Видов налоговых нарушений в новом Налоговом кодексе стало значительно больше, а значит, и количество штрафных санкций увеличилось.
Итак, что изменилось и чем грозят предпринимателям опоздания со сдачей отчетности и уплатой налогов в 2020 году?
В минувшем году, если бухгалтер опаздывал со сдачей отчета, его, как правило, вызывали в налоговую инспекцию и привлекали к административному штрафу как должностное лицо (ст. 175 КоАО). Теперь же, помимо санкций в отношении должностного лица, штрафуется и само предприятие. За каждый день просрочки отчета взыскивается 1 % от суммы, подлежащей уплате на основании этого отчета, но не более 10 % этой суммы (ст. 220 НК в нов. ред.).
Ограничение в 10 % вполне объяснимо: через 10 дней после установленного срока сдачи отчета налоговый орган может приостановить операции по счетам предприятия (ст. 111 НК в нов. ред.). И его деятельность будет заморожена до тех пор, пока главбух не сдаст налоговый или финансовый отчет.
Помимо перечисленных санкций, не забывайте также о начисляемой пене за нарушение сроков уплаты налогов. Если у предприятия не только будет просрочена сдача отчета, но и не уплачен вовремя налог, то за каждый просроченный день начислят пеню и взыщут ее принудительно (ст. ст. 110, 121 НК в нов. ред.).
А самое неприятное в этой ситуации то, что предприятие попадет в публичные списки правонарушителей в налоговой сфере. А это негативно скажется на его деловой репутации.
Подведем итог. За несвоевременно сданную отчетность и неуплаченный налог могут быть применены:
♦ административный штраф в отношении должностного лица – от 1 до 3 БРВ (от 223 000 до 669 000 сум.), если это первое нарушение за год;
♦ штраф для предприятия – от 1 до 10 % от суммы, указанной в отчете и подлежащей уплате;
♦ пеня за каждый просроченный день – процент, равный 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, от неуплаченной суммы налога;
♦ приостановление операций по счетам – до момента сдачи отчета, но не более 10 дней – по решению руководителя налоговой инспекции, более 10 дней – по решению суда;
♦ включение предприятия в открытый список правонарушителей – сайт общественного контроля в налоговой сфере.
Рекомендация:
Внимательно следите за сроками сдачи отчетности и своевременно направляйте ее в налоговую службу. Отправляя отчет, обязательно проверьте, принят ли он в обработку. Делайте скриншоты страниц, на которых отображается информация о движении отчета.
Изменения в видах налоговых нарушений
Было
|
Стало
|
|
Уклонение от постановки на учет в налоговых органах
|
||
Ранее предусматривался штраф от 50 до 100 БРВ, но не менее 10–50 % от полученной на тот период выручки (ст. 113 НК в ред. 2007 г.)
|
Теперь размер штрафа зависит от вида постановки на учет (ст. 219 НК в нов. ред.): ♦ по месту нахождения предприятия или объекта налогообложения (ст. 131 НК в нов. ред.) – от 1 до 2 млн сум.; ♦ иностранного постоянного учреждения – 10 % от полученных доходов, но не менее 10 млн сум.; ♦ индивидуального предпринимателя – 10 % от полученных доходов, но не менее 1 млн сум.; ♦ в качестве плательщика НДС – 5 % от полученных доходов, но не менее 5 млн сум. |
|
Несвоевременная сдача налоговой отчетности
|
||
Ответственность предусматривалась только для должностного лица (ст. 175 КоАО) |
Теперь привлекается должностное лицо, а также применяются санкции к предприятию. За это нарушение предусмотрен штраф в размере 1 % от суммы налога за отчетный период, подлежащей уплате, за каждый день просрочки, но не более 10 % (ст. 175 КоАО; ст. 220 НК в нов. ред.). Если будет просрочена и уплата налогов, то также нужно будет уплатить пеню |
|
Отсутствие ответа на требование в рамках камерального контроля/проверки
|
||
Приостанавливались операции по счетам предприятия. На должностное лицо налагался штраф (ст. 175 КоАО; ст. 96 НК в ред. 2007 г.)
|
Помимо имеющихся санкций, добавлена возможность назначить предприятию налоговый аудит (ст. 138 НК в нов. ред.)
|
|
Нарушение порядка применения ККМ и терминала
|
||
Была предусмотрена ответственность за (ст. 119 НК в ред. 2007 г.): ♦ торговлю без ККМ и терминала; ♦ невыдачу чека покупателю; ♦ использование ККМ, не соответствующей техническим требованиям
|
Имеющиеся нарушения дополнены (ст. 221 НК в нов. ред.): ♦ отказом от приема платежа через терминал – штраф – 5 млн сум.; ♦ торговлей с использованием ККМ или выдачей покупателю платежных документов, не зарегистрированных в налоговых органах, – 7 млн сум.; ♦ использованием терминала, оформленного на другое лицо, – 20 млн сум. |
|
Нарушение учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя
|
||
Налоговый кодекс не предусматривал такого нарушения
|
Вводится ответственность индивидуального предпринимателя, если он не будет вести Журнал учета, зарегистрированный в налоговых органах, – штраф в размере 500 тыс. сум. (ст. 222 НК в нов. ред.) |
|
Сокрытие или занижение налоговой базы
|
||
Была предусмотрена ответственность за: ♦ хранение неоприходованных товаров; ♦ неотражение суммы выручки от реализации в документах; ♦ подмену, подделку или уничтожение документов, свидетельствующих о факте реализации; ♦ отсутствие на складе или в месте реализации товаров, числящихся в учете как нереализованные (ст. 114 НК в ред. 2007 г.)
|
К уже имеющимся нарушениям добавлены (ст. 223 НК в нов. ред.): ♦ перевозка грузов без товарно-сопроводительных документов либо по подложным документам; ♦ использование фальшивых первичных бухгалтерских документов; ♦ незаконное внесение изменений в программу ККМ; ♦ включение в отчетность неиспользованных материальных затрат как использованных; ♦ умышленное занижение объема реализации и дохода за отчетный период; ♦ искусственное завышение лимитов расходования материальных, топливно-энергетических ресурсов и амортизации; неправильное применение нормативов; ♦ сокрытие в налоговой отчетности фактической зарплаты работников; ♦ неотражение реального количества работников; ♦ отражение стоимости реализованных товаров в учетных документах ниже стоимости фактической продажи. За эти виды нарушений налагается штраф в размере 20 % от суммы занижения налоговой базы
|
|
Неуплата или неполная уплата налога
|
||
При неправильном расчете налога в случае доначисления недостающей суммы на нее начислялась пеня. При умышленном уклонении от уплаты налога должностное лицо привлекалось к административной ответственности |
Теперь также налагается штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (ст. 224 НК в нов. ред.)
|
|
Нарушение оформления счетов-фактур в части отражения НДС
|
||
Отдельной ответственности за ошибки в оформлении счетов-фактур не было. Они рассматривались как нарушение правил ведения бухгалтерского учета. За это была предусмотрена административная ответственность должностного лица
|
Выделено в отдельное нарушение отражение в счете-фактуре НДС: ♦ на товары и услуги, освобожденные от него; ♦ при реализации поставщиками, не являющимися плательщиками НДС. Предусмотрен штраф для поставщиков в размере 20 % от суммы НДС, указанной в счете-фактуре. Кроме того, поставщик обязан уплатить налог, указанный в счете-фактуре (ст. 225 НК в нов. ред.) |
|
Неуплата налогов при трансфертном ценообразовании
|
||
Не было понятия цены, формируемой в сделках между взаимосвязанными сторонами, которая отличалась от средней цены для данных сделок
|
Вводится ответственность за недоплату налога по сделкам между взаимосвязанными сторонами при умышленном занижении цены. Кроме доначисления налога на сумму занижения, на предприятие также налагается штраф в размере 40 % от неуплаченной суммы налога (ст. 226 НК в нов. ред.)
|
|
Невключение доли прибыли контролируемой иностранной компании
|
||
Понятия контролируемой иностранной компании не было предусмотрено законодательством
|
Вводятся понятие «контролируемая иностранная компания», а также ответственность за неуплату налога с ее доли прибыли путем невключения ее в налоговую базу контролирующего лица (ст. 227 НК в нов. ред.)
|
|
Альберт Сафин, эксперт ООО «Norma».