуг – на 6,4 %.
В 2021 году ожидается, что ВВП достигнет 688,9 трлн сум., доходы Государственного бюджета – 147 трлн сум., или 21,3 % к ВВП.
Расходы Государственного бюджета составят 165,7 трлн сум. Это на 24 % больше, чем в 2020 году, при этом более половины расходов Госбюджета будут направлены на социальную сферу.
Законопроектом предусматривается ряд изменений в бюджетной сфере. В частности, Кабинету Министров предоставляются полномочия по перераспределению ассигнований в период пандемии коронавируса, выделенных из республиканского бюджета для распорядителя бюджетных средств первого уровня на капитальные вложения, проектирование, строительство (реконструкцию) и оснащение объектов, в пользу другого распорядителя бюджетных средств первого уровня.
Местным органам власти предоставляется право вносить равные изменения в прогнозы доходов и расходов соответствующих местных бюджетов на следующий год с учетом суммы межбюджетных трансфертов, которые планируется выделить из вышестоящих бюджетов, обеспечивая сбалансированность соответствующих проектов местных бюджетов.
Для повышения прозрачности бюджетного процесса предлагается применение штрафов к ответственным руководящим работникам соответствующих министерств и ведомств в случае неопубликования на их официальных веб-сайтах информации об исполнении Госбюджета.
В 2021 году из бюджета предусматривается выделить на реализацию госпрограмм в сфере образования 2,2 трлн сум., в том числе впервые 30 млрд сум. на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На негосударственные ДОУ с учетом расширения их сети из Госбюджета планируется выделить 600 млрд сум. субсидий, то есть вдвое больше текущего года;
- «О внесении изменений и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан». Для дальнейшего совершенствования института подследственности уголовных дел законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнения в отдельные статьи УПК. В частности, предусматривается осуществление предварительного следствия органами прокуратуры по преступлениям, посягающим на жизнь граждан, интересы общества и государства, а также других коррупционных и должностных преступлений, органами внутренних дел – по преступлениям, посягающим на здоровье, собственность граждан, против общественного порядка и безопасности, органами службы госбез-опасности – по преступлениям против конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и других интересов страны.
В ходе обсуждений особое внимание уделено предложению передачи полномочия расследования по некоторым коррупционным и должностным преступлениям, предусмотренным УК, органам прокуратуры.
На основе проекта закона внесение изменений в
часть 5 статьи 345 УПК, устанавливающую передачу полномочия расследования преступлений, предусмотренных статьями 125-1, 216-1, 216-2 УК, органам внутренних дел, учтен потенциал оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел при раскрытии преступлений, достаточные ресурсы и широкие возможности;
- «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан». Уголовно-процессуальное законодательство дополняется новым институтом предварительного закрепления показаний. Он окажет значительное влияние на эффективность дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства и послужит упрощению производства.
Законопроектом в УПК также вводится институт соглашения о признании вины. Соглашение о признании вины – сделка, заключаемая с прокурором, надзирающим за производством уголовного дела, по не представляющим большой общественной опасности, менее тяжким и тяжким преступлениям на основании ходатайства, заявленного со стороны подозреваемого, обвиняемого в случаях их согласия с предъявленным им подозрением и обвинением, активном участии раскрытии преступления, а также возмещении причиненного ущерба.
УК дополняется статьей 58-1, предусматривающей норму, согласно которой срок или размер наказания по уголовным делам, по которым заключено соглашение о признании вины, не должен превышать половины наивысшего наказания соответствующей статьей (частью) Особенной части УК.
В статье 51 УПК устанавливается обязательность участия защитника при подозрении или обвинении лица в совершении особо тяжкого преступления, рассмотрении вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, заключении соглашения о признании вины.
Во втором чтении народные представители рассмотрели законопроект «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан». Законопроектом Жокаргы Кенесу Каракалпакстана и областным кенгашам народных депутатов предоставляется право применения пониженной налоговой ставки либо освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога для земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристических зонах.
Отменяются льготы, предоставленные по земельному налогу, в части земельных участков, занятых местами отдыха и оздоровления, включая дома отдыха, местами массового отдыха и туризма населения, если они отведены для осуществления предпринимательской деятельности, и санаторно-курортными объектами, если они расположены в туристических зонах.
norma.uz.